КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие античной философии
Этапы развития античной философии Развитие античной философии. Этапы развития античной философии. План Тема 3. Античная философия Вопросы для самопроверки 1. Каковы характерные особенности философии Древнего Востока? 2. Какие философские школы возникли в Древней Индии? 3. В чем отличие ортодоксальных школ от неортодоксальных? 4. Каково значение Вед для индуизма? 5. В чем заключается особенность древнекитайской философии? 6. Охарактеризуйте конфуцианство, даосизм, моизм? Античная (лат.-древняя) философия просуществовала около тысячи лет, в ее развитии обычно выделяют три основных этапа. Первый этап (VI-V вв. до н. э.) называют досократовским, а философов этого периода - досократиками. К ним относят милетскую школу, Пифагора и пифагорейцев, Гераклита Эфесского, элеатов, Эмпедокла и Анаксагора, древнегреческих атомистов. Второй этап (с середины V в. - до конца IV в. до н. э.) называют классическим. В это время творили Сократ, Платон и Аристотель. Третий этап (конец IV в. до н. э. - IV в. н. э.) - греко-римский или эллинистический. Он связан с упадком греческой рабовладельческой демократии и перемещением центра культурной жизни из греческих полисов в Рим. Родиной западной философии является Древняя Греция. Именно грекам принадлежит слава первых свободных мыслителей древности, переставших удовлетворяться мифологической картиной мира и попытавшихся, опираясь на собственное умозрение, постичь тайны мироздания. Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а на побережье Малой Азии, в ионийских городах, основанных греками. Эти города находились на перекрестке торговых путей, здесь активно развивалась экономика. Свобода экономических отношений, общение людей из разных районов способствовали развитию духовной культуры. В VII - VI вв. до н. э. в г. Милете жили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В Милетской школе впервые был поставлен вопрос о первоосновах сущего и началась космология - изучение Вселенной. Известная школа Пифагора (ок. 580-500 до н. э.), исследуя вопросы Вселенной, представляла ее гармонией чисел и их отношений. Во второй половине VI в. до н. э. возникает философская школа Гераклита, в которой угадывались основные черты диалектики. Первоосновой мира Гераклит считал огонь, а источник развития усматривал в борьбе противоположностей. Центральным мотивом его учения был принцип: все течет, все изменяется... Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Элейская школа. Идейным вдохновителем элейской школы считается Ксенофан (ок.570-478 до н.э.). Первоначалом мира он считал землю. Собственно основателем элейской школы был Парменид (ок. 540-478 гг. до н. э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, - вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Учеником Парменида был Зенон из Элеи (ок. 490-430 гг. до н. э.). В знаменитых парадоксах (апориях), то есть анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытался доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Античный атомизм обычно связывают с именами Левкиппа, Демокрита и Эпикура. Именно они предложили наиболее разработанные системы атомистического видения мира. Атомистическое учение Демокрита, в котором были названы внутренние причины движения материи, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия - спокойствия души, а тем самым и счастья. Средством для достижения выдвинутого им принципа удовольствия как наивысшего блага являются философские размышления. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты - платные учителя искусства публичных выступлений. Слово "софистэс" первоначально означало "мудрец", "знаток". Они обучали искусству спорить независимо от того, прав спорящий или не прав. Наиболее яркими представителями софистики были Протагор и Горгий. Второй, классический этап древнегреческой философии, начинается с Сократа (469-399 гг. до н. э.). Он был первым крупным мыслителем, способствующим возникновению идей объективного идеализма. Речь Сократа была удивительно логичной, ироничной. Мастерским расчленением вопроса, составлявшего предмет обсуждения, Сократ выводил собеседника на путь истины. Это стали называть майевтикой. В своих этических воззрениях Сократ отождествляет добродетель со знанием. Сократ превратил добродетели в понятия науки. Крупнейшим продолжателем учения Сократа был Платон (427-347 гг. до н. э.). Платон - родоначальник объективного идеализма. В центре космологии Платона стоит мистическое учение о мировой душе и о перевоплощении отдельных душ (концепция эйдосов). Так как большинство людей, утверждал Платон, одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то отсюда возникает необходимость в государстве и законах. Так как частная собственность и семья представлялись Платону источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, в своем проекте идеального государства Платон развил план общежития, основанного на устранении - для правителей и воинов - личной собственности, а также идею об общности жен и о государственном воспитании детей. Среди учеников Платона выделялся своей одаренностью Аристотель (384-322 до н.э.), создавший самобытное философское учение античности. Возле храма Аполлона Ликейского он основал философскую школу (ликей). Аристотель вместе с учениками систематизировал науки того времени, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 трудов. В круг интересов Аристотеля входят вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, землю и рабов. Государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Третий эллинистический этап античной философии начинается с Эпикура, но весьма значительным направлением в этот период стал скептицизм. Скептики, например, Пиррон из Эллады (ок. 360-270 гг. до н. э.), сомневались в существовании какого-либо критерия истины, говорили об относительности человеческого знания. В эпоху эллинизма получила значительное развитие такая философская система, как стоицизм. Основателем ее считается Зенон из Китиона (ок. 333-262 гг. до н. э). Наиболее известные представители этой школы - Цицерон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Этические идеи стоиков оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философии. Стоический идеал мудреца как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был воспринят христианством.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |