Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование механизмов функционирования производственной системы




Помимо механизма взаимодействия с внешней средой на развитие предприятия оказывают существенное влияние другие механизмы функционирования системы. Так как производственные системы являются динамическими, их функционирование и развитие определяются нелинейными механизмами. Нелинейные механизмы ответственны за непредсказуемую динамику инновационного и эволюционного процесса изменения предприятия.

Нелинейные механизмы производственной системы являются результатом специальных конфигураций процессов и элементов системы, которые могут влиять на ее поведение.

В качестве нелинейных механизмов выступают:

1) механизмы взаимного влияния элементов системы:

· «петли взаимного усиления»: благоприятные и неблагоприятные;

· «петли ограничения»: механизмы контроля, ограничения по мощности и показателям функционирования, принуждения;

2) «механизмы запирания»: самой компании, других заинтересованных лиц, таких как заказчики и конкуренты;

3) механизмы временных задержек: в «петлях отрицательной обратной связи»; из-за больших временных отклонений используемых процессов;

4) механизмы отбора: правительственные, рынка, в самой компании;

5) механизмы развития и реализации организационных изменений: создания базовых ценностей системы, системы вознаграждения, системы согласования целей, контроля и оценки результатов, системы отношений с держателями интересов, системы коммуникаций в производственной системе, системы создания и накопления знания.

Петли взаимного усиления. Петли «взаимного усиления» появляются в том случае, когда два элемента системы влияют друг на друга положительно. Это означает, что усиление или ослабление одного или нескольких признаков одного элемента соответственно влияют на усиление или ослабление одного или нескольких признаков второго элемента, и наоборот.

Пока существуют возможности для дальнейшего роста, важно постоянно поддерживать такие «петли» в рабочем состоянии. Необходимо поддерживать связи с заказчиками, заботиться о сотрудниках и уделять должное внимание созданию стоимости для акционеров. Рыночная позиция корпорации становится более устойчивой, когда потребители оказываются в «ситуации запирания» относительно технологии, продукции или системы компании [81]. «Запирание» потребителей, поставщиков и конкурентов помогает создать устойчивое конкурентное положение, открывая дополнительные возможности, которые при необходимости могут быть использованы.

Каждая новая комбинация рынков продукции начинается с радикальной инновации. Радикальные инновации продукции определяют возникновение продуктов, которые создают новые рынки (например, персональный компьютер, «пластиковые карточки»).

Все подобные радикальные инновации продукции объединяет то, что до того, как были выпущены эти продукты, соответствующего рынка для них не существовало. Рынки для них необходимо было создавать и развивать. Вначале неизвестны даже качественные параметры новых продуктов, так как качество зависит от способа применения, который часто отличается от первоначально запланированного. В связи с этим первые покупатели отыскивают различные способы, с помощью которых новый продукт может использоваться. Продукт помогает выразить различные характеристики качества. Параметры, определяющие высокое или низкое качество, всегда связаны с определенными рынками или рыночными сегментами. Когда рынок становится хорошо развитым, дополнительные улучшения продукции выявить и реализовать легко. Из-за этого разработка продуктов начинает сильнее влиять на формирование рынка, что в свою очередь определяет более точно дальнейшее направление разработки продукта. Вначале результатом становится большое разнообразие продуктов. Но в какой-то момент появляется доминирующий вариант, который влияет на все последующие разработки. После того как это произошло, разработка продукции характеризуется только небольшими изменениями. Таким образом, можно сказать, что продукты и рынки эволюционируют совместно.

Таким же способом происходит совместная эволюция в ходе доработки продуктов и ключевых технологий.

Совместная эволюция также происходит и в случае, когда продукты используются совместно, в результате чего рынки могут породить «петли взаимного усиления» друг для друга. Одним из наиболее известных примеров этого рода является совместная эволюция компьютерной техники и программного обеспечения.

«Петли взаимного усиления» могут быть опасными или благоприятными для компаний. Иногда репутация компании или продукта может стать опасной для развития предприятия из-за какого-то неблагоприятного события, растиражированного разными СМИ. Другим примером являются так называемые «ловушки качества». В погоне за скоростью разработок компании порой предлагают продукты, в которых имеется еще большое число недостатков. Например, использование недоработанного программного обеспечения в отдельных случаях может иметь серьезные негативные последствия.

Другими примерами «неблагоприятных петель» являются и следствия возникающих в компании стрессов, и увеличение рабочей нагрузки. Когда рабочая нагрузка в каком-то отделе чрезмерно возрастает, некоторые сотрудники заболевают. Это приводит к еще большей рабочей нагрузке на оставшийся персонал, в результате чего заболевают другие, а рабочая нагрузка на оставшихся возрастает еще больше. В конце концов, может остановиться работа всех подразделений.

«Петли ограничений». Жизненный цикл продукта, описывающий изменения некоего признака, технологии, продукта или рынка во времени, всегда начинается с «петли взаимного усиления», однако постоянно повышающаяся скорость изменений в какой-то момент, достигнув определенного предела, начинает замедляться. Любая технология и продукт имеют, следовательно, ограничения. Эти ограничения могут быть по своему характеру физическими, экономическими, социальными, правовыми или какими-то другими. Для продолжения роста компания должна устранить их.

Различные наборы характеристик могут привести к возникновению разных рынков. В таких случаях часто не все наборы характеристик могут быть реализованными, поэтому необходимо выбрать несколько наборов. Это может означать, что для разных рынков должны производиться разные материалы, то есть в отношении различных приложений и различных рынков технологии будут двигаться по разным траекториям, что может привести к так называемому расщеплению технологии. Однако за счет объединения двух или более продуктов и процессов может появиться новая технология, имеющая собственный набор характеристик, что в свою очередь открывает новые возможности и новые рынки. Псевдоограничения могут быть вызваны увеличивающимся числом взаимозависимостей между разными технологиями, которые появляются в течение цикла жизни продукта. Увеличивающиеся зависимости снижают скорость эволюции [81]. В какой-то момент изменения могут стать настолько трудными и дорогостоящими, что экономически вкладывать деньги в дальнейшие разработки становится невыгодным.

Помимо указанных технических и экономических пределов существуют правовые ограничения, допущения и убеждения. Правовые нормы, относящиеся к экологии, безопасности и здоровью, накладывают ограничения, которые нельзя снять за счет разработок в самой компании. Это означает, что компании могут изменить свои виды деятельности, в результате чего могут возникнуть совершенно новые инновационные траектории.

Помимо более или менее явных физических ограничений новациям могут препятствовать так называемые «мягкие» ограничения в виде социальных или психологических проблем. К ним относятся наборы ценностей и норм. Часто ограничения вносят и применяемые теоретические модели. Определенная теоретическая модель, принятая в компании, может закрывать другие возможности и потенциальные угрозы. Подобное самоограничение устранить труднее, чем ограничения физического или экономического характера.

Другим типом ограничения становится цель, которую мы ставим перед собой, занимаясь каким-то видом деятельности. Такое ограничение может проявиться в результате наличия каких-то ценностей или норм, правовых актов или организационной структуры. В последнем случае деятельностью можно управлять через контрольные измерения и корректирующие действия, связанные, например, с издержками, таким образом, чтобы не превышать установленные ограничения.

«Механизмы запирания». Они появляются в ситуациях, когда затраты на переход к другому партнеру затрудняют его. «Запирание» может быть связано с технологиями, инвестициями в предприятие, организационной структурой, прошлыми усилиями, подготовкой персонала и т.д.

Часто «запирание» является следствием совместной эволюции технологии, продуктов, рынков, организационных структур и т.д. Из-за этого взаимозависимости могут стать настолько тесными, что изменения в одном из факторов, чтобы стало успешным, должны привести к адаптированию всех остальных факторов. Но изменения всех факторов увеличивают расходы в такой степени, что они начинают восприниматься как слишком высокие по сравнению с будущими выгодами (которые часто бывают краткосрочными).

Репутация предприятия, доверие потребителей являются важными факторами, и величина расходов, препятствующих переходу на другой вариант, то есть покупкам какого-то продукта у другой компании, определяется стоимостью получения дополнительной информации. Основными факторами обеспечения потребительской лояльности являются имиджи корпорации и ее бренда. Однако для увеличения расходов потребителей также могут использоваться и другие механизмы, такие как программы накопления поощрительных баллов или наличие каких-то определенных программ для компьютера, видео, которые тесно связаны с какими-то конкретными физическими платформами. Создание подобных условий приводит к тому, что пройденный путь становится дорогой в одну сторону.

Сильные «запирающие эффекты» связаны с капиталовложениями в средства производства, в получение определенных навыков и умений или в разработку некоторых моделей, также называемых теоретическими моделями взаимодействий в мире. Последний тип «запирания» необязательно связан с расходами, являющимися ограничениями.

Модели помогают нам интерпретировать то, что происходит вокруг. В то же время они определяют и то, как мы смотрим на среду, и помогают нам делать выбор в соответствии с ее сигналами. Другие сигналы в этом случае игнорируются, что делает трудным замену существующей модели новой, особенно когда люди в ближайшем окружении придерживаются аналогичных взглядов и пользуются теми же самыми моделями. Имея «групповое мышление», мы упускаем возможности выбора новых путей, и тем самым организация «запирается» в ограниченном числе решений

Действия определяют структуру и системы организации, что обусловливает зависимости между сотрудниками и отношения внутри организации с точки зрения распределения властных полномочий. Изменениям будут сопротивляться те люди, которым придется потерять часть полномочий и кто имеет возможность сопротивляться переменам. Такие организационные «запирания» могут стать более сильными из-за типа применяемых технологий и архитектуры продукции.

Таким образом, «механизмы запирания» снижают гибкость и инновационность компании и похожи по своей сути на концепцию «ключевых окостенелостей», предложенную Д. Леонард-Бартон [79].

«Механизмы запирания» можно рассматривать в качестве «систем памяти» предприятия, поскольку в них отражается прошлая история данного бизнеса. Пристрастие к прошлому делает операции более производительными, но препятствует изменениям и внедрению инноваций. Д. Леонард-Бартон в своих исследованиях установила, что результатом ключевых компетенций могут стать «ключевые окостенелости». Она различает несколько типов ключевых компетенций, которые, в конце концов, могут стать элементами «ключевых окостенелостей» К ним относятся: технические системы; управленческие системы; навыки, умения и знания; ценности. Это те же самые элементы производственной системы, которые выступают в качестве «механизмов запирания». «Петли взаимного усиления», совершенствуя в результате своей деятельности «механизмы запирания», приводят к возникновению зависимости от выбранного при разработке прежнего пути. Поэтому важным способом создания акционерной стоимости является управление «механизмами запирания».

Временные задержки. Часто причиной неэффективных результатов деятельности предприятия являются временные задержки, происходящие в «петлях обратной связи».

Временные задержки проявляются в результате циклического поведения системы. Временные задержки также могут стать результатом действия «неблагоприятной петли», которое трудно остановить. Например, при найме дополнительного персонала ему требуется подготовка и контроль. Для этого приходится выделять опытный персонал, в результате чего общая производительность действующих сотрудников снижается, а рабочая нагрузка на оставшихся возрастает. В итоге приходится нанимать еще больше персонала, что сопровождается теми же самыми эффектами и развитием указанного процесса.

Механизмы отбора. Механизмы отбора являются важнейшими факторами для экономических систем. Рынки - это архитектурно-социальные механизмы отбора, на которых потребители принимают решения о покупке определенных товаров или услуг, основываясь на своих предпочтениях и восприятиях характеристик продуктов. Применительно к процессам, происходящим в ходе разработки новой продукции и новых видов бизнеса, механизмом отбора является совокупность различных тестов и промежуточных отчетов. Все подобные механизмы отбора, так или иначе, отражают выбор факторов, создающих для компании чистую прибыль. Поэтому они отражают критерии, которыми пользуются заказчики, акционеры и внутренние заинтересованные лица. Помимо подобных механизмов отбора все более важным механизмом становится право. В регулируемых отраслях, таких как фармацевтика, оно играет доминирующую роль, влияющую на инновации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.