Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В мире




Основные тенденции современного психологического образования

Образование новых тенденций в преподавании психологических знаний в 60-х гг. ХХ века.

 

60-е гг. XX в. ознаменовались заметным прогрессом в сфере психологического образования (при обучении как психологов, так и студентов других специальностей).

В 1966 г. в нескольких университетах открываются психологические факультеты: сначала в Московском и Ленинградском, а затем в Ярославском и Тбилисском университетах. Первым деканом Московского факультета стал А. Н. Леонтьев, Ленинградского факультета — Б. Ф. Ломов, которого в 1967 г. сменил Б. Г. Ананьев (Логинова, 1995, с. 168). Самостоятельный статус факультетов психологии позволил расширить возможности психологического образования. Количество преподаваемых психологических дисциплин значительно увеличилось.

С 1965/66 учебного года в медицинских вузах страны было введено преподавание медицинской психологии. В 1967 г. появился первый отечественный учебник по этой дисциплине... В дальнейшем изучение медицинской психологии включало наряду с лекциями также практические занятия. Улучшение психологической подготовки медицинских кадров позитивно сказалось на развитии практического здравоохранения.

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое после длительного перерыва восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965/66 учебном году началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основным проблемам этой науки.

Знаменательным событием для послевузовского психологического образования стало то, что в 1968 г. ВАК выделил психологические науки из общего состава педагогических в самостоятельную группу и включил психологию в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени

 

В современном мире можно выделить ряд основных тенденций психологического образования:

1. Интерес студентов к психологическому образованию. Психология преподается в средних школах.

2. Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ.

3. Типичная длительность психологического образования. Изучение психологии начинается с курса «Общая психология». Затем - курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Изучают психологию в течение 4-6 лет. В Норвегии, после годичного вводного курса высшего образования студенты должны пройти 5-летнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование продолжается 3 года, причем, чтобы стать профессиональными психологами, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года В США базовое психологическое образование составляет 4 года, профессиональное психологическое образование предполагает еще 2 года обучения. Аналогичная ситуация имеет место в Шотландии.

4. Типичная структура и цели психологического образования. По структуре психологическое образование бывает непрерывным и прерывающимся, по цели — ориентированным на получение психологического образования или на получение профессии психолога, общим или специализированным. При непрерывном общем образовании студенты сначала приобретают общее психологическое образование и специализируются только на последних курсах. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании. Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании. При непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например в клинической, педагогической или психологии развития. В Финляндии, Швеции, Бельгии, прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. Для Англии типична модель «три плюс три», в Ирландии, другой вариант прерывающегося психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей 2-летней специализацией в одной из сфер профессиональной психологии. - для США и стран, ориентированных на американскую систему образования.

5. Типичное содержание психологического образования. может быть исключительно психологическим, а может включать в той или иной мере изучение предметов из других областей знания. В России и США учебные дисциплины, относящиеся к собственно психологическому образованию, могут быть разделены на две основные группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются психономика (которая изучает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, психология индивидуальных различий, теория, методология, статистика. Прикладными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются клиническая психология, психология труда и организационная психология, педагогическая и школьная психология. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, являются обязательными компонентами обучения психологов во всех странах Европы и Северной Америки.

6. Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное. В США и в Европе, в связи с возрастающими потребностями общества в психологах-практиках стали появляться школы профессиональной психологии. Послевузовское образование в области психологии имеет два варианта. Магистерские программы обычно рассчитаны на 2 года обучения и являются преимущественно научно ориентированными. Программы школ профессиональной психологии направлены на практическую подготовку психологов для работы в области клинической, школьной, консультационной психологии. Обучение в аспирантуре (в России) или на докторской программе (во многих других странах мира) направлено на повышение научной квалификации специалиста. В ряде стран существуют программы послевузовского повышения профессиональной квалификации практических психологов. В США университеты предлагают докторские программы в области клинической, школьной, консультационной психологии.

7. Психологию все более подробно изучают специалисты другого профиля — социологи, педагоги, врачи, социальные работники, юристы.

8. Преподавание психологии выходит за рамки высшего образования. Расширение преподавания психологии в старших классах средних учебных заведений: школ, гимназий, лицеев.

9. Разработка механизмов обеспечения качества образовательных психологических программ. Стандарты образования направлены на гарантирование его необходимого качества они ограничивают свободу мнений и творческой деятельности преподавателя, а также самостоятельность студентов в выборе образовательной программы. В США, например, национальных стандартов преподавания психологии в высшем образовании не существует. В Великобритании в последние годы проводилась работа по стандартизации.

10. Тенденция интеграции национальных систем образования. После принятия 29 государствами Болоньской декларации, подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии, Франции в 1999 г., Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования, Болоньский процесс представляет собой синхронизированные реформы, которые рассчитаны на реализацию до 2010 г. В соответствии с этими реформами предполагается:1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно — бакалавр/магистр). Таким образом, образование становится более структурированным, дифференцированным и ориентированным на конкретные потребности рынка труда. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования). Укрепляется связь и преемственность среднего профессионального и университетского образования. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения, что достигается за счет введения многоуровневой системы высшего образования. Изменения в структуре и организации докторских программ. Предполагается изменение сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней. В ряде стран открываются возможности выхода на докторские программы после получение квалификации бакалавра. Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества. Развитие дистанционного и непрерывного образования. Главная задача в данном случае — обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни человека. Это относится в первую очередь к последипломным формам подготовки. Накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной студентом учебной нагрузки.

В целом нужно отметить, что система европейского высшего образования становится более прагматичной и все больше ориентируется на рынок труда.

 

Контрольные вопросы:

1. В рамках каких учебных дисциплин преподавались психологические знания в высших учебных заведениях XVIII—XX веков?

2. В чем заключалась сложность преподавания психологии в 1920-30-е годы?

3. Какие новые тенденции в преподавании психологии появились в 1960-е годы?

4. Охарактеризуйте основные тенденции современного психологического образования в мире.

Рекомендованная литература:

1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов. – М.: Академия, 2001. – 282 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999. – 302 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.

4. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: Мысль, 1997. – 320 с.

5. Коссов Б. Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. – М.: Академия, 1998. – 218 с.

6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Академия, 2003. – 316 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.