КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Период расцвета схоластики (XIII в.).
Этапы развития западноевропейской средневековой философии План Тема 4. Философия средних веков Вопросы для самопроверки 1. Каковы характерные особенности античной философии? 2. Какие философские школы возникли в Древней Греции? 3. Охарактеризуйте этапы развития древнегреческой философии. 4. В чем сущность и содержание античного атомизма? 5. Каково значение Сократа, Платона и Аристотеля в мировой философии? 6. В чем заключается особенность скептицизма и стоицизма в античной философии? 1. Этапы развития западноевропейской средневековой философии. 2. Основные черты средневековой философии. 3. Апологетика и патристика (III – V вв..) 4. Схоластика (V – XV вв.). 5. Проблема универсалий. Номинализм и реализм. В западноевропейской средневековой философии принято различать четыре этапа: 1. Ранний период, или период патристики (I – VI вв.) Содержание этапа • Закладываются основы религиозно-философской догматики в борьбе с чуждыми элементами античной культуры и враждебными идейными течениями, такими как гностицизм, манихeйство, арианство. В результате возникает апологетика - защита христианского вероучения. • Происходит постепенное вычленение положительных элементов античной культуры и сближение христианской идеологии с идеалистической философией. • Формируются важнейшие разделы христианского религиозно-философского учения: теология, христианская антропология и гносеология, религиозная этика. 2. Период формирования схоластики (V – нач. XII вв.) Содержание этапа • Обоснование предмета веры посредством разума (Эриугена, Ансельм, Абеляр). • Формирование схоластического метода, особенностями которого были: 1) переработка и приспособление силлогистики Аристотеля к потребностям схоластики (Боэций, Петр Абеляр); 2) выработка нового стиля философствования, существенной особенностью которого являлся способ обоснования философских положений путем ссылок на признанный авторитетный источник. Цитирование превращается в основной способ обоснования философских воззрений. • Борьба реализма и номинализма по вопросу природы универсалий. Содержание этапа: • Полное подчинение философии теологии: в стиле мышления - господство чисто умозрительного, в соответствии с канонами силлогистики Аристотеля. • Обоснование и методическая систематизация теологии и христианского мировоззрения (Петр Ломбардский и Фома Аквинский). • Формирование томизма как господствующей и официально признанной идеологии католической церкви. 4. Период поздней схоластики (конец XIII – XIV вв.) Короткий «золотой век» расцвета схоластики сменяется периодом упадка и кризиса средневекового теологического мировоззрения. Содержание этапа: • Томизм как господствующее течение, признанное официальной церковью, постепенно теряет свои позиции, исчезает интерес к человеку как личности. • Усиливаются материалистические тенденции внутри самой схоластики, появляются новые течения: скотизм и оккамизм. • Усиливаются иррационалистические мотивы и мистические тенденции внутри теологии. Высшей реальностью, согласно Д. Скоту, обладает именно единичное, индивидуальное, конкретное (номинализм). Поэтому опыт является основой познания (эмпиризм). Знание происходит из ощущений (сенсуализм). Рассудок - лишь активное начало интеллекта. Суть учения В. Оккама - в методологической установке не умножать сущностей, т.е. не принимать общие понятия за сущности, обладающие таким же бытием, каким обладают единичные вещи. Отсюда знаменитая «бритва Оккама». В 1324 г. это учение было осуждено, а его автор отлучен от церкви. Оживление иррациональных мотивов и усиление мистических тенденций в средневековой философии связано с именами Мастера Экхарта, Иоханна Таулера и Иоганна Рейсбрука. Эти философствующие теологи исправляли грубый рационализм схоластики.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |