Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры социального менеджмента




2.1. Социальные организации. Понятие, возникновение, особенности

Одним из ключевых понятий социального менедж­мента является социальная организация, Это социальная система

Термин "организация" широко применяется в ме­неджменте. Как известно, организация изучается раз­ными науками (экономикой, философией, социологией, кибернетикой и др.). Для социального менеджмента организация имеет значение с точки зрения социаль­ного поведения индивидов и различных общественных образований.

Организация может создаваться для выполнения бо­лее или менее ясно очерченной функции и выступать как социальный институт с известным статусом и как автономный объект. Организация может выступать как процесс целенаправленного воздействия на объект, в таком случае понятие организации совпадает с поняти­ем управления. Организация может означать упорядо­ченность какого-либо объекта в плане структуры, строения, типа связей.

В социальном менеджменте, имеющем дело с социальными объектами, организация выступает как:

искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. Организация в этом случае является автономным объектом и выступает как социальный институт, имеющий известный статус. Например, предприятия, орган власти и др.;

деятельность по организации (распределение функций, установление связей, координация и т.п.). В этом случае организация — это процесс целенаправленного воздействия на объект. Здесь есть организатор и контингент организуемых. Понятие организации в таком случае означает управление;

определенная структура, строение, тип связей, представляющих способ соединения частей в целое. Способ соединения является специфическим для каждого рода объектов. В таком смысле организация объекта представляет собой свойство, атрибут последнего. Например, можно говорить об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества и т.д.

 

Для организации характерны следующие социальные свойства:

1. целевая природа. Организация выступает средством решения общественных задач, средством достижения цели. Поэтому возникают проблемы, связанные с выяснением целей и функций, выполнением их, оценкой эффективности результатов, мотивацией и стимулированием персонала.

Ключевой элемент любой организации — цель. Именно ради достижения цели создаются организации.

2. степень внутренней упорядоченности. Организация представляет собой человеческую общность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;

Все организации (биологические, социальные, физические) строятся на основе иерархического принципа. С точки зрения теории систем, явление иерархии можно определить как р азноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения между людьми, что качественно отличает социальные иерархические системы от других.

Иерархический принцип означает:

- централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим;

- особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали;

- закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций.

Иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного подразделения от другого.

Иерархия функционирует как власть, то есть подчинение членов организации правилам и стандартам организации. За отклонение от этих безличных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры предупреждения.

 

3. деперсонификация. Организация выступает как безличная структура связей и норм, для нее важны иерархия и взаимодействие с внешней средой. Здесь возникают проблемы равновесия, самоуправления, разделения труда, управляемости организации.

Перечисленные признаки взаимосвязаны и взаимопереплетены.

Все организации (биологические, социальные, физические) строятся на основе иерархического принципа. С точки зрения теории систем, явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения между людьми, что качественно отличает социальные иерархические системы от других.

Иерархический принцип означает:

- централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим;

- особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали;

- закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций.

Иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного подразделения от другого.

Иерархия функционирует как власть, то есть подчинение членов организации правилам и стандартам организации. За отклонение от этих безличных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры предупреждения.

 

 

2.2. Типы социальных организаций

В организации управления различают понятия:

- формальная организация;

- неформальная организация.

Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий.

Наряду с формальным типом организации складывается и функционирует система незапрограммированных, спонтанно возникших связей, т.е. другой, отличный от предыдущего способ социальной упорядоченности и согласованности. Это – неформальная организация.

Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают стихийно в ходе ежедневных взаимодействий.

Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.

 

В обществе можно выделить следующие типы организаций:

- деловые;

- общественные;

- ассоциативные.

Деловые организации – предприятия, учреждения. Могут быть частными, государственными, муниципальными, акционерными. Участи в них, то есть выполняемая там работа дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, приниципы единоналичия, нормы права, отчасти обычаи, традиции, ритуалы.

 

Общественные организации. Их цели вырабатываются «изнутри». Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и духовных интересов участников.

 

Ассоциативные организации. – семья, научная школа, неформальная группа. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Важное их отличие от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, то есть цель одного учстника служит средством для достижения цели – другого.

 

 

Выделяют две разновидности деловых организаций:

1. предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг (производственные, торговые, обслуживающие организации);

2. учреждения, занятые в сфере умственного труда (образовательные, лечебные, культурные, научные и проектные организации).

Кроме того, организации бывают:

- коммерческие (основная цель – получение прибыли в интересах учредителей);

- некоммерческие (основная цель – максимальное удовлетворение интересов и потребностей человека и общества, при это прибыль либо не планируют, либо не распределяют ее между учредителями, а используют ее для развития организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.