Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в социальное управление




1.1. Сущность и содержание социального управления

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

• процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

• процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

В настоящее время на вопрос: “Что такое социальное управление?” — непросто получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов. Одни авторы относят его к юридической науке, другие — к экономической или социально-психологической, третьи — к социологической.

1. С позиции менеджмента управление — процесс мотивации людей к деятельности для достижения целей организации

В теории менеджмента управление в, большей мере исследуется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в практике управления, то есть как искусство управления.

2. Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.

3. Правоведение трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов.

4. Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.

Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п.

Расплывчатость понятия “управление” создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода при выборе социальных технологий управления.

Исследования показывают, что сегодня нет чисто экономических, социальных, политических или только духовных образований. Появились интегральные зоны, такие, как социально-экономическая, культурно-политическая, духовно-бытовая. Социальные изменения давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложны.

Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций в интересах упорядочения ее организации, достижения оптимального функционирования и развития, осуществления поставленной цели.

 

В конечном счете, С.у. — это всегда воздействие на поведение и деятельность людей для достижения социально значимых целей. Поэтому С.у. — это такой вид управления, который предполагает также воздействие и на развитие культуры людей — культуры общения, культуры производства, быта и обслуживания и др.

 

Уровни социального управления:

- организация;

- регион;

- отрасль;

- государство.

В рамках социального управления выделяют две основные его формы:

1. управление материальными ресурсами;

2. управление человеческими ресурсами (процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др).

Рассказать кратко темы, которые будут рассмотрены.


1.2 Социальные процессы, их сущность и особенности

Термин «социальный» имеет два значения:

1) общество в целом (при сопоставлении общества с природой);

2) наличие социальных связей между людьми.

 

Социальные связи – взаимодействие индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.

 

Социальные процессы связаны с человеком, личностью.

 

Подходы к определению личности

1. Формально-логический: личностью является не каждый человек, а только обладающий определенными положительными качествами.

2. Диалектико-логический: личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного и представляет собой особенное, взятое в социальном аспекте.

Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально-обусловленные ее элементы.

 

Социальный менеджмент имеет дело с человеком, взятым в его социальном качестве, с личностью, управлением процессами взаимодействия социальное среды и личности.

 

Социальное качество человека – совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях.

 

Элементы, составляющие социальное качество человека:

- социальная определенность цели его деятельности;

- занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли;

- ожидания в отношении этих статусов и ролей;

- нормы и ценности (культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности;

- система знаков, которые он использует;

- совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и ориентироваться в окружающем мире;

- уровень образования, специальной подготовки и др.

 

Социальный статус – место, которое индивид занимает в данной социальной системе. Отражается во внешнем поведении, облике и во внутренней позиции (ценностных ориентациях, мотивациях).

Предписанный статус навязан обществом и не зависит от усилий и заслуг личности.

Приобретенный статус, или достигнутый, зависит от усилий самого человека.

Индивид, имеющий определенный статус, играет соответствующую роль в социальной системе.

Ролевой набор – совокупность ролей, вытекающих из статуса.

 

Опосредующим звеном между целями общества и личности выступает социальная система.

Социальная система – сложная взаимосвязанная система социальных статусов, ролей, которые исполняют входящие в нее члены.


1.3 Социальные системы и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

. Особенностью социальных систем является их сложность, обусловленная тем, что основ­ной элемент системы — человек — обладает индивиду­альностью и большим диапазоном выбора поведения. Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляе­мости.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:

техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов, считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.