Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные аспекты психокоррекционных технологий

Читайте также:
  1. II. Этапы развития информационных технологий
  2. L ТРИПС регулирует вопросы правовой охраны произведений, созданных с применением новых технологий, а также новейшие способы использования произведений.
  3. V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.
  4. Адаптивные организационные структуры
  5. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
  6. Антропоэкологические аспекты ОВОС
  7. Архитектурные аспекты
  8. Аспекты анализа конъюнктуры
  9. Аспекты деятельности Задачи государства Решение задач
  10. Аспекты земельных отношений.
  11. Аспекты и актуальность информационной безопасности ГСПД
  12. Аспекты и виды общения



При оценке эффективности ПК воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных ПК задач. Например, при анализе эффективности ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетать метод наблюдения с проективными методами исследования личности. При оценке эффективности ПК познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности ПК может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности ПК воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности ПК требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявления, анализа целей ПК и используемых методов психологического воздействия. Результаты ПК работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения ПК процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятия.

Специфика конкретных задач ПК программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок (специализированный детский сад, вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы ПК программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).

Важно, чтобы ПК ребенка с проблемами в развитии носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности.

ПК работа с ребенком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить ПК работу как с самим ребенком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

Нельзя создать универсальную ПК программу для детей с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что кроме структуры дефекта и степени тяжести его проявления, необходимо учитывать время возникновения дефекта, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребенка, а также предшествующую социальную ситуацию развития.



В практике ПК работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная ПК (А.А.Осипова, 2000).

Общая модель коррекции – это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных ПК воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Индивидуальная модель коррекции ориентирована на ПК различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных ПК программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель ПК ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типовая модель – на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель – ПК недостатков в развитии ребенка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.

Эффективность ПК процесса в значительной степени зависит от умения психолога составить ПК программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования к ПК программе:

· четко сформулировать основные цели ПК работы;

· выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

· определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;

· определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);

· отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

· запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

· разработать методы анализа оценки динамики ПК процесса;

· подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

Целенаправленное ПК воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через ПК комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

· диагностический;

· коррекционный;

· оценочный;

· прогностический.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

· всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

· анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;

· определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

· диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

· коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

· помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

· формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

· повышение социального статуса ребенка в коллективе;

· развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

· формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

· развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

· формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в ПК процесс;

· создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями, знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания личности.

Эффективность ПК зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся:

· степень тяжести дефекта у ребенка;

· четкость поставленных ПК задач;

· четкость организации ПК процесса;

· время начала ПК процесса;

· профессиональный и личностный опыт психолога.

К субъективным факторам можно отнести:

· установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

· отношение их к ПК и к психологу.

Эффективность ПК воздействий в значительной степени зависит от:

· формы проведения ПК работы;

· подбора и комплектации ПК групп;

· продолжительности и режима ПК занятий.

Традиционно выделяются две формы проведения ПК занятий – индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных проблем. В практике часто используется смешанная, индивидуально-групповая форма ПК.

Индивидуальная ПК выбирается в следующих случаях:

· если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью или задержкой психического развития;

· если ребенок или подросток отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;

· если у ребенка или подростка наблюдается выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе, агрессивное поведение и т.д.

Групповая форма ПК включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Групповая ПК сфокусирована на трех составляющих самосознания (А.А.Осипова, 2000):

· самопознание (когнитивный блок) – осознание ребенком и подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов;

· отношение к себе (эмоциональный блок) – формирование у ребенка и подростка позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживаний в группе;

· саморегуляция (поведенческий блок) – преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепление новых форм поведения.

Групповая ПК в большей степени акцентирует внимание на межличностных проблемах ребенка и подростка, а индивидуальная – на внутриличностных проблемах.





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.82.247
Генерация страницы за: 0.008 сек.