Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Китая. В Древнем Китае ломка традиционных общинных отношений в VIII-VI вв




В Древнем Китае ломка традиционных общинных отношений в VIII-VI вв. до н. э. создала благоприятные условия для духовных перемен. Постепенно начало пересматриваться господствующее положение о культе Неба как божественного первоначала. Широкое распространение получает эпическая литература, состоящая и￿ К￿иги истор￿и, Книги переменми Книги песен. В Книге перемен нашли выражение поиски первооснов бытия.

Собственно философия Древнего Китая начинается с натуралистической школы Ян-Инь. Согласно воззрениям ее представителей считалось, что первоначально был хаос или "тьма вещей", не соединенных между собой. Впоследствии из хаоса родились божества: Ян (мужское начало) и Инь (женское начало). Они символизируют две противоположности, которые существуют в каждой вещи. Примерно в одно время в Китае появились порядка десяти философских школ, основными из которых были конфуцианство, моизм и даосизм.

КОНФУЦИАНСТВО. Конфуций (ок. 551-479 гг. до н. э.) был основоположником учения, названного его именем. Его проповеди были записаны в трактате "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). В основном это сборник нравственных заповедей. Главные его принципы следующие:

- взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе, или правило золотой середины);

- человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

- сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, агрессии и соглашательства).

Высшую моральную заповедь Конфуций сформулировал так: "Не делай другим того, что не желаешь себе". Это положение, названное "золотым правилом нравственности", легло во многие этические учения, стало основой для последующих философских систем.Конфуций, по сути, создал этико-философское учение, обращенное к людям с призывом совершенствоваться, прежде всего, духовно. На этом пути им должны помогать ритуал, вера в праведность предков и воля Неба как верховного божества.

В развитии философии Древнего Китая большое значение имел ДАОСИЗМ - учение Лао-цзы - легендарного мудреца (VI-V вв. до н. э.) о Дао. Основная идея философа: жизнь природы и людей не управляется "волей неба", а протекает по определенному пути - Дао. Дао - это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменении, а все вещи переходят в свою противоположность. Лао-цзы верил, что, в соответствии с этим законом, справедливость в конечном итоге восторжествует.

Философия Дао существует и в современном Китае. Она соединилась с буддизмом, в результате возникло новое философское направление - дзен-буддизм, пользующийся популярностью в наши дни как в Китае, так и в ряде других стран.

МОИЗМ основан Мо-цзы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Центральная мысль философии Мо-цзы - всеобщая любовь, т. е. любовь всех ко всем, отсутствие всеобщей любви - причина неустроенности жизни. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.