Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, значение и задачи финансового контроля




Понятие, характерные черты, содержание финансовых правоотношений и их особенности. Виды финансовых правоотношений.

Понятие, виды, содержание финансово-правовых норм.

Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.

Финансово-правовые нормы — установленные государством и обеспеченные его авторитетом (мерами принуждения) правила поведения участников финансовых отношений, выраженные в их правах и обязанностях. Это писаные нормы, которые носят в большинстве своем императивный характер, и устанавливаются государством в строго установленной форме и в определенные сроки. Строение финансово-правовой нормы соответствует общеправовым стандартам. К особенностям структуры финансово-правовых норм следует отнести то, что многие из них не имеют санкций и обеспечиваются санкциями, предусмотренными в других нормах, в том числе в нормах административного и уголовного права.

Виды финансово-правовых норм

В зависимости от функций в литературе финансово-правовые нормы делят на регулятивные и охранительные. Регулятивные (их большинство) непосредственно направлены на регулирование правоотношений, установление прав и обязанностей. Охранительные служат реализации мер государственного принуждения.

Регулятивные делят по способу воздействия на участников финансовых правоотношений на три группы:

· обязывающие — требующие от участника правоотношений каких-либо действий;

· запрещающие — содержащие запрет на совершение определенных действий участников правоотношений;

· уполномочивающие, — т.е. наделяющие участников правоотношений совершать какие-либо действия.

По своему содержанию финансово-правовые нормы делятся на:

· материальные (бюджетное право, установление видов и ставок налогов и т.п.).

· процессуальные (бюджетный процесс, нормы, устанавливающие порядок внесения налогов в бюджет).

Содержание финансово-правовой нормы составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в возложении на участников правоотношений каких-либо обязанностей или закреплении за ними прав с целью обеспечения планомерного образования и расходования фондов государства. Именно это содержание финансово-правовых норм обуславливает их императивный характер.

Особенностями финансово правовых норм принято считать то, что они регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих задач.

 

Финансовые правоотношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по поводу мобилизации, распределения или использования материальных ресурсов государства и регулируемые финансово-правовыми нормами.

Содержание финансовых правоотношений составляют отношения по поводу процессов накопления и использования денежных средств государством из финансовых фондов. Возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения на основании юридических фактов (в основном финансово-правовых актов) — действий или событий. Действия связаны с волеизъявлением сторон (приобретение ГКО), события практически не связаны с волей сторон (гибель продукции на складе влечет ее списание на убытки, а, следовательно, и исключение из объектов налогообложения).

Финансовые правоотношения делятся на следующие виды: от объекта –на материальные и процессуальные; от структуры финансовой системы – на бюджетные и налоговые, фондовые, кредитные, государственного страхования.

Субъектами финансовых правоотношений являются конкретные участники финансовых правоотношений, носители финансовых прав и обязанностей. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений в большинстве случаев совпадают. Субъект финансового права становится субъектом финансового правоотношения реализовав свою правосубъектность. Несовпадение может происходить тогда, когда государство вступает в финансовое правоотношение, поскольку оно вступает в правоотношение посредством своих органов.

Объектом финансового правоотношения является то, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений (материальные или нематериальные блага).

 

 

Тема 4. Финансовый контроль в Республике Беларусь

 

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль призван охватывать своей деятельностью не только государственные органы, но и всех прочих субъектов финансовых правоотношений, поскольку все они задействованы в финансовой деятельности государства, в процессе формирования и использования денежных фондов.

Задачами финансового контроля являются:

-обеспечение полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами правоотношений;

- содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных фондов;

- обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверной отчетности;

- выявление резервов роста финансовых ресурсов;

- предупреждение и устранение финансовых правонарушений.

 

Основополагающим актом для всех видов контроля является Указ Президента №673 от 15 ноября 1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию координационной деятельности контролирующих органов в РБ и порядка применения ими экономических санкций» в редакции Указа № 722 от 06.12.2001 г., которым утверждены Положение о Совете по координации контрольной деятельности в РБ, а также Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Также необходимо отметить Закон РБ «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» от 19.06.2000, которым на ряд субъектов хозяйствования, имеющих прямое или косвенное отношение к осуществлению финансовой деятельности, возложены дополнительные обязанности по отражению, контролю и передаче информации о финансовых операциях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.