КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы тренировки
В гимнастике принципы тренировок построены на основе известных принципов, общих для спортивной деятельности. Специфика тренировки в гимнастике требует некоторых особенностей в реализации этих принципов. Принцип единства углубленной специализации и направленности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств гимнастики, применения методов и методических приемов обучения, выделения этапов специализированной подготовки гимнастов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда. Принцип прогрессирования, направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях, предусмотренных в правилах соревнований, к содержанию и композиции упражнений. В соответствии с этим тренировка гимнастов должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить программу-максимум для каждого гимнаста. Реальный максимум для гимнастов данного уровня подготовленности — программа следующего спортивного разряда. Углубленная специализация предполагает также выделение в многоборье «ударных» его видов, в которых максимально могут проявляться индивидуальные качества гимнаста. Принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип дает возможность обеспечить высокий уровень всесторонней общей подготовки гимнастов, на базе которой создаются условия для специализированной подготовки, предельного развития какого-либо качества, освоения сверхсложных элементов. В свою очередь общую подготовку гимнаста можно рассматривать как суммирование эффекта от решения задач специальной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое обоснование в представлениях о единстве систем организма. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций обязательно отразится на развитии организма в целом. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение множеством двигательных действий, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем общая подготовка должна быть подчинена специальной. Поэтому средства тренировки должны подбираться так, чтобы наилучшим образом обеспечить формирование специальных двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Это достигается путем подбора упражнений сходных с основными по скоростно-силовым, пространственным и временным характеристикам. Важно при этом правильно определить баланс средств общей и специальной подготовки в тренировочном процессе. По правилу «воронки» широкое применение средств общей физической подготовки сужается по мере приближения к соревнованию, а использование средств специальной подготовки, наоборот, должно возрастать. Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тренировки. Это необходимо для профессионального приспособления организма к большим физическим и психическим нагрузкам, образования сложнейших двигательных навыков, постоянного их подкрепления и накопления двигательного опыта. Чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, гимнастам необходимо своевременное восстановление функций организма. В качестве восстановительных мероприятий можно применять баню, водные процедуры, массаж, контрастные ванны и др. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, которое является показателем приспособленности организма к определенным нагрузкам. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам тренируются ежедневно. Непрерывность занятий является основой для построения планов овладения новыми упражнениями к увеличению нагрузок. Принцип единства постепенного возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Этот принцип связан с предыдущим. Но сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, она является лишь фоном для постепенного наращивания нагрузки: овладевать все более трудными элементами, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение нагрузки приводит к более высокому уровню функциональной адаптации. Из физиологии спорта известно, что организм спортсмена способен восполнить затраты энергии, израсходованной на тренировке, с превышением дорабочего уровня. Эта способность организма получила название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». На этой биологической закономерности и построен принцип увеличения нагрузок, вплоть до максимальных. Однако выходы на максимальные (ударные) нагрузки возможны лишь при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных величин нагрузки для данного гимнаста. В этом и состоит суть этого принципа. «Ударная» нагрузка превышает основную в 1,5-2 раза. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок базируется на физиологической закономерности организма, связанной со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок — вольнообразность, их периодическое повышение и снижение как в длительных отрезках времени, так и в течении тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать малые волны — нагрузка нескольких занятий в течение одного микроцикла, средние — в течении одного этапа, большие — суммарная нагрузка нескольких этапов, они отражают общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичный или годичный цикл тренировки). Принцип цикличности тренировочного процесса продиктован необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие, образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности и состояния спортивной формы. На каждой тренировке гимнасты повторяют упражнения всех видов многоборья. И каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, со своими задачами, типичными для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней образуют микроцикл тренировки, более крупные циклы охватывают значительные промежутки времени от нескольких недель до полугода и года. Но они также повторяются, если иметь ввиду многолетнюю тренировку гимнастов. Причем повторение это происходит ни на одном уровне, а по спирали, отражая тем самым динамику процесса тренировки, направленной либо вверх по спирали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании снизить эти показатели. Согласно этим принципам строится и одно занятие и многолетний процесс тренировки.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ Содержание тренировки, в теории и практике спорта понимается как сумма всех сторон учебно-воспитательной и тренировочной работы со спортсменами и включает в себя техническую, физическую, психологическую, тактическую и теоретическую подготовку. Техническая подготовка. Под технической подготовкой в гимнастике понимают совокупность необходимых или фактически выработанных двигательных навыков и сопутствующих качеств. В процессе обучения и тренировки решаются следующие задачи: 1. Овладение кругом разнообразных по сложности двигательных навыков, составляющих собой основной предмет технической подготовки. 2. Закрепление и совершенствование раннее приобретенных двигательных навыков. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе тренировки. Техническую подготовку составляют: 1. Элементы начальной «школы» гимнастов такие как, овладение важнейшими рабочими положениями на снарядах, элементами гимнастического стиля, элементами пластики, гибкостью, силой, координацией движений. 2. Базовые двигательные действия. К ним относятся сложно-координированные действия универсального назначения, используемые в виде частных навыков. Это удержание динамической Профилирующие элементы. К ним относятся центральные элементы в группах родственных движений, объединенных по принципу сходства в технике. Овладение профилирующими элементами облегчает затем разучивание других более сложных элементов данной структурной группы. На этапе специализированной подготовки овладение как можно большим кругом профилирующих элементов на всех видах гимнастического многоборья является одной из центральных задач технической подготовки гимнастов. Физическая подготовка. Это процесс развития физических способностей гимнастов, необходимых для технической подготовки. Для овладения программными упражнениями гимнастам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. На воспитание этих качеств и направлены средства общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка предусматривает применение физических упражнений с самым широким спектром воздействия, на все органы и системы организма с целью повышения Специальная физическая подготовка направлена на преимущественное развитие тех качеств, которые обеспечивают выполнение конкретных упражнений на всех видах гимнастического многоборья. Основными средствами специальной подготовки являются прежде всего соревновательные упражнения, а также специально-подготовительные развивающие упражнения обеспечивающие прогрессирующее развитие качеств и эффективность процесса обучения и тренировки гимнастов. При развитии физических качеств гимнастов необходимо предусмотреть их «функциональную избыточность», т. е. такое развитие физических качеств и способностей, которое в значительной мере превышает минимально необходимые для решения двигательных задач, стоящих перед гимнастом. Всесторонняя физическая подготовка должна строиться на основе органического единства общей и специальной подготовки. На различных этапах подготовки гимнастов существуют самые разнообразные соотношения средств общей и специальной физической подготовки. Например: в начале подготовительного периода преобладают средства общей физической подготовки, а по мере приближения к соревновательному периоду и в самом соревновательном периоде соотношение средств меняется — возрастает объем специально-подготовительных и соревновательных упражнений при снижении объема общеподготовительных. В переходном периоде вновь возрастает объем упражнений общей физической подготовки. По мере роста спортивного мастерства гимнастов удельный вес специально подготовительных и соревновательных упражнений постепенно возрастает. Психологическая подготовка. Современный уровень спортивных достижений требует от гимнастов совершенства всех психических функций, от которых зависит успешная деятельность гимнаста. В зависимости от задач психологическая подготовка делится на общую и специальную. Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание устойчивых интересов и мотивов, определяющих отношение гимнастов к тренировке и к своему спортивному совершенствованию, воспитание нравственных и волевых качеств, развитие способностей к созданию двигательных действий, формирование навыков саморегуляции психических состояний. Приемы общей психической подготовки реализуются в ходе систематических занятий в форме конкретных заданий. Например: мысленно воспроизвести двигательное действие и т. п. Специальная психологическая подготовка направлена на формирование готовности к конкретному соревнованию. Готовность к конкретному соревнованию зависит от установки на результат в данных соревнованиях. Мастерство тренера заключается в том, чтобы в ходе психологической подготовки к соревнованиям, сформировать у своего ученика верную установку, адекватную его силам и возможностям. Установка как готовность определенным образом выступить в соревновании наиболее полно реализуется при правильном соотношении психической напряженности и устойчивости. Психическая напряженность является непременным условием успешной соревновательной деятельности. Уровень ее определяется «высотой» соревновательной установки. Психологическая напряженность в силу каких либо обстоятельств иногда бывает чрезмерной или недостаточной. В обеих случаях необходима умелая коррекция психической напряженности за счет регуляции психического состояния гимнаста (самовнушение, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки). Вторым фактором для успешной реализации сформированной установки является психическая устойчивость. Это способность эффективно выполнять соревновательные действия в условиях повышенной психической напряженности. Таким образом подготовка к конкретному соревнованию должна предполагать решение трех психолого-педагогических задач: 1. Формирование установки, адекватной возможностям гимнаста. 2. Обеспечение необходимого уровня психической напряженности. 3. Создание необходимого уровня психической устойчивости. — ограничение специальной нагрузки, уменьшение количества подходов; — создание ситуации присутствия зрителей; — создание условий «внешнего» судейства; — исключение приемов страховки; — устранение облегченных условий; — «игра» на лучшее исполнение; — выполнение упражнения на оценку в состоянии утомления; — проведение контрольных соревнований. Проведение этих приемов должно сопровождаться «внушающей» информацией гимнасту о его возможностях в данном соревновании. Таким образом будет решаться вопрос целенаправленного формирования соревновательной установки. Тактическая подготовка в гимнастике не имеет такого решающего значения, как в других видах спорта (боксе, борьбе, фехтовании, спортивных играх). Однако в зависимости от условий и обстановки соревнований, гимнастам приходится использовать в своей соревновательной деятельности целый ряд тактических правил и приемов, которые помогают им достичь желаемого результата. Тактическим приемам и правилам ведения спортивной борьбы, гимнастов надо обучать заранее. Готовясь к соревнованиям следует помнить тактические правила: 1. Не рекомендуется в комбинацию включать те элементы, которые на соревнованиях могут привести к срыву, падению. 2. Важно в самом начале состязаний произвести на судей хорошее впечатление. 3. В команде заранее наметить лидеров. В команде целесообразно иметь хотя бы двух лидеров. 4. Важно определить очередность вызова гимнастов к снаряду. Первый гимнаст должен быть надежным и получать хорошую оценку. Далее в списке гимнасты располагаются так, чтобы каждый последующий был лучше предыдущего. 5. Иметь запасной вариант комбинации, который бы помог выиграть соревнования на одном из видов. Важнейшим средством тактической подготовки является тщательное изучение гимнастами правил и положения о соревнованиях. Теоретическая подготовка предусматривает овладение гимнастом специальными знаниями теории и методики спортивной тренировки, основами техники гимнастических упражнений, физиологии, психологии, знание правил соревнований и др. Только при этом условии учебно-тренировочный процесс будет наиболее продуктивным.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |