Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические барьеры в профессиональном самоопределении




 

 

Отношение человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью, направленного, прежде всего, на преодоление различных трудностей, препятствий, барьеров, в том числе психологического характера, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

В профессиональном самоопределении личности психологические барьеры можно рассматривать как субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого будущего, а также в собственном психическом состоянии. Возникновение психологических барьеров во время профессионального самоопределения и их осознание, является важнейшим условием усиления интеллектуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации выбора профессии, стимулирования новых средств и способов самоопределения в профессии.

 

Профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений жизни.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль о том, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. В содержании данного понятия выделена двойственность:

- с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора);

- с другой – то, что выбирают (объект выбора).

И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, объясняющих неоднозначность профессионального самоопределения.

Выбор профессии – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

 

В психологии принято рассматривать выбор профессии как выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с оной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности также распространено мнение о том, что основным условием правильного выбора являются профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Выбор профессии очень важен в целостном жизнеопределении человека. Он связан с прошлым опытом личности, направлен в будущее – участвует в формировании Я-концепции. Все это требует учета жизненных планов личности в других областях, например, в личной жизни.

 

Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения:

- информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

- сформированность интересов и склонностей;

- появление новых качественных сочетаний способностей;

- возникновение специфических отношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий;

- образование новых качественных факторов в самосознании;

- построение личностных профессиональных планов.

 

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность (негибкость) оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозможности стабилизировать и сохранить новые представления о себе. Это делает представление о себе чрезмерно динамичным и сильно подверженным различным ситуативным факторам.

 

Равновесие внутреннего мира учащихся может нарушаться необходимостью самоопределения. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей, т.е. с самоограничением, что в свою очередь порождает внутреннюю напряженность. Периоду юности свойственно стремление подростка доказать себе и другим свою способность к самостоятельным решениям и готовностью к взрослой жизни. Проблема самоопределения часто решается двумя разными способами:

- поиск сходства между собой и другими (идентификация);

- отрицание сходства между собой и другими (негативизм).

Смысл Я не является следствием знания о себе. Важными условиями, определяющими продуктивность профессионального личностного самоопределения, являются, с оной стороны, наличие опыта реальных жизненных достижений и их адекватная самооценка, а с другой – способность правильно осознать степень особенности своей причастности к этим достижениям.

 

Таким образом, самоопределение включает два процесса:

- формирование достаточно высокого уровня самоуважения;

- осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых профессиональных достижений.

 

Самоотношение порождается столкновением Я с мотивами, обеспечивающими потребность в самореализации, и представляет собой результат самооценок и чувство симпатии к себе. Мотивом выбора является состояние напряжения, в котором находится человек. Оно может быть уменьшено благодаря удовлетворению потребностей. Профессия выбирается для удовлетворения определенных потребностей человека, которые могут быть осознанными и неосознанными.

Профессиональное самоопределение начинается тогда, когда человек впервые осознает, что данная профессия может удовлетворить его потребности. Это в свою очередь зависит от того, что человек знает о профессиях и о самом себе. Эти знания помогают ему понять, какие личностные качества и черты характера могут реализоваться в той или иной профессиональной деятельности. Фактически это выражает глубокое или поверхностное самопознание, свою открытость или закрытость по отношению к себе.

 

Успешность профессиональной деятельности человека во многом определяется глубиной самопознания, что в свою очередь может вызвать появление внутренней конфликтности и психологических барьеров. В них отражается наличие сомнений, несогласия с собой. Это проявляется как тенденция к чрезмерному самокопанию, что сопровождается тревожно-депрессивным состоянием, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (фрустрированность - неудовлетворенность), подчеркиванием трудностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.