Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты средневековой философии




1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции и текстах Священного писа­ния, была догматична и консервативна; ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реально­стью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толко­вания и интерпретации текста.

5. Креационизм - главный принцип онтологии, а откровение - главный принцип гносеологии.

Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.

3. Апологетика и патристика (III – V вв.)

Апологетика (греч. apologia – защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Наиболее известным представителем апологетики был Юстиниан Мученик.

Вслед за апологетикой появляется патристика (лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Наиболее яркой фигурой на Запа­де считают Августина Блаженного, на ВостокеГригория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневеко­вую философию. В теории познания Августином была провозглашена формула: «Ве­рую, чтобы понимать». Авгус­тин считал, что спасение человека – в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божье­го на земле». Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он счи­тал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он дела­ет, делает через него Бог. Августин является родоначальником направ­ления неоплатонизма в христианской философии, которое господ­ствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

4. Схоластика (V – XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция - последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи.

Схоластика (греч. Sсhоlе – школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (греч. Dogma – мнение) – это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. В позднесхоластический период отмечается влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой.

СХОЛАСТИЧЕСКИМИ называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Каким должно быть отношение к истинам и догматам веры? Внутри схоластики обозначились две позиции: теологический иррационализм и теологический рационализм.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про­тивостояла мистике (греч. Mystika – таинство) – учению о возможности познания Бога с помощью сверхъестественного со­зерцания (откровений, озарений и других иррациональных средств). На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существен­но затормозила развитие естественных, опытных наук.

Еще одной проблемой средневековой философии был вопрос о творении мира и источнике зла в мире, а также вопрос о свободе человека.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета яв­ляется Фома Аквинский (Томас Аквинат), которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. Его именем (томизм) называется ортодоксальное философское учение католицизма. Современная философская доктрина Ватикана носит на­звание неотомизма. Фома Аквин­ский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна – это Бог. Основ­ной тезис теологии: «Верую, потому что абсурдно».

5. Проблема универсалий. Номинализм и реализм.

В ХI в. разворачивается борьба между номинализмом и реализмом о природе «универсалий». Универсалиями (лат. Uпiversale – об­щее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (лат. Realis – действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона об «Эйдесах».

Номинализм (лат. Nоmеn – имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена – создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков; что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дepeво вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта. Подчеркнем, что начало синтезу номинализма и реализма положил выдающийся теолог ранней схоластики – Абеляр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.