КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции диагностики в педагогической деятельности
Объект, предмет, цель и задачи диагностической деятельности педагога. Закономерности и принципы диагностической деятельности педагога. Объект, предмет, цель и задачи диагностической деятельности педагога. Тема 8. Диагностика профессионального саморазвития. Вопросы. 1. Какая разница между стилем деятельности и стилем поведения? 2. Что лежит в основе дифференциации разных стилей педагогической деятельности? 3. Каковы основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера, по А. Я. Никоновой, А. К. Марковой? Литература. 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997. 2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. 3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- M, 1987. 4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
2. Функции диагностики в педагогической деятельности. Педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса. Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи ребенку. Понятие диагностической деятельности педагога. Понятие как форма теоретического мышления специалиста отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении и позволяет обосновать (объяснить) сам факт существования их как целостности, обладающей уникальными и закономерными свойствами, выделяющими его среди других объектов. Это в свою очередь дает возможность «владеть» предметом в своем внутреннем восприятии, где он целостно представлен и на него может быть оказано целенаправленное воздействие. Для диагностической деятельности важно, что через формирование и обоснование понятия педагог достигает понимания изучаемого явления, педагогического процесса, переходит от их чувственно-образного восприятия к логическому постижению. Формулируя понятие, мы моделируем педагогическое явление и соответственно получаем возможность прогнозировать его становление и развитие. Чтобы дать определение термину (категории), нужно отнести его к известному типу и дать отличительный (видовой) признак. Так, квадрат можно определить как «прямоугольник, у которого все стороны равны», или «ромб, у которого все углы прямые», а можно и через более общую категорию — «четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые». Чем более общую категорию мы выбираем в качестве базовой, тем большее количество отличительных признаков следует выделить, чтобы дать однозначное толкование определяемому термину. Типовым признаком для диагностики в образовании является педагогическая деятельность, направленная на совершенствование ребенка, его индивидуально-личностное развитие и субъектное становление. А отличительным признаком диагностики является ее гностический (распознавательный) характер. Исходя из этих рассуждений, можно сформулировать определение диагностической деятельности педагога. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Как утверждал М. М. Бахтин, человека нельзя познать. С ним можно лишь общаться. Познать можно только вещь, объект, поэтому человек «познанный» есть человек, превращенный в предмет (вещь). С позиций педагогики бытия человека нельзя изучать слишком пристально, «в лоб». Его физическое состояние исследуется биологией, анатомией, медициной, а психическое — психологией. Но изучение его духовной жизни возможно только через «посредников»: через его поступки, дела, слова, творения, особенности его деятельности, поведения, характерные эмоциональные состояния, продукты его творчества (поделки, сочинения и просто организация его рабочего места) и т.д., т.е. через инобытие. Преимущество диагностики, проводимой педагогом, в сравнении, например, с работой школьного психолога, в том, что у педагога шире возможности для наблюдения за учащимися (на уроке, на перемене, во время внеучебной работы и в другой неформальной обстановке). Кроме того, у педагога имеется возможность сопоставлять результаты первичной диагностики с ежедневными наблюдениями за ребенком. Дети чаще доверяют учителям, чем специальным психологам, поэтому их высказывания более откровенны. Вместе с тем включенность педагогов в систему взаимоотношений со школьниками создает предпосылки для излишне эмоциональных, субъективных оценок, необоснованных суждений. Многие опасности можно предупредить, рассматривая диагностику в системе педагогической деятельности и подчиняя ее общим целям совершенствования образовательной практики. Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены восприятие и внимание, познавательная и иная деятельность. Выбор объекта определяет границы и пределы деятельности субъекта, в связи с чем и возникает необходимость познания закономерностей объекта. Очевидно, в качестве объекта диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления. Предмет — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах, «проекция», с которой человек познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. В одном и том же объекте могут быть выделены разные предметы диагностики, исследований или даже целых научных направлений. В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования (обучаемых или воспитанников, а также их родителей и педагогов).
Иначе говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, характеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога. В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.
Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель как ведущий элемент мотивации направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии ©объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата. Задача —- заданный в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) образ результата деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в виде вопроса. В соотношении с диагностической целью задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели. В число диагностических задач входят: - выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений; - определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним; - выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса; - оценка эффективности определенных действий педагога; - изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.
Под функцией в педагогике понимают значение компонента в системе, его связь с другими компонентами и с системой в целом. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими компонентами (т. е. отсутствие функций) ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Положение о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность психолого-педагогической диагностики через выделение ее функций в профессиональной деятельности педагога. Информационная функция позволяет получить своевременную достоверную информацию о состоянии диагностируемого объекта (как о позитивных, так и о негативных факторах) и условиях его становления, что способствует оперативной коррекции деятельности педагога и педагогического процесса, а также профилактике возможных отклонений объекта от индивидуальной и социальной нормы. Эта функция обеспечивает обратную связь (информирование о состоянии исследуемого педагогического объекта) только в том случае, если цели поставлены диагностично, а субъекты образовательного взаимодействия заинтересованы в получении диагностически достоверной информации и, следовательно, активны. Создание возможностей получения каждым школьником и учителем объективной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики. Прогностическая функция позволяет выявить причинно-следственные связи между применяемыми средствами, условиями и результатами педагогической деятельности и выработать прогноз протекания учебно-воспитательного процесса, законосообразное проектирование и контроль действий педагога. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния педагогического объекта, но и на обнаружение факторов, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. В этом отношении диагностика рассматривается как составляющая научно-исследовательской деятельности педагога, поскольку предполагает в качестве теоретического фундамента практической деятельности выявление закономерностей (устойчиво проявляющихся причинно-следственных связей), что обычно является предметом науки. Контрольно-корректировочная функция позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования. Эта функция реализуется преимущественно на экспертной основе и предполагает наличие стандарта, нормы или модели диагностируемого объекта (педагогического явления или процесса). В этой связи важным становится вопрос о самом стандарте: кем он установлен, как выражен и т. п. В целях контроля нередко выделяются начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая) диагностика. Оценочная функция связана с установлением степени изменения исследуемого педагогического объекта в каждый конкретный момент времени (определение уровня обученное™ и воспитанности школьников на момент диагностики, уровня развития отдельных качеств личности, уровня развития коллектива и т.п.) и зависимости этих изменений от действий педагога. Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и педагогического коллектива в целом. Стимулирующая функция определяет роль самого процесса диагностики и получаемых данных в развитии рефлексии, самосознания, самооценки, самоотношения, в осознанности формирования позиции обучаемого, воспитанника. Диагностика в этом смысле становится основой для адекватного самоопределения не только педагога, но и обучаемого (воспитанника). Эта функция обеспечивает повышение уровня активности всех субъектов педагогического взаимодействия (а не только педагога) посредством включения в процесс диагностирования и оценивания состояния и результатов образования, а также соуправ-ление педагогическим процессом.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 9907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |