Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Особенности финансовой системы России периода империализма




 

5.1. Финансы России в начале XX века

К началу XX в. Россия вступает в империалистическую стадию, характеризующуюся следующими признаками:

- усиление роли финансового капитала;

- сращивание промышленного и банковского капитала.

Сохранение феодально-крепостнических отношений в экономике, преобладание сельского населения в стране, отсутствие политической власти у буржуазии, значительный удельный вес иностранного капитала, огромное государственное железнодорожное строительство – вот основные причины, которые привели к отличию финансовой системы России от других западных стран. Реформирование финансовой системы началось в последние десятилетия 19 века под руководством министерства финансов, которое возглавлял с 1892 Сергей Юрьевич Витте.

Витте ввел золотую валюту, преобразовал государственные налоги, урегулировал государственный бюджет, уменьшил выкупные платежи. обеспечил громадное развитие торговли, особенно внешней. К его приходу 45% доходов в бюджет страны в основном шли за счет винной монополии, государственных имуществ и железной дороги, а через систему прямых налогов всего 7%. До реформы подушная подать, выкупные платежи и поземельный налог составляли более четверти доходов бюджета, а в 1901 году их доля не превышала 8%. В период империализма в России наблюдается принципиально новая система формирования централизованных доходов – большая часть доходов бюджета формируется через каналы, на которые не оказывает влияние условия хозяйствования, особенно сельское хозяйство. На смену прямым налогам, которые всегда отличались большой долей недоимочности, приходят самые несправедливые косвенные налоги. Они тяжелым бременем ложатся на трудящиеся массы, т.к. не учитывают уровень дохода, а зависят лишь от потребления товаров, обложенных этими налогами. Косвенные налоги не учитывают уровень доходов плательщика, они одинаковы как для бедных, так и для богатых. Кроме того взимание налога незаметно для потребителя, т.к. входит в цену товара.

К концу 19 века 82% населения проживала в деревне. Численность рабочих достигала 3 млн. человек. Формирование доходов государства происходит как путем прямой эксплуатации трудящихся на принадлежащих казне предприятиях, так и через налоговую систему. Еще более несправедлива (в социальном отношении) система расходов: долгосрочные кредиты на льготных условиях, государственные заказы, связанные с железнодорожным строительством и реорганизация вооружения.

В финансовой политике Витте выделяются два направления:

- перевод денежной системы на золотую основу;

- формирование доходов бюджета через систему косвенного обложения и доходов от государственной собственности.

Основными элементами перевода денежной системы на золотой стандарт в 1897 году являются:

1) предоставление эмиссионного права, т.е. права выпуска денежных знаков, только Государственному банку;

2) гарантированный размен бумажных денег на золото;

3) одновременное обращение бумажных и золотых денег;

4) ограничение выпуска бумажных денег в пределах, превышающих установленный лимит выпуска сверх золотого обеспечения.

В 1897 г. был установлен лимит на обеспечение золотом бумажных денег в 300 млн. рублей при общей сумме банковских билетов в 600 млн. руб. Выпуск денег выше этой суммы должен был быть обеспечен золотом.

В сентябре 1897 г. в обращении было 1068,8 млн. бумажных денег, в обеспечение которых казна передала банку золота на 862, 5 млн. руб. В 1900 г. в обращении – 630 млн. руб. бумажных денег и 639 млн. золотых монет.

Изначально в России источниками золотого запаса выступали только налоги и иностранные займы, покрываемые тоже налогами.

Реформа Витте была рассчитана прежде всего на привлечение иностранного капитала в Россию и денежного, и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого финансового положения России. Вторая сторона финансовой реформы Витте – изменение источников доходной базы бюджета.

Принципиально косвенная система налогов, основанная на обложении предметов первой необходимости, самая выгодная для государства. Она обеспечивает бюджет устойчивыми доходами, поскольку потребление предметов первой необходимости практически не зависит от их цены. Прямым следствием этих налогов является – дальнейшее обнищание трудящихся. Однако в системе Витте упор был сделан на введение винной монополии, что в конечном итоге привело к спаиванию населения.

Концентрация в руках государства железных дорог, почт и телеграфа создала возможность увеличения доходов государства путем повышения тарифов.

Прямые налоги в 1901 году дали казне 10% поступлений, косвенные 55%, пошлины 7%. На душу населения прямые налоги составляли 99 копеек, а косвенные 5 руб. 15 коп.

Установленная при Витте система налогов не претерпела существенных изменений при его приемниках на посту министра финансов – Э.Д. Плеске, В.Н. Коковцева, И.П. Щипове вплоть до начала первой мировой войны.

Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципах, т.е. он не включал в себя местные бюджеты и делился на обыкновенный и чрезвычайный.

Доходы обыкновенного бюджета делились на следующие группы: прямые налоги, косвенные налоги, пошлины, правительственные регалии, казенные имущества и капиталы, отчуждение государственных имуществ (т.е. доходы от их реализации), выкупные платежи (до 1905 года, когда они были отменены), возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и прочие расходы.

Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на пять групп:

1.. Налоги и сборы с недвижимых имуществ:

2. Налоги с торговли и промышленности:

3. Налоги с денежных капиталов:

4. Подати и личные налоги:

5. Государственный квартирный налог.

Из анализа видов прямых налогов можно сделать два вывода:

- в системе прямых налогов нет единого принципа (одновременно употребляются не только реальные и личные налоги, но и такие архаичные их формы, как оброк, подымный налог, ясак и др.);

- налоговая система отражала национальную политику царской России, основанную на угнетении окраинных народов.

Косвенные налоги включали в себя шесть видов:

- питейный доход,

- табачный доход,

- сахарный доход, нефтяной,

- спичечный доход,

- таможенные пошлины.

Царское правительство рассчитывало переложить всю тяжесть обложения на трудящихся. В России уровень доходов населения в расчете на душу населения был ниже, чем в развитых европейских странах. Рост налогообложения значительно опережал рост доходов населения.

Подавляющая часть налогов уплачивалась малоимущими и неимущими.

В этих условиях бюджет можно было сбалансировать только займами и распродажей национального богатства иностранным капиталистам. Долг России к началу века составляла 6275, 1 млн руб.

Финансовая политика царского правительства привела к огромному потоку иностранного капитала в экономику России.

Значительно ухудшилось финансовое положение во время русско-японской войны. Расходы на войну приводились разными авторами по-разному от 2-3 млрд. у Дементьева до 11 млрд у Кулишера. Данные Дементьева принято считать наиболее вероятными, т.к. расходы обыкновенного бюджета в России 1904 года составили 1,9 млрд. рублей, т.е. расходы на войну значительно превышали весь годовой бюджет России. Расходы на войну были покрыты внешним займом на 1912 млн рублей. Остальная сумма была покрыта внутренним займом и свободной наличностью казначейства, т.е. золотым запасом. В связи с этим встал вопрос о прекращении размена бумажных денег на золото.

В 1906 году был заключен заем, спасший русскую денежную систему, на сумму 2250 млн. франков (около 845 млн. руб.) на невыгодных условиях: кроме 5% годовых, казна уступила 16,5 коп. с каждого рубля в виде разницы между номинальной ценой и эмиссионным курсом. В предоставлении этого займа участвовали крупнейшие банки Европы.

Платежи по займам России выросли с 1904 по 1907г на 91,4 млн. руб. ежегодно и достигли в 1907 году 380,7 млн. рублей, что почти в 1,5 раза больше суммы прямых налогов. Соответственно в этот период сумма налогов возросла на 139,3 млн. рублей.

Основным источником погашения государственных займов выступают налоги. Второй путь погашения займов Россия нашла в приобретении новых займов. С 1903 по 1913 гг на сумму 4 095 млн руб. Этих денег хватало на то, чтобы расплатиться по долгам и оплатить их проценты.

Формирование доходов бюджета в первой половине 20 века было очень сложной проблемой.

Рост послевоенных расходов вызвал ряд мер по увеличению доходов бюджета. Важнейшими из них были следующие.

1. С 1.10.1908 г. была повышена цена казенного вина, в результате поступления в казну возросли к 1909 году на 50 млн. руб.

2. Изменена система обложения табака в 1909 г. (к 1910 г. рост составил на 8,1 млн. руб., т.е. на 15%).

3. В 1909 году изменена система обложения недвижимых имуществ. В 1909 году изменение таможенных пошлин только на Дальнем Востоке обеспечило их рост на 3 млн. руб. ежегодно.

4. В 1910 г. была изменена система обложения городских недвижимых имуществ, что увеличило поступления по ним к 1912 г почти на 43%.

5. Министерство финансов рассматривает предложения о введении подоходного налога, военного налога, об изменении промыслового налога, налога с наследства о гербовом сборе.

Относительно слабое экономическое развитие страны привело к тому, что Россия к началу первой мировой войны пришла с огромным государственным долгом свыше 9 млрд. руб., из которых внешний долг составлял половину. К этой сумме можно прибавить 3 млрд. руб. железнодорожных займов. Вывод: долг превышал бюджет более чем в 3,5 раза.

Другой особенностью финансовой системы России периода империализма были быстрые темпы роста бюджета.

Только за период 1900 по 1913 гг. бюджет вырос в 2 раза, т.е. среднегодовые темпы роста государственного бюджета превысили 15%, что почти в 3 раза выше темпа роста национального дохода. Это означает, что в руках государства сконцентрирована большая часть национального дохода, и сокращение реальных доходов населения.

С началом первой мировой войны финансовые противоречия обострились.

 

5.2. Финансы России в период Первой мировой войны

1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Военные расходы России с июля 1914 г. до конца 1917 г. составили 50 млрд. руб.

Первым следствием войны было фактическое признание несовершенства денежной системы России – уже 23 июля Николай II подписал указ о прекращении размена кредитных билетов на золото.

Почти по всем видам прямых и косвенных налогов резко увеличиваются ставки обложения, вводятся новые налоги.

До конца 1914 года были изменены ставки обложения по 12 видам косвенных налогов (акцизы со спирта, спичек, табака и т.д.), введены новые налоги с железнодорожных грузов, налог на хлопок. Были увеличены ставки по всем видам прямых налогов, введен налог на телефонные аппараты.

В 1915-1916 гг. несколько раз увеличивались ставки действующих налогов. Так акциз с нефти, увеличенный в 1914 году на 50%, в 1916 увеличился на 100%, акциз со спичек в 1914 г. – на 50-100%, а в 1915 г. – на 80-140%.

Самые существенные изменения в доходах бюджета вызвало решение о прекращении продажи водки. Инициатива о запрещении продажи водки исходила от военного министерства, которое опасалось за своевременность мобилизации.

Численность действующей армии возросла с 1,4 до 10,8 млн. человек.

Доходы бюджета в 1914 г. сократились по сравнению с 1913 г. на 537 млн. рублей. Однако уже в 1916 г. они превзошли уровень 1913 г. на 543 млн. руб., т.е. возросли за 3 года на 1080 млн. рублей.

Война привела к резкому сокращению русского экспорта и росту импорта. В импорте стали преобладать военные поставки, не облагаемые таможенными пошлинами.

Падение уровня производства, огромный рост прямых и косвенных налогов, непосильные военные расходы привели к резкому падению покупательской способности рубля и, соответственно, к падению реальной заработной платы.

Правительство в 1916 г. принимает закон о введении общеподоходного налога и налога на военную прибыль. Закон о подоходном налоге вступал в действие с 01.01.1917 г.

Для всех воюющих стран основным источником покрытия расходов на ведение войны выступали займы и эмиссия денег. Расходы, связанные с войной значительно превышали возможности бюджета. За два с половиной года денежная масса в обращении возросла почти в 6 раз.

Бумажно-денежная эмиссия и краткосрочные обязательства не могли решить проблему покрытия дефицита государственного бюджета. Увеличение количества денег в обращении приводит к расстройству денежного хозяйства, к инфляции.

До 1917 года было выпущено 6 внутренних займов для покрытия военных расходов на 8 млрд. рублей.

Особые отношения складывались у России по внешним займам. Россия привлекала их для железнодорожного строительства, для приобретения паровозов и вагонов, станков и оборудования для развивающейся промышленности.

Иностранные военные займы имели свои особенности:

1. Они выдавались под большие проценты;

2. Займы могли быть использованы только для уплаты прямых долгов и процентов по ним и для приобретения вооружения и боеприпасов;

3. Иностранные банки требовали в залог под займы – золото.

Развал финансовой системы тяжело отразился на экономическом положении трудящихся масс вследствие роста дороговизны на товары первой необходимости. Несмотря на сокращение рабочей силы вследствие призыва в армию, наблюдается рост безработицы.

Расстройство денежной системы усугубляло экономический и финансовый кризис царской России, приближало политический кризис.

 

5.3. Финансовая политика временного правительства

Временное правительство не было однородным – за 8 месяцев сменилось четыре состава правительства, не считая 3-х дневного правления комитета Государственной думы (27 февраля – 2 марта).

Однако, смены состава правительства не могли изменить финансовую политику временного правительства. Оно было правительством буржуазии и защищало интересы имущих классов. Правительство уже 8 марта выступило с заявлением, где указало, что будет проводить финансовую политику царского правительства, что все обязательства царского правительства оно принимает на себя.

Вся финансовая политика Временного правительства была направлена на сбор средств для ведения войны.

В целях политического маневрирования 23 апреля при Министерстве финансов создается «Совещание для разработки плана финансового преобразования», с целью разработки неотложных дел по финансовым преобразованиям.

Временное правительство предпринимает всевозможные меры к обеспечению налоговых поступлений в бюджет, в результате чего за время его существования поступления обыкновенных доходов увеличивается на 22,1% по сравнению с уровнем 1916 г.

Для удовлетворения военных расходов Временное правительство использовало эмиссию денег и займы. Оно 5 раз расширяло эмиссионное право Государственного банка. В связи с этим Министерство иностранных дел через русское посольство в Париже, Лондоне и Вашингтоне обратилось с просьбой организовать там печатание денег. бумажно-денежная эмиссия привела к дальнейшему обесценению рубля. Путем займов буржуазия превращает капитал, приносящий проценты, деньги, которые могли бы быть конфискованы у нее без возврата в виде налогов.

Десятки миллиардов военных расходов приводили к расстройству финансовой системы России. Следствием этого были огромный рост государственного долга.

Россия периодически прибегала к сокращению государственного долга через расхищение национального богатства, например продажа национального достояния страны – Аляски.

27 марта 1917 г. временным правительством было принято постановление «О выпуске займа свободы 1917 г.» Его размещение было поручено Государственному банку и еще 30 коммерческим русским банкам. Займ хорошо был принят буржуазией, т.к. при подписке на него вносилось только 10% суммы, при этом буржуазия превращала в капитал деньги, которые в военных условиях могли быть просто конфискованы. Этот заем вызвал в стране появление новых и дополнительных налогов. Подписчики займа разбивались на 5 групп. Для каждого из них предлагались свои правила определения суммы подписки. Сумма подписки зависела от доходов. Для получающих доход от 2 до 10 тысяч рублей годовых, сумма составляла 10% от дохода; от 100 до 200 тысяч рублей - сумма составляла 50%.

Идея принудительного займа фактически провалилась. Из-за фактического обесценивания денег 10 мая Временное правительство приняло решение о введение в действие новых повышенных прямых налогов (на военную прибыль, подоходный налог, поимущественный налог и т.д.) Закон о подоходном налоге в 1917 году устанавливал 89 разрядов плательщиков, в зависимости от размеров доходов.

В стране различные комитеты и советы выступали против налогового законодательства, которое ввело Временное правительство. В сентябре Министерство финансов вышло в правительство с предложением по следующим мерам:

- снизить предельный размер налогов до 50% прибыли предприятий и до 40% вознаграждений отдельным лицам;

- налог на прирост прибылей взимать только с суммы прибыли, остающейся после уплаты подоходного налога;

- обложение единовременным налогом перенести с 1917 на 1918 год.

Общий ущерб в России и Советского государства за период с 1914 по 1920 годы (за время войны и интервенции) превысил 74 тыс. млн. рублей в золотом исчислении. В общей сложности Временное правительство истратило на продолжение войны около 15 млрд. рублей.


Тема 6. Экономические реформы в России советского периода (1917-1990-е годы)

6.1. Товарно-денежные отношения в период «военного коммунизма» и новой экономической политики.

По характеру экономической политики первые 10 лет после Октябрьской революции подразделяются на период «военного коммунизма» (1918-1920) и период новой экономической политики – НЭП (1921-1927), различающиеся между собой прежде всего отношением к частному капиталу, применению наемного труда и степенью использования и признания товарно-денежных отношений.

Экономическая политика военного коммунизма реагировала на текущие события. Это выразилось в следующих практических мероприятиях:

1. Реализация декрета о земле (раздел и передача земли);

2. Национализация торговли с её заменой на принудительное организованное распределение и установление прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.);

3. Национализация крупной промышленности (июнь 1918 г.), а затем национализация всей промышленности (1919 г.);

4. Введение продовольственной развёрстки (январь 1919 г.);

5. Введение всеобщей трудовой повинности.

Для выполнения этих мероприятий был принят ряд мер военного характера:

- введение государственной монополии на хлеб;

- созданы продотряды и другие мероприятия.

Всё это привело к возникновению Гражданской войны. Партия большевиков рассчитывала путём указаний сверху организовать общегосударственное производство и распределение. Идея бестоварного хозяйства была изложена во 2-ой программе РКП(б) (Российская Коммунистическая партия (Большевиков)) – март 1919 г. В исполнение этой программы принимаются декреты:

- о бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов.

- о бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления

- об отмене платы за всякое топливо.

Эти декреты фактически остались на бумаге.

Экономические результаты военного коммунизма оказались плачевными.

Промышленное производство страны сократилось в семь раз по сравнению с 1913 г., сельскохозяйственное – на 40 %. Добыча угля составляла 1/3 довоенного уровня. Выплавка чугуна уменьшилась в 1920 г. в два раза по сравнению с довоенной. Тяжелое положение было на транспорте: 31 железная дорога не работала, эшелоны с хлебом застревали в пути. Из-за отсутствия сырья, топлива и рабочей силы большинство фабрик и заводов бездействовало. Только в Москве было закрыто более 400 предприятий.

Валовая продукция сельского хозяйства в 1921 г. составляла 60 % уровня 1913 г. Уменьшились поголовье скота и продукция животноводства. Посевные площади сократились на 25 % в 1920 г., а урожайность на 43 % (по отношению к 1913 г.). Неурожай в 1920 г., засуха в 1921 г., голод в Поволжье, на Северном Кавказе, в части Украины унесли из жизни около 5 млн. человек.

Переход к продовольственному налогу стал толчком перехода к НЭПУ (новая экономическая политика).

Новая экономическая политика создавала условия для свободы торговли. Первоначально государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Неудача товарообмена показала необходимость перехода к развитию товарно-денежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения, которую можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения задач общегосударственной системы ценообразования, а также кредитной и финансовой систем.

В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:

- сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;

- обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;

- обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной;

- обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны.

До осени 1921 г. денежная политика фактически по-прежнему ограничивалась вопросами выпуска и распределения денежных знаков. Создание в октябре 1921 г. Государственного банка означало, что государство делает важный шаг в регулировании денежного оборота. Государственный банк при помощи кредита должен был помочь восстановлению пострадавшего от войны и разрухи народного хозяйства, способствовать установлению и развитию хозяйственных связей между различными районами и отраслями. Его первостепенной задачей стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Исходя из понимания социализма как системы с решающей ролью общественной собственности, Государственный банк, в условиях новой экономической политики, должен был с помощью кредита поощрять, прежде всего, развитие государственной и кооперативной торговли.

К концу 1922 г. наметились определенные успехи в восстановлении хозяйства, был получен хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству хозрасчетные предприятия; стал приносить проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы.

 

6.2. Денежные реформы в СССР

К концу 1922 г. советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922года – так называемые совзнаки. Новый 1 рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль которых равнялся 1 млн.прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% – легкореализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков – совзнаков – была прекращена.

Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года – 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы),казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита. В 1921-1923 гг. была создана советская кредитно-банковская система. Помимо Госбанка, единственного эмиссионного банка страны, были учреждены: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 г. - Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк). Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды в рамках привлеченных ресурсов, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Получила развитие кредитная кооперация. В октябре 1922 г.был выпущен первый государственный заем в денежной форме, что наряду с развитием сети сберегательных касс способствовало мобилизации денежных средств и укреплению государственных финансов.

Одновременно с денежной реформой была проведена налоговая реформа, по которой с конца1923 г. промышленные предприятия стали отчислять в казну 70% всех прибылей. Это означало, что основным источником доходов бюджета стали прибыли предприятий, а не налоги с населения. В 1923-1924 гг.бюджет был сбалансирован, 50% его доходов дали неналоговые поступления. Основная часть расходов направлялась на восстановление и развитие народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Со всевозрастающим превышением доходов над расходами сводился госбюджет и в последующие годы.

Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941-1945 гг.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился розничный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках.

Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью.

Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы (хлебной надбавки).

Благоприятное развитие промышленности(достижение к концу 1947 г. довоенного уровня) и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил на 58%уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для верной интервенции в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947 г.создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.

В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. – в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1,облигации свободно реализуемого займа 1938 года – в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали.

После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР.

В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения прежних реформ.

Денежная реформа 1947 года значительно отличалась от реформ 1922 –1924 годов, что объяснялось различиями в организации военной экономики в1941-1945 гг. и в период «военного коммунизма» в 1918-1920 гг.

Вторая денежная реформа была проведена в очень короткий срок, в то время как первая реформа осуществлялась в течение двух лет при большом противодействии отдельных групп населения.

Таковы различия и вместе с тем черты сходства между двумя денежными реформами советского периода.

6.3. Экономические реформы 30 - 60 годов

 

Реформы 1930 годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) означали окончательную ликвидацию НЭПа. Постановление ЦК ВКП (б) от 5.12.1929 года переводило предприятия, входящие в тресты, на хозрасчет, который по существу сводился к учету себестоимости и стимулированию ее снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью.

Ко времени ее проведения кредитно-денежная система НЭПа была уже полностью демонтирована, однако основа этой системы – коммерческий кредит и вексельное обращение – все еще сохранились.

Коммерческий кредит оставался последним каналом нерегламентированного перераспределения «капиталов» между отраслями и предприятиями. В ликвидации коммерческого кредита и состояла прежде всего кредитная реформа 1930 года.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчетов и организации оборотных средств предприятий.

Коммерческий кредит перестал существовать. Речь шла не просто об упразднении векселя как документа, оформляющего задолженность одного хозяйственного органа другому, а о ликвидации всякой задолженности между этими органами. Поставляемая продукция должна была оплачиваться немедленно, автоматически, за счет средств предприятия или кредитов банка.

Негативные последствия кредитной реформы обнаружились уже в 1930-1931 году: резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении. Темп оборота общественного капитала резко замедлился, приросты промышленного производства были заморожены в запасах и не давали расширения ресурсов для дальнейшего роста.

В 1931-1932 году были внесены исправления в кредитную реформу. Предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами. Для этого Госбанк давал кредит, который погашался выплатами из госбюджета в течение 1932-1938гг. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчетов сводился акцепт (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар). Эти исправления придавали кредитно-денежной системе устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Одновременно с исправлениями кредитной реформы расширялись права предприятий в сфере снабжения и сбыта, восстанавливалась роль хозяйственных договоров. Иными словами, создавались элементарные условия для хозрасчета промышленных предприятий.

В середине 30-х годов были сняты запреты с базарной торговли, расширены возможности для приусадебного хозяйства колхозников, постепенно восстанавливалось сначала полеводство, затем животноводство, которое в годы коллективизации было сокращено почти вдвое.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81% прибыли. Единая норма отчислений в бюджет была выгодна высокорентабельным отраслям и невыгодна низкорентабельным. Те предприятия, которые осуществляли в соответствии с планом капиталовложения, внеся в бюджет 81% от прибыли, получали затем из бюджета дополнительные ассигнования.

Поэтому в 1931 году был установлен минимальный, общий уровень отчислений от прибыли в бюджет – 10%, остальная прибыль распределялась в соответствии с планом: или целиком оставалась у предприятия, если ему были предусмотрены соответствующие капиталовложения, или практически полностью перечислялась в бюджет. Прибыль перестала быть стимулом производства. Предприятия были заинтересованы в получении ассигнований, которые могли превышать прибыль. Однако амортизационные отчисления до 1938 года использовались на новое капитальное строительство, и как результат –невосполняемый износ оборудования. Лишь в 1938 г. за предприятием были закреплены амортизационные отчисления на капитальный ремонт, но предприятия по-прежнему не получили в свое распоряжение средств для обновления оборудования. Отсюда прогрессирующее старение оборудование на действующих предприятиях.

Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года. Равновесие в денежном обращении базировалось на резком ограничении платежеспособного спроса крестьянства и ограничения денежных доходов рабочих и служащих (низкая заработная плата, принудительные займы, постоянный пересмотр норм выработки).

Реформы 50-х годов отличались от урегулирования 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изменениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения (значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного г обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы).

Однако кредитно-финансовая система просуществовала без качественных изменений до 1965 года. Характерные черты этой системы:

- сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли;

- отсутствие твердых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства;

- централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт);

- определение норматива оборотных средств предприятию вышестоящими инстанциями;

- постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счет кредита.

Несовершенство кредитно-финансовой системы было связано с объективными противоречиями:

- • попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирующий фонд (директорский фонд или фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабельности, не зависящую от работы предприятия;

- самофинансирование за счет оставляемой у предприятия части прибыли ограничивалась несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой прибыли и плановой потребности в капиталовложениях. Отсюда, централизация практически всех финансовых источников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

- попытки ограничить безвозмездное финансирование, развивать долгосрочный кредит сталкивались с низким использованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там где долгосрочный кредит использовался широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

- ужесточению условий кредитования мешали процессы воспроизводства, которые выражались в постоянной нехватке оборотных средств.

Реформа 1965 года должна была разрешить эти противоречия. Были расширены возможности финансирования капитальных вложений за счет прибыли, амортизации, долгосрочного кредита. Предприятия получили возможность самостоятельно определять норматив оборотных средств и право получать эти средства за счет сверхплановой прибыли, долгосрочного кредита. Систематизировались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вводились заранее определенные платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определенным нормативам.

Но реформа 1965 года проводилась некомплексно, была растянута по времени. Изменения в сфере финансов не подкреплялись изменениями в планирований и материально-техническом снабжении. В результате децентрализованные «капиталовложения не были обеспечены материальными фондами, а в последствии их просто ограничили в административном порядке.

В начале 70-х годов стало очевидным, что реформа 1965 года не дала ощутимых результатов. Продолжался неуправляемый рост запасов и капитальных вложений, разрасталось финансирование оборотных средств за счет кредита, особенно платежного. В 70- годы импульс, данный реформой 1965 года, постепенно замедлился, а затем и остановился рост производства. Нарастала инфляция оборотных средств, всех видов доходов и финансовых фондов.

6.4. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования

Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования (вторая половина 1980 - начало 1990-х гг.). Падение темпов развития до простого воспроизводства, проедание сырьевых ресурсов вынудило новое руководство изменить экономическую политику.

Новая экономическая политика получила название с 1985 года «курс ускорения» и была сформулирована в общих чертах в документах КПСС.

Основная цель данного курса – всемирная интенсификация общественного производства за счет развития:

- научно-технического прогресса,

- структурной перестройки, эффективной системы управления,

- организации и стимулирования труда.

Однако модель не была теоретически Но структурная перестройка экономики невозможна без реорганизации всего хозяйственного механизма. Поэтому уже спустя год понятие «ускорение» вышло из употребления и сменилось на термин «перестройка».

К середине 1987 года была разработана и принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривала: структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

Особое место отводилось реформе цен. Но в условиях политической борьбы за власть против нее была развернута целая кампания. Были сняты ограничители роста денежных доходов в хозрасчетной сфере. Экономика все больше становилась заложницей политики, что сделало обреченным все предлагаемые программы (Абалкина, Рыжкова, «500 дней», компромиссная программа, разработанная под руководством М. Горбачева).

Другой важной особенностью периода до 1989 года следует считать атаку на так называемую «административно-командную систему». В результате этой борьбы возникла ситуация хозяйственного безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

После августа 1991 года был выбран путь реформы в шоковом варианте, основанный на попытке достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращение дефицита бюджета и удорожание кредита. Предполагалось, что быстрый переход к свободным рыночным отношениям автоматически создаст стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.

Избранный правительством путь на практике оказал негативное влияние на народное хозяйство, усугубил кризис, умножил невзгоды широких слоев населения. К прежним факторам падения производства добавились новые непомерные цены на материальные ресурсы (рост примерно в 32 раза), система налогообложения и цена кредитов (до 200% годовых). Уровень инфляции составил 2200% в год, цены на потребительские товары и услуги возросли более чем в 100 раз.

За 1990-1993 гг. производство сократилось почти наполовину. Полный крах потерпела инвестиционная политика, втрое сократилось жилищное строительство (до уровня 1951 года).

Особенно пострадало сельское хозяйство, что привело к сокращению посевных площадей и поголовья скота. Практически во многих отраслях стала невозможна рентабельная работа многих предприятий. Отсутствие конкуренции не дало возможности проявиться механизму спроса и предложения. Цены на товары стали складываться в основном на базе растущих издержек производства, что привело к росту цен при сокращении товарной массы.

Когда отрицательные последствия реформы стали проявляться достаточно явно, предпринимается попытка форсировать приватизацию и разгосударствлевание на основе акционирования и ваучеризации, что осложнило и экономическую и политическую ситуацию.

Развал СССР привел к разрушению налаженных производственных связей, цены повышались по принципу: кто быстрее поднимет, тот имеет выгоду, что в свою очередь привело к развалу рублевой зоны и гиперинфляции.

Оказались неулаженными многие экономические проблемы (долговые
обязательства бывшего СССР, кредитные проблемы).

Седьмой съезд народных депутатов РФ в 1992 году заставил задуматься над ценой, которую платит общество на пути экономических преобразований, заставил пересмотреть и, возможно, сменить с учетом всемирного опыта направления и приоритеты модели рыночной экономики, опирающиеся на три постулата: роль государства, соотношение форм собственности, степень решения социальных проблем.

Российский вариант рыночного хозяйства должен быть поддерживаемым и понятным абсолютному большинству населения, отвечающим его психологии.

Российская специфика, во-первых, состоит в традиционном решении социальных проблем на общегосударственном уровне.

Социологическое исследование показало (сентябрь 1992 года) что более 60% россиян рассчитывают на государственную поддержку отечественных предпринимателей и лишь 4% возлагают надежды на иностранный бизнес.

Российскому варианту чужда пассивность государственной власти при жестокой рыночной конкуренции предприятий, массовых банкротствах, крупномасштабной безработице и т.д. Во-вторых, специфика определяется и ролью государственной политики и подавляющей долей государственной собственности, на которую приходилось до 96% общей стоимости национального капитала. Российская рыночная модель должна совмещать: государственную экономику с многоукладностью, включая своего рода натуральное хозяйство, которое в России с ее громадными просторами, слабыми коммуникациями, значительными территориальными различиями и региональными рынками также имеет право на жизнь. Ряд экономистов считает, что приватизация не уничтожит государственный сектор, а лишь освободит его от предприятий, которым по роду их деятельности уготована иная, частная экономическая судьба.

В-третьих, российская экономика отягощалась экспортом сырья. И хотя лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев (1906) предрекает еще долгие годы быть поставщиком сырья и природных ресурсов, он же сокращает и сроки построения в России полноценной рыночной экономики, определяя его в семь десятилетий в отличие от семи столетий, которые понадобились странам Запада для достижения нынешнего уровня их развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.