Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика предмета психологии




ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

 

План лекции:

1. Специфика предмета психологии.

2. Психологический анализ трудностей, возникающих у студентов при изучении психологии.

Психология сравнительно новая наука, имеющая ряд особенностей.

1. Психологическая наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.

2. Психология в особом положении, так как в ней сливаются объект и субъект познания.

3. Особенность психологии в ее уникальных практических следствиях.

4. Психология - одна из перспективных наук. Кроме того, имеет обширные связи с разными областями науки (в ней мы выделяем биологический аспект, математический, общественно-политический).

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины.

Гуманитарное познание - особый тип научного познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания. Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, худо­жественное, символическое, наглядно-действенное и так далее. Отсюда цели обучения психологии:

1) теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности (то есть единство теории и практики):

2) умение преобразовать не только других людей, но и себя. Существовавшее до 19 века отношение учителя к ученикам, при котором учитель лишь передавал готовые знания, в миниатюре воспроизводило отношение духовной элиты к обществу.

К началу Х1Х века становление духовного производства, обучение в высшей школе приобретает массовый характер. Привилегированное положение интеллектуала как «приобщенного к Истине» ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учительской» позиции означала то, что отныне преподаватель и ученик находятся в равной позиции по отношению к истине, и уже недостаточно только передать готовые знания, а необходимо еще и раскрыть для учащихся сам процесс порождения знания. На основе реформы университетского обучения Гумбольдта про­изошло слияние преподавательской и научной деятельности.

Современная дисциплинарно-академическая деятельность преподавателя имеет свою структуру: исследовательская деятельность; собственно обучающая деятельность; внешняя форма (массовая аудитория); внутренняя форма (личная школа).

Академическая деятельность имеет свои функции: обучающие и воспитывающие.

а) Обучающие функции: предполагают владение историческим и логико-теоретическим анализом учебного предмета (историк и теоретик); психолого-педагогическими способами организации процесса усвоения (выбор систем учебных задач, выбор стратегии и тактики взаимодействия с учащимися, владение способами и средствами учебной коммуникации, а также формами контроля и коррекции учебной деятельности учащихся, студентов).

б) Воспитывающие функции: выявление мировоззренческих аспектов учебного предмета: профессиональная этика: владение всем диапазоном средств организации коллективных форм обучения, интерес к установкам и ценностям личности ученика и студента, владение способами актуализации нравственных позиций и личности.

Основной задачей дисциплины является формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.

Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны.

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Психология трактуется как наука социально-историческая, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гу­манитарного познания. Гуманитарное познание - особый тип научного познания, т.к. в его центре познание не вещи, а личности, отношения субъектно-субъектные. Суть этих отношений в диалоге, а диалог неисчерпаем. Психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, художественное, символическое, созерцательное, наглядно-действенное и т.д.

Исходя из особенностей гуманитарного познания, можно следующим образом определить цели обучения психологии как для специалистов-психологов, так и для психологов в системе обучения педагогической деятельности.

Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности):

- диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;

- анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету;

- диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик;

- анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления;

- анализ учебных взаимодействий и межличностных взаимоотношений.

Цели обучения психологии в области развития личности студентов:

- развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;

развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;

- развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;

- развитие коммуникативных способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.