КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические и теоретические основы разработки психокоррекционных технологий для детей с проблемами в развитии
Система психологической помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями представляет собой взаимосвязь таких направлений работы как психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая поддержка. В процессе психологической помощи детям с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и социуме.
Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями – это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т.д.). Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены 5 взаимосвязанных компонентов: 1. Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития; 2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме; 3. Систематическая психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки; 4. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с особыми образовательными потребностями; 5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей. Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра, врача-невропатолога, логопеда и т.д.). Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить им цели психологического сопровождения ребенка. Основные этапы процесса психологического сопровождения: 1. Подготовительный этап включает в себя следующие задачи: - установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; - определение объема работы и последовательности процесса сопровождения; - подготовка необходимой документации, составление графика работы. 2. Ориентировочный этап включает в себя следующие задачи: - устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка; - устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а также с пед.персоналом; - ознакомление специалистов с результатами психологического обследования ребенка; - совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка. 3. Этап планирования включает создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами. 4. Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи: - оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с особыми образовательными потребностями для полноценного здорового образа жизни, успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей; - оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса; - просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком. 5. На заключительном этапе анализируется, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Психологическая поддержка в системе психологической помощи должна осуществляться в двух основных направления: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с особыми образовательными потребностями; во-вторых, поддержка самих детей и подростков. И.И.Мамайчук рассматривает психологическую поддержку родителей детей с особыми образовательными потребностями как систему мер, направленных на: - снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка; - укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; - формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка; - установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и других специалистов, наблюдающих ребенка, но при ведущей роли психолога. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди этих мероприятий, по мнению ряда исследователей, можно выделить следующие: 1. Убеждение во вступлении родителей детей с особыми образовательными потребностями в клубы, ассоциации и другие родительские объединения. Общение родителей друг с другом предполагает взаимную поддержку, обмен информацией, организацию совместного досуга, оказание пассивной материальной помощи и т.д. Эффективность поддержки определяется активным включением родителей, особенно отцов, в процесс реабилитации ребенка. 2. Основными психотехническими приемами психологической поддержки являются родительские семинары, основная задача которых – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. На семинарах не только повышается информированность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями. При проведении родительских семинаров используются такие методические приемы, как мини-лекции, групповые дискуссии, дискуссии по «трудным ситуациям». Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Рекомендуемая частота – не чаще 1 раза в месяц. Эффективность психологической поддержки родителей оценивается по субъективным (отчеты родителей) и объективным (эмоциональное состояние самого ребенка) параметрами. Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи ребенка.
В отечественной психологии цели ПК работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми. Основными направления постановки целей ПК являются: · Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка. · Развитие различных видов деятельности ребенка. · Формирование возрастно-психологических новообразований. Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке ПК технологий. Психокоррекционные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах проведения ПК процесса. Особенности ПК технологий при работе с детьми и подростками с проблемами в развитии: 1. Психокоррекционный процесс – это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов и ПК техник, форм проведения ПК работы, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |