Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции диагностики в педагогической деятельности




Читайте также:
  1. Cтруктура деятельности.
  2. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
  3. DOS Fn 5eH: Разные сетевые функции
  4. Functio laesa (нарушение функции).
  5. I. 3. Функции минеральных веществ плазмы крови
  6. I. 4. Функции белков плазмы крови
  7. I. Сущность и основные функции перестрахования.
  8. I. Чтение как вид речевой деятельности
  9. II-4.6 Функции причастия в предложении и их перевод
  10. II. Виды деятельности.
  11. II. Основные задачи и функции
  12. II. Роль, функции, отграничение трудового права от смежных отраслей права.

Объект, предмет, цель и задачи диагностической деятельности педагога.

Закономерности и принципы диагностической деятельности педагога.

Объект, предмет, цель и задачи диагностической деятельности педагога.

Тема 8. Диагностика профессионального саморазвития.

Вопросы.

1. Какая разница между стилем деятельности и стилем поведения?

2. Что лежит в основе дифференциации разных стилей педагогической деятельности?

3. Каковы основные стили педагогической деятель­ности в зависимости от ее характера, по А. Я. Ни­коновой, А. К. Марковой?

Литература.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997.

2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- M, 1987.

4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

 

2. Функции диагностики в педагогической деятельности.

Педагогическую диагностикуможно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического вза­имодействия, направленную на управление качеством образователь­ного процесса.

Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежу­точных результатов по этапам работы (подведение итогов отдель­ного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведе­ние) для определения оптимальных форм педагогической помо­щи ребенку.

Понятие диагностической деятельности педагога.Понятие как форма теоретического мышления специалиста отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении и позволя­ет обосновать (объяснить) сам факт существования их как целост­ности, обладающей уникальными и закономерными свойствами, выделяющими его среди других объектов. Это в свою очередь дает возможность «владеть» предметом в своем внутреннем восприя­тии, где он целостно представлен и на него может быть оказано целенаправленное воздействие.

Для диагностической деятельности важно, что через форми­рование и обоснование понятия педагог достигает понимания изучаемого явления, педагогического процесса, переходит от их чувственно-образного восприятия к логическому постижению. Формулируя понятие, мы моделируем педагогическое явление и соответственно получаем возможность прогнозировать его станов­ление и развитие.

Чтобы дать определение термину (категории), нужно отнести его к известному типу и дать отличительный (видовой) признак.

Так, квадрат можно определить как «прямоугольник, у которого все стороны равны», или «ромб, у которого все углы прямые», а мож­но и через более общую категорию — «четырехугольник, у которо­го все стороны равны, а углы прямые». Чем более общую катего­рию мы выбираем в качестве базовой, тем большее количество от­личительных признаков следует выделить, чтобы дать однозначное толкование определяемому термину.



Типовым признаком для диагностики в образовании является педагогическая деятельность, направленная на совершенствова­ние ребенка, его индивидуально-личностное развитие и субъект­ное становление. А отличительным признаком диагностики явля­ется ее гностический (распознавательный) характер. Исходя из этих рассуждений, можно сформулировать определение диагно­стической деятельности педагога.

Диагностическая деятельность педагога— неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодей­ствия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Как утверждал М. М. Бахтин, человека нельзя познать. С ним можно лишь общаться. Познать можно только вещь, объект, по­этому человек «познанный» есть человек, превращенный в предмет (вещь). С позиций педагогики бытия человека нельзя изучать слишком пристально, «в лоб». Его физическое состояние иссле­дуется биологией, анатомией, медициной, а психическое — пси­хологией. Но изучение его духовной жизни возможно только че­рез «посредников»: через его поступки, дела, слова, творения, особенности его деятельности, поведения, характерные эмоцио­нальные состояния, продукты его творчества (поделки, сочинения и просто организация его рабочего места) и т.д., т.е. через инобытие.

Преимущество диагностики, проводимой педагогом, в срав­нении, например, с работой школьного психолога, в том, что у педагога шире возможности для наблюдения за учащимися (на уроке, на перемене, во время внеучебной работы и в другой не­формальной обстановке). Кроме того, у педагога имеется возмож­ность сопоставлять результаты первичной диагностики с еже­дневными наблюдениями за ребенком. Дети чаще доверяют учи­телям, чем специальным психологам, поэтому их высказывания более откровенны. Вместе с тем включенность педагогов в систе­му взаимоотношений со школьниками создает предпосылки для излишне эмоциональных, субъективных оценок, необоснованных суждений.

Многие опасности можно предупредить, рассматривая диаг­ностику в системе педагогической деятельности и подчиняя ее общим целям совершенствования образовательной практики.

Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены воспри­ятие и внимание, познавательная и иная деятельность. Выбор

объекта определяет границы и пределы деятельности субъекта, в связи с чем и возникает необходимость познания закономерно­стей объекта.

Очевидно, в качестве объекта диагностической деятельности

педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их ста­новления.

Предмет — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отноше­ния объектов, исследуемые с определенной целью в данных усло­виях и обстоятельствах, «проекция», с которой человек познает це­лостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существен­ные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. В одном и том же объекте могут быть выделены разные предметы диагно­стики, исследований или даже целых научных направлений.

Вкачестве предмета диагностической деятельности педагога

можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивиду­ально-личностном становлении субъектов образования (обучае­мых или воспитанников, а также их родителей и педагогов).

 

Ина­че говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, ха­рактеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность про­фессиональной деятельности педагога. В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.

 

Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель как ведущий элемент моти­вации направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна нахо­диться в соответствии ©объективными законами, реальными воз­можностями окружающего мира и самого субъекта.

Целью диагностической деятельности педагогав конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», рас­трачивая свои силы и время и не имея гарантии получения кон­структивного результата.

Задача —- заданный в определенных условиях (например, в про­блемной ситуации) образ результата деятельности, который дол­жен быть достигнут преобразованием этих условий согласно оп­ределенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и ис­комое (неизвестное), формулирующееся в виде вопроса.

В соотношении с диагностической целью задача конкретизи­рует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким обра­зом, обеспечивает достижение цели.

В число диагностических задачвходят:

- выявление динамики развития детей для коррекции возмож­ных отклонений;

- определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

- выявление условий продуктивности учебной деятельности уча­щегося или класса;

- оценка эффективности определенных действий педагога;

- изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

 

Под функцией в педагогике понимают значение компонента в системе, его связь с другими компонентами и с системой в целом. Отсут­ствие связей у каких-либо компонентов с другими компонентами (т. е. отсутствие функций) ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Положение о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам воз­можность наиболее полно раскрыть сущность психолого-педаго­гической диагностики через выделение ее функций в профессио­нальной деятельности педагога.

Информационная функцияпозволяет получить своевременную достоверную информацию о состоянии диагностируемого объекта (как о позитивных, так и о негативных факторах) и условиях его становления, что способствует оперативной коррекции деятельности педагога и педагогического процесса, а также профилактике возможных отклонений объекта от индивидуальной и социальной нормы.

Эта функция обеспечивает обратную связь (информирование о состоянии исследуемого педагогического объекта) только в том случае, если цели поставлены диагностично, а субъекты образо­вательного взаимодействия заинтересованы в получении диагно­стически достоверной информации и, следовательно, активны.

Создание возможностей получения каждым школьником и учи­телем объективной информации о ходе и результатах учебно-вос­питательного процесса для своевременной его корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики.

Прогностическая функцияпозволяет выявить причинно-след­ственные связи между применяемыми средствами, условиями и результатами педагогической деятельности и выработать прогноз протекания учебно-воспитательного процесса, законосообразное проектирование и контроль действий педагога.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния педагогического объекта, но и на обнаружение факторов, положительно или отрицательно влия­ющих на его развитие. В этом отношении диагностика рассматри­вается как составляющая научно-исследовательской деятельности педагога, поскольку предполагает в качестве теоретического фун­дамента практической деятельности выявление закономерностей (устойчиво проявляющихся причинно-следственных связей), что обычно является предметом науки.

Контрольно-корректировочная функцияпозволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруд­нений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.

Эта функция реализуется преимущественно на экспертной основе и предполагает наличие стандарта, нормы или модели диагностируемого объекта (педагогического явления или процес­са). В этой связи важным становится вопрос о самом стандарте: кем он установлен, как выражен и т. п. В целях контроля нередко выделяются начальная, корректирующая (текущая) и обобщаю­щая (итоговая) диагностика.

Оценочная функция связанас установлением степени измене­ния исследуемого педагогического объекта в каждый конкретный момент времени (определение уровня обученное™ и воспитанно­сти школьников на момент диагностики, уровня развития отдель­ных качеств личности, уровня развития коллектива и т.п.) и за­висимости этих изменений от действий педагога.

Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдель­ности и педагогического коллектива в целом.

Стимулирующая функция определяет роль самого процесса ди­агностики и получаемых данных в развитии рефлексии, самосо­знания, самооценки, самоотношения, в осознанности формиро­вания позиции обучаемого, воспитанника. Диагностика в этом смысле становится основой для адекватного самоопределения не только педагога, но и обучаемого (воспитанника).

Эта функция обеспечивает повышение уровня активности всех субъектов педагогического взаимодействия (а не только педаго­га) посредством включения в процесс диагностирования и оце­нивания состояния и результатов образования, а также соуправ-ление педагогическим процессом.





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4078; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.