Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный аспект — поиск себя в профессии




Участники, обсуждавшие проблемы профессиональной самореализации личности, говорили о том, что развитие личности в трудоспособном возрасте происходит в трудовой деятельности, которая занимает значительную часть жизни взрослого человека. Профессионализация подразумевает не только адекватное функционирование в рамках определенных требований к деятельности, не только постоянное самосовершенствование в данной профессии, но одновременно и потребность в личностном развитии и самореализации.

В этой связи следует отметить два аспекта проблемы.

С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы «хорошие условия». Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и с таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда, санитарно-гигиеническими условиями, размером заработной платы, отношением администрации к труду, отдыху и быту работников, взаимоотношениями с коллегами (по исследованиям В.В. Пантелеевой, Е.О. Тамм, Ю.И. Рамаевой самореализации в условиях детских дошкольных учреждений и коммерческих структур).

При этом наличие или отсутствие внешних условий для профессионального роста и самореализации не играет ведущей роли. Многие люди вовсе не ищут таких условий, могут всю жизнь проработать в должности, которая не требует самореализации, — маленькая, но стабильная зарплата, понятные инструкции, привычный уклад, отсутствие необходимости принимать решения и отвечать за свою инициативу.

Вышестоящие уровни мотивационной структуры личности (потребность в самореализации и самоактуализации, потребность в признании и уважении) задействованы у них в незначительной степени, а актуальными являются потребность находиться в стабильном защищенном состоянии и потребность в общении и причастности к группе.

Этот факт отчасти объясняется тем, что одним из основных препятствий для самоактуализации является сильное негативное влияние, оказываемое потребностью в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и стремление к поиску безопасности и защиты. Реализация же потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.

Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту. Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании. Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности.

Природу самореализации можно пытаться изучить через рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение».

Именно в аспекте профессионального становления проблема самореализации личности в профессиональной деятельности представляется нам наиболее разработанной. Определение человеком своего места в мире профессий, осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности в целом отражается в понятии «профессиональное самоопределение» (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.). Таким образом, профессиональное самоопределение является важной характеристикой личностной зрелости и потребности личности в самореализации и самоактуализации.

Самоопределение личности в профессии — процесс не одномоментный и неравномерный. Для него характерны переходы от одной стадии развития к другой, связанные с изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований. Эти изменения могут сопровождаться значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания, поиском новых способов поведения. Такие явления получили название нормативных профессиональных кризисов. По нашему мнению, в наибольшей степени мотивация к самореализации проявляется в поведении человека именно в момент кризиса.

Различают деструктивный, стагнирующий и конструктивный выходы из кризиса. Два первых предполагают уход от решения проблем, стереотипное поведение, неспособность принимать ответственность, приспособление к обстоятельствам и даже такой крайний выход из кризиса, как уход из профессии, депрессия, алкоголизм, агрессия, суицид. Конструктивное преодоление кризиса требует от личности рефлексии, подведения итогов, сверхнормативной активности, поступка, поиска новых возможностей самоосуществления и свидетельствует о зрелости личности. С чем, как не со стремлением к самореализации, мы имеем дело в этом случае?

В этой связи представляется возможным использовать опыт специалистов по профессиональному психологическому консультированию в решении проблем преодоления кризисов профессионального развития для того, чтобы разрабатывать методы психологического сопровождения самореализации личности.

В арсенал методов стимулирования самореализации личности можно включить повышение социально-психологической компетентности с помощью семинаров по психологии, оказание помощи в самопознании на основе применения методов психодиагностики, стимулирование профессионального роста, коррекцию самооценки и психологическую помощь в адаптации, проведение аттестаций работников, консультирование по вопросам построения карьеры (освоения смежных и дополнительных специальностей, новых технологий и пр.), формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, использование методов психолого-педагогической коррекции, направленной на гармонизацию личности и преодоление барьеров личностного развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.