Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы диагностической деятельности педагога




Понятие принципа. Принцип (от лат.рппаршт — начало, осно­ва) — основное исходное положение какой-либо теории, уче­ния, науки, мировоззрения, теоретической программы, а также внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Принцип — это требование, имеющее универсальный харак­тер, обусловленный фундаментальными закономерностями дан­ного вида деятельности, это «регулятив, основанный на безус­ловной необходимости следовать определенным законам для гармонизации своей деятельности, соотношение ее с реально­стью» (И. А. Колесникова, Е.В.Титова). Принципы, как регулято­ры, задают «русло» протекания процесса, стратегию деятельно­сти педагога, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности, выбор профессионального по­ведения.

Закономерности диагностической деятельности. Принципы диагностики, как и всякой другой деятельности, основаны на осознании и применении объективных закономерностей (устойчивых причинно-следственных связей между явлениями). Это положе­ние приводит к необходимости выделения следующих основных закономерностей диагностической деятельности.

1. Гуманитарное понимание изменчивости, многогранности, многоаспектности человека приводит к необходимости применять такое сочетание диагностических методов, которое позволяет по­лучить разносторонние сведения о состоянии и развитии челове­ка, среды его становления и педагогического процесса.

2. Поскольку развивающийся человек — это открытая система, находящаяся во взаимосвязях с окружением, поэтому методы ди­агностики должны позволять анализировать не только ход процес­са, его результаты, но и условия, в которых он функционирует.

3. Поскольку различные факторы и условия оказывают не толь­ко одновременное, но также разнонаправленное и в разной сте­пени эффективное влияние на протекание педагогического про­цесса, то и применяемые диагностические методы должны обес­печить возможность для одновременного изучения деятельности, поведения, общения, а также условия для личностного, индиви­дуального и субъектного становления ребенка.

4. Постоянное изменение условий педагогической среды и внут­ренних факторов саморазвития человека обусловливает тот факт, что «методы должны отражать динамику развития определенных качеств как в возрастном плане, так и в течение определенного промежутка времени» (Ю. К. Бабанский).

5. Субъективный характер восприятия событий и людей, свой­ственный также и педагогу, предопределяет необходимость полу­чать сведения об ученике из возможно большего числа источни­ков, от наиболее компетентных лиц, находящихся с ним в посто­янном общении и участвующих в совместной деятельности.

6. Чтобы не лишить ребенка смысла самостановления, саморе­ализации и саморазвития, применяемые методы должны быть методами самопознания ребенка, помогающими ему «совершить акт выбора и сделать это, насколько возможно, со знанием дела» (К. М. Гуревич).

7. В связи с тем, что педагогическая деятельность носит характер взаимодействия, диагностика должна быть построена на совмест­ной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. «Всем должно быть полезно и интересно» (В.Г.Максимов).

8. Поскольку даже факт участия в диагностирующих действиях оказывает на учащегося формирующее влияние, переживается им, то закономерным является ограничение на использование (и тем более на разглашение) полученных в процессе диагностики дан­ных.

Принципы и правила диагностической деятельности. Принципы как наиболее общие требования принято конкретизировать в со­ответствующих правилах, носящих более частный характер пред­писаний к целесообразному характеру действий. Обобщение ре­зультатов исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет сформулировать следующие принципы (и соответствующие им правила) диагностической деятельности педагога.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избега­ние в оформлении диагностических данных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Этот принцип предполагает выполнение следующих правил: адекватного отражения диагностируемого объекта в соответству­ющих терминах и величинах (если диагностика предполагает из-

мерение); соответствия методик возрастным и личностным осо­бенностям испытуемого; научной обоснованности применяемых методов и результатов диагностики (верификацию данных); оп­тимизации форм и методов диагностики; сочетания качествен­ных характеристик с количественными, гибкости и стабильно­сти в диагностической деятельности, возможности перепроверки данных.

Принцип целостности в психолого-педагогической диагности­ке требует рассматривать объект как целостную систему, состоя­щую из взаимосвязанных компонентов; при этом система методов должна раскрывать в единстве все определяющие стороны изуча­емого феномена.

Он раскрывается в правилах сопоставления данных, полу­ченных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях; комплексности и преемственности применяемых ме­тодов; выявления взаимозависимости и взаимообусловленно­сти внутренних факторов индивидуально-личностного станов­ления человека с внешними условиями среды.

Принцип процессуальности означает рассмотрение диагности­руемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания (компонентного состава и структуры) объекта, но и закономерностей его изменения (в содержании, структуре и функ­циях) при организации учебно-воспитательного процесса.

Правила, детализирующие этот принцип, состоят в том, что­бы не ограничиваться отдельными «срезами состояния», оценка­ми без выявления закономерностей развития; выявлять основные причины развития или деструктивных тенденций в диагностируе­мом объекте; сочетать констатирующие методы с корректирующи­ми; учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка; обеспечивать непрерывность его изучения и естественные условия педагогиче­ского процесса.

Принцип детерминизма предостерегает от приписывания оце­ночных суждений диагностируемому учащемуся или процессу, обращает внимание педагога на выявление причинно-следствен­ных связей в диагностируемом объекте, внутренних побудитель­ных сил, которые проявляются в характерных действиях, поступ­ках, отношениях человека.

Правила, относящиеся к этому принципу, предписывают су­дить о сознании и психике человека по характеру его деятельности, поведения и отношений; учитывать единство эмоционального и рационального в регулировании действий; обнаруживать не только взаимосвязи, но и взаимообусловленности явлений; использовать результаты диагностики для прогнозирования педагогических про­цессов и технологизации педагогической деятельности.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявле­ния общих закономерностей, но также индивидуальные пути раз­вития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Этот принцип детализируется в правилах анализа индиви­дуальных особенностей человека; учета его конкретной жизнен­ной ситуации; различения общего и дифференцированного под­ходов.

Принцип компетентности означает принятие диагностом реше­ний только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Он раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, доб­ровольность испытуемого на участие в диагностике); безопасно­сти для испытуемого применяемых методик; доступности педагогу диагностических процедур и методов; обоснованности данных и заключений; взвешенности и корректного использования диагно­стических сведений (разумной конфиденциальности и контролиру­емого сохранения сведений, предупреждения неадекватных дейст­вий относительно испытуемого со стороны возможных пользова­телей диагностических данных).

Вопросы.

1. В чем состоит сущность педагогической диагностики педагога собственного профессионального развития?

2. Перечислите принципы проведения педагогической диагностики.

 

Литература.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.