Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика групповых процессов




Вопрос 3. Психологические процессы в малой группе

Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике и ответить на ряд вопросов: что происходит в малой группе? Как она развивается? Каковы важнейшие пути и факторы, определяющие процесс изменения группы во времени? Как обеспечивает группа свое единство? В качестве ответа на поставленные вопросы проведем анализ процесса группового давления, развития, сплочения и принятия группового решения.

Процесс группового давления

Известно, что в ходе взаимодействия в группе возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники[61]. Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае, группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы. Посредством этого повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус в группе. Могут также применяться другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае, группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимися», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

- сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

- вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

- демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу -
не такой как все);

- свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех
возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе - либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей».

Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней, получил название конформизма. Он рассматривается как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.

От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. Однако сотрудники милиции должны помнить, что подростки и старшеклассники склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм - в общении со взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых, если он не является для подростка значимым, авторитетным человеком.

Уровень конформизма зависит и от того, является ли группа референтной для личности. Например, если подразделение, в котором работает сотрудник ОВД, является для него референтной группой, то его поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае по отношению к группе сотрудник будет демонстрировать высокую конформность. Те же сотрудники, для которых подразделение является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с коллегами, не будут ориентироваться на нормы и ценности группы, и займут отстраненную или конфликтную позицию.

Таким образом, конформность - важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Знание особенностей этого механизма дает возможность поддерживать групповое постоянство в условиях изменения и развития группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.