Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы средневековой философии




Политическое учение Аристотеля и его значение для осмысления проблем современной демократии.

Поскольку в онтологии Аристотель признает реальное существование единичного, то в своих полит.взглядах он стоит на позициях демократии.

Аристотель считает, что подлинным гражданином государства является лишь тот человек, кот.принимает активное участие в суде и в управлении.

Аристотель утверждает, что в государстве первенство должно принадлежать закону, поскольку в отсутствии законов люди ведут себя как самые мерзкие из животных. Он утверждает, что эффективность законов определяется не столько их содержанием, сколько длительностью существования. Самые лучшие законы, кот. опираются на традицию.

В отличии от Платона, Аристотель считал необходимым существование частной собственности, поскольку только человек, обладающий собственностью может быть свободным. Однако, Аристотель утверждает, что государство будет стабильным лишь при условии, что большую часть его населения будет составлять средний электорат?, т.е. люди с такими доходами, кот. не вызывают к ним зависти со стороны более бедных сограждан, а с другой стороны - позволяют им самим не завидовать более богатым.

Аристотель создает учение о правильных и неправильных типах государства.

Правильные:

1) монархия

2) аристократия

3) полития (власть среднего эл-та)

Неправильные:

1) тирания

2) олигархия

3) демократия (власть народа)

Критерии разграничения прав. и неправ. типов государства является то, что в прав. типах государства выражает интересы всех граждан, всех слоев населения, а в неправильных, недемократических типах государства, государство выражает интересы одного человека или одной группы людей.

Для того, чтобы власть выражала интересы всех граждан должно сформ-ся гражданского общество, т.е. система институтов, выражающих интересы всех слоев населения и оказывающих давление на власть.

 

Исторические границы средневековой философии (II-XV в.) Средневековая философия связана с античной - это выражается в том, что в ней были заимствованы идеи Платона и Аристотеля.

Вместе с тем радикальное отличие средневековой философии от античной состояла в том, что если в античной философии человек мыслил мир под знаком безличного космоса, то в средневековой философии утверждается принцип теоцентризма, в соответствии с которым в центре мира находится личный антропоморфный Бог, причем поскольку в христианстве Бог есть любовь, то все мироздание проникнуто любовью Бога к человеку и любовью человека к Богу.

В соответствии с принципом теоцентризма строится вся картина мира и решаются теоретические проблемы, прежде всего проблема иерархии наук. В средневековье на первом месте среди наук стоит теология, которая непосредственно изучает Бога, на втором месте философия, которая рассматривается как служанка богословия, поскольку она должна обосновать догматы христианства с помощью разума, и на третьем наука о природе.

С позиции теоцентризма рассматривается проблема соотношения веры и знания. К решению этой проблемы существует три подхода:

1) Тертуллиан утверждает, что верует потому что нелепо, т.е. он постулирует абсолютную невозможность познания религиозных догматов с помощью разума;

2) Августин Блаженный утверждает "верю, чтобы понимать";

3) Пьер Абеляр, понимаю, чтобы верить. Эта позиция ведет к рационализации христианства и в конечном счете приводит к тому что те догматы, которые не могут быть доказаны с помощью разума должны быть отброшены.

Теоцентризм представляет собой основу для преодоления нравственного релятивизма софистов (стирание грани между добром и злом), поскольку все нравственные ценности и нормы христианства имеют абсолютный характер и не могут быть восприняты человеком.

Принцип креационизма. В соотв. с этим принципом Бог создал мир из ничего, поэтому последовательный объективный идеализм появляется только в средневековой философии, поскольку в античности материя существует как несотворенная субстанция и Бог как мастеровой творит из нее различные предметы.

Однако утверждение, что Всемогущий и Всеблагой Бог является единственной основой мира, ставит вопрос о том, почему в мире столько зла. Поэтому в христианской философии появляется такое направление теодицея, суть кот. в оправдании Бога за существующее в мире зло. Самым распространенным вариантом теодицеи является утверждение, что источником зла является не Бог, а свободная воля человека.

Принцип персонализма. В соответствии с этим принципом, каждый человек обладает глубоким внутренним миром, кот. будучи недоступен для других людей постоянно открыт взору Творца, поэтому Бог судит о достоинствах христианина не только по его поступкам, сколько по мотивам этих поступков и даже отношению человека к мотивам своих поступков.

Принцип провиденциализма. В соответствии, с которым Бог не только создает мир, но миром управляет божественное провидение. Поэтому в средневековой философии возникает вопрос о соотношении божественного провидения и свободной воли человека.

Принцип ревеляционизма. В соответствии, с которым, абсолютная истина о мире дана в священном писании, поэтому истинность любого утверждения устанавливается путем сравнения его с созданием священного писания. Таким образом, формировался догматический стиль мышления, в соответствии с которым истина находится не в будущем, а в прошлом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.