Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социальной власти в малой группе




Коммуникативная структура малой группы

Под коммуникативной структурой группы понимаются каналы коммуникации[59]. Каналы коммуникации - это система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Владение информацией - важный показатель положения члена группы. Необходимо выделить два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная и децентрализованная.

Для централизованной структуры характерным является то, что один из членов группы всегда находится в центре всех направлений общения. Он играет основную роль в передаче информации.

Существует три основных варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.

Фронтальная структура характеризуется тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, видят друг друга. Этот факт помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия.

Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передастся членам группы только через центральное лицо. Обратная связь от партнеров затруднена, их нельзя услышать, увидеть. Но зато здесь можно работать самостоятельно, полностью реализуя свою позицию.

В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет.

Децентрализованная структура включает в себя цепную, круговую, полную структуру каналов коммуникаций и отличается от сетей первого типа тем, что все участники находятся в «коммуникативном равенстве», то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми возможностями.

Цепной вариант предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке, например, несение службы по охране общественного порядка в составе оцепления.

Круговая система предполагает, что информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняясь и уточняясь. Кроме того, она предполагает контакт «лицом к лицу» всех участников совместной деятельности.

Наконец, может использоваться полная, или неограниченная сеть коммуникации. В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.

Это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями влияния, однако, они имеют различную природу: руководство - это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Лидерство в группе - это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

Виды лидерства. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей.

Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида.

Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана.

Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно, инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства - в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. Л среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Руководство - другая форма реализации социального управления в малой группе.

Руководство - это процесс управления группой, осуществляемый посредством социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм.

Феномены руководства и лидерства достаточно близки, но руководитель и лидер не всегда совмещаются в одном лице, так как чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: руководитель всецело направлен на задачу, а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы.

Принято выделять две основные модели руководства, различающиеся по важнейшим составляющим стиля управления группой со стороны руководителя - директивную и кооперативную модель[60].

В основе директивной модели лежит единоначалие руководителя, а в основе кооперативной - возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем.

Кратко остановимся на преимуществах и недостатках каждой из моделей.

Преимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане.

Существенными недостатками этой модели являются пассивность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.

Несомненными преимуществами кооперативной модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов. Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей: это высокие требования к психологической готовности участников. Кроме того, эта модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совместная выработка решение, обмен полной информацией и так далее).

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.

Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:

-взаимоотношений (синоним – межличностные отношения)-субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы;

- групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

Формирование и развитие системы групповых устремлений происходят под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;

-групповых мнений, т.е. совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее;

- групповых настроений, представляющих собой сложное эмоциональное состояние, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов;

- традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроением, своеобразной атмосферой. Последние, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.) Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

Взаимоотношения (синоним – межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться.

Общественно-политические взаимоотношения – это такие отношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижение важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения – отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей, предусматривают учет индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

 

Выводы по второму лекционному вопросу.

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает: композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого, п одструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии, коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний, подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.