Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы постдипломного психологического образования в России и Зарубежом




Основные типы психологических специальностей и классификаций существующих в высшем психологическом образовании в России.

Выделяют три типа психологических специальностей и квалификаций:

«020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.«031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. Перечень направлений подготовки и специальностей, 2000:

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях. Виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную;учебно-воспитательную;научно-исследовательскую;культурно-просветительную. Специализация является частью специальности и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков специализации: Общая психология. Психология личности. Социальная психология. Политическая психология. Психология менеджмента. Юридическая психология. Психология труда и организационная психология. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью). Психофизиология. Специальная психология. Психология развития и акмеология. Педагогическая психология. Психологическое консультирование. Психология социальной работы. Спортивная психология. Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.

2. -«031000 — Педагогика и психология. Деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую; социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную; управленческую.

3. «022700 — Клиническая психология». Позволяет осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием. Виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную; учебно-воспитательную.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»);

031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);

032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

Объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

 

 

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на полу­чение научной степени, профессии или дополнительной квалификации и может осуществляться на базе любого высшего образования.

Последипломное образование за рубежом. Чтобы стать профессиональными психологами, выпускники английских университетов должны пройти курс последипломного психологического образования в течение 2 или 3 лет (в зависимости от программы) на втором уровне высшего образования по специализированной программе в каком-либо университете, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии. В Шотландии последипломное психологическое образование продолжается еще 2 года. Докторские программы (аналогичные российской аспирантуре) существуют в университетах большинства европейских стран, осуществляющих повы­шение научной квалификации студентов (аспирантов). Они углубленно изучают избранную психологическую специализацию, исследовательские методы, а также выполняют квалификационную научную работу, сроком от 3 до 5 лет. В настоящее время развивается программа Европейский докторант (European Ph.D.), которая также является формой последипломного образования. В США последипломное образование обычно называется Graduate или Postgraduate, в котором представлено два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное. Для получения степени магистра (Master degree) обычно необходимо учиться еще 2-3 года после получения степени бакалавра. Студент в зависимости от своих интересов профессиональных намерений может после получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology). В рамках университета функционируют два типа учебных заведений и образовательных программ: исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования; профессиональные школы, осуществляющие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями. Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 2-3 лет обучения в исследовательской школе. Необходим также практический опыт в области прикладной психологии или написание диссертации на основе проведенного исследования. Данный уровень образования дает специалисту возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе. К научно-исследовательскому последипломному образованию психологов относятся также докторские программы обучения, направленные на получение степени Ph.D. Данная степень характеризует научную квалификацию психолога и предполагает дополнительное обучение в течение 3-5 лет с изучением ряда дисциплин, связанных с научно-исследовательской работой в области избранной психологической спе­циализации, а также подготовку диссертации. Типичными учебными курсами яв­ляются: обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Исследовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам плани­рования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения; элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, четыре курса, два из которых разрешается выбрать не на факультете психологии); исследовательская деятельность и написание диссертации Специалисты-психологи со степенью доктора (Ph.D.) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется выбор самых разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

Практическое последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практический психологии, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной работы время. Психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога, также существуют профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практической психологии.

Степень доктора психологии присуждается за весомые практические достиже­ния в сфере психологии. В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут также получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии.

Последипломное психологическое образование в России. Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре (адъюнктуре). Магистратура – образовательная программа специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии. 2 года и 1 год — для специалистов в области психологии Аспирантура является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат, посвященный какой-либо психологической проблеме научной специальности. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения). Содержание основной образовательной программы обычно включает в себя: изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта); прохождение педагогической практики; научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководителя научно-психологического исследования Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ основной задачей послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров.

Программы последипломного образования практических психологов. Курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии. Краткосрочные и длительные программы в области практической психологии, психотерапии и клинической психологии. В университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии, полный курс получения второго высшего образования, краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования для студентов разных профессиональных направлений, а также для специалистов, желающих работать в качестве преподавателей соответствующих дисциплин в высших и средних учебных заведениях.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие типы базового психологического образования существуют в европейских странах и США?

2. Какие типы базового психологического образования существуют в России?

3. Какова типичная длительность и структура базового психологического образования?

4. Какие три типа психологических специальностей и квалификаций существуют в высшем психологическом образовании в России?

5. Какие типы постдипломного психологического образования существуют за рубежом и в России?

Рекомендованная литература:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.: Владос, 1997. – 256 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999. – 302 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.

4. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: Мысль, 1997. – 320 с.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Академия, 2003. – 316 с.

6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Академия, 2000. – 217 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.