КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастной аспект — путь становления возможностей
Причиной того, что так мало людей готовы реализовать себя (и благодаря этому быть счастливыми в жизни), возможно, является то, что в детстве, в подростковом возрасте, в юности эти люди не прошли нужный этап развития. «Весь путь, который проходит личность в период своего становления, с самого детства — это путь становления возможностей для самореализации зрелой личности», — считает кандидат психологических наук Э.Ф. Николаева, профессор кафедры психологии личности ТГУ. Во многих психологических теориях особое место уделяется раскрытию форм проявления самости человека: самопознание, самопонимание, саморегуляция, самоосуществление, самоутверждение, самоопределение, самоидентификация, самовоспитание, самооценка, самоактуализация, самореализация. Все эти явления появляются в личностном пространстве не одновременно, а строго последовательно и подчиняются возрастным законам развития. По всей видимости, изучая самореализацию, мы должны принять во внимание два ключевых понятия — «развитие» и «формирование». Это предполагает поиск и формирование того, что подготавливает личность к будущей самореализации в ходе естественного процесса ее развития. Э.Ф. Николаева считает, что проблему самореализации личности необходимо рассматривать с позиции возрастного подхода. Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности возраста, которые сами реализуются в различных видах деятельности и тем самым подготавливают личностный потенциал для перехода к другому возрастному периоду и для возникновения следующих потребностей и их реализации. Особое место в развитии личности, становления субъектности занимает подростковый возраст, для которого актуальными являются процессы самоутверждения и самовыражения. Здесь особо следует отметить важное значение поиска новых форм социально значимой деятельности, которая создала бы условия для самоутверждения подростков. Юношеский возраст — это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования — это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности. Следует отметить, что в любом возрасте самое опасное и губительное для будущей самореализации ребенка — когда взрослые не хотят замечать тенденцию к самостоятельности и творчеству, сдерживая проявления взрослости, предпочитая привычные, зачастую авторитарные методы воспитания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |