КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты средневековой философии
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции и текстах Священного писания, была догматична и консервативна; ей был чужд скептицизм. 3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог. 4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования и интерпретации текста. 5. Креационизм - главный принцип онтологии, а откровение - главный принцип гносеологии. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия. 3. Апологетика и патристика (III – V вв.) Апологетика (греч. apologia – защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Наиболее известным представителем апологетики был Юстиниан Мученик. Вслед за апологетикой появляется патристика (лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина Блаженного, на Востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать». Августин считал, что спасение человека – в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в. 4. Схоластика (V – XV вв.) Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция - последователя Цицерона, Сенеки, платоников римской эпохи. Схоластика (греч. Sсhоlе – школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (греч. Dogma – мнение) – это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. В позднесхоластический период отмечается влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой. СХОЛАСТИЧЕСКИМИ называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. Каким должно быть отношение к истинам и догматам веры? Внутри схоластики обозначились две позиции: теологический иррационализм и теологический рационализм. Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла мистике (греч. Mystika – таинство) – учению о возможности познания Бога с помощью сверхъестественного созерцания (откровений, озарений и других иррациональных средств). На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук. Еще одной проблемой средневековой философии был вопрос о творении мира и источнике зла в мире, а также вопрос о свободе человека. Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский (Томас Аквинат), которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. Его именем (томизм) называется ортодоксальное философское учение католицизма. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна – это Бог. Основной тезис теологии: «Верую, потому что абсурдно». 5. Проблема универсалий. Номинализм и реализм. В ХI в. разворачивается борьба между номинализмом и реализмом о природе «универсалий». Универсалиями (лат. Uпiversale – общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»? Реализм (лат. Realis – действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона об «Эйдесах». Номинализм (лат. Nоmеn – имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена – создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков; что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дepeво вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта. Подчеркнем, что начало синтезу номинализма и реализма положил выдающийся теолог ранней схоластики – Абеляр.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |