КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акмеологические основы профессионально-личностного развития специалиста
Акмеология (от греч. акме – высшая степень чего-либо, высшая точка, рассвет, зрелость) в научную терминологию ввел в 1928г. профессор Н.А.Рыбников, обозначая им психологию зрелости или взрослости.
Предметом новой психолого-педагогической науки акмеологии выступают объективные субъективные и объективные факторы, способствующие: - достижению вершин профессионализма – акме (наиболее творческие периоды в жизни); - творческому долголетию специалистов (этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности); - организации обучения будущих специалистов профессионализму; - совершенствованию и коррекции деятельности специалистов. К объективным факторам относят качество полученного образования, культуру личности и самосовершенствование. К субъективным факторам – задатки, способности, талант и одаренность человека.
Акмеология исследует весь жизненный путь человека, изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной деятельности (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных). Она исходит из того, что вершины профессиональной деятельности человек достигает сам.
Проблемами исследования личности профессионала занимались выдающиеся ученные, такие как Б.Г.Ананьев, В.Д.Шадриков, Н.В.Кузьмина (Исследование личности профессионала), А.К.Маркова (Психология профессионализма), Е.А.Климов (Определение понятий «Профессионализм», «Профессиональная компетентность», «Профессиональное мастерство»). Они по-разному трактуют профессионализм: 1. Профессионал – тот, кто овладевает нормами профессиональной деятельности, профессионального общения на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личност средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению престижа своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии (А.К.Маркова). 2. Профессионализм характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Он выражается в умении формулировать задачи, применять методологию и методы специальных наук для решения профессиональных задач (Н.В.Кузьмина). 3. Профессионализм – это целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная профессиональная деятельность, ориентированная на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения (Н.К.Бакланова). 4. Профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности, закладывается в процессе общего и профессионального образования (в отличие от мастерства, которое может быть накоплено в опыте) (Е.А.Климов). 5. Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Он раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно выполняя определенные трудовые функции (В.Д.Шадриков). 6. Образно выражены этапы и грани профессионализма учителя подмеченные Джоном Питером: "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет".
Восхождение человека к профессионализму называют профессионализацией. Ее определяют как непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Результатами профессионализации считают становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т.д.
Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |