Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного производства




Экономические ресурсы (факторы производства).

Блага и их классификация.

Потребности и их классификация.

Тема 2. Экономическая организация общества

Время: 2 учебных часа.

Вопросы лекции:

1. Потребности и их классификация.

2. Блага и их классификация.

3. Экономические ресурсы (факторы производства).

4. Теория общественного производства.

5. Рациональный выбор в экономике. Кривая производственных возможностей.

Под экономическими потребностями понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (инди­вида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике по­требности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятель­ности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, нако­нец, в поведении.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, не­постоянны; их можно классифицировать по следующим при­знакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично);

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, об­ществом).

Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — кол­лективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого челове­ка, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие ко­нечные потребности, получили название «предметы потребле­ния». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны: с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти по­требности считаются производственными, а блага, их удовлетво­ряющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4. По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физио­логическими, как правило, врожденными; это жизненно необ­ходимые потребности, удовлетворение которых нужно для со­хранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологиче­ские (потребности в успехе, власти, уважении, потребности до­суга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распре­деление, обмен и потребление материальных благ и услуг. По мнению ученых-экономистов России, экономические по­требности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жи­лье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полно­стью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изме­няются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.

В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест установил, что существует зависимость потребления продуктов пита­ния от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увели­чением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользова­ния, увеличивается.

Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов, расходуемых на продовольствие снижается, почти не меняется удель­ный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.

С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих раз­ным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на про­дукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.

Глубокая внутренняя взаимная связь производства и по­требностей выражается в законе возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в ко­личественном соотношении, но в еще большей степе­ни меняется в качественном отношении.

 

Все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы) называются благами.

Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченных количествах (например, воздух), другие - редки и ограничены. Первые называются неэкономическими благами, а вторые - экономическими. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага используются в процессе производства (станки, оборудование, здания и т.д.).

Частные блага - блага, которые удовлетворяют потребности индивида. Общественные блага - блага, удовлетворяющие общественные потребности, которые создает государство (национальная оборона, поддержание общественного порядка и др.).

Кроме того, экономические блага подразделяются на:

возобновляемые, которые человек может воссоздать (например, восстановить леса);

невозобновляемые (нефть, уголь);

долговременные, которые могут быть использованы неоднократно (станки, рояль, книга);

недолговременные, которые используются в процессе разового потребления (хлеб, напитки);

взаимодополняемые (комплиментарные) это те блага, которые могут быть использованы совместно (автомобиль и бензин);

взаимозаменяемые (субституты) различные виды транспорта, энергоносителей.

Экономисты считают благом также услуги. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность человека, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей.

Различают следующие виды услуг:

услуги материального характера (обслуживающих материальное производство и население): производственный транспорт, например, и предприятия бытового обслуживания.

нематериальные услуги - это затраты труда, которые не принимают предметной формы и не входят составной частью в стоимость какого-либо товара (сюда включается деятельность работников учреждений образования, здравоохранения и т.д.).

 

Экономические ресурсы — потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения про­изводства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подраз­деляются на следующие виды:

Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воз­дух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля — пространственно-гео­графический фактор, где живут люди, — является также произ­водственным фактором, на котором выращивают сельскохо­зяйственную продукцию.

Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население, которое делится на две группы:

1) экономически активное население — занятое в обществен­ном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования;

2) экономически пассивное население — часть трудоспособ­ного населения, которое не занято в общественном произ­водстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д.

Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реаль­ный капитал) — средства производства (машины, станки, обо­рудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые исполь­зуются в производстве товаров и услуг. Средства производства выступают в виде средств труда и предметов труда, используемых в хозяйственной деятельности. Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на природу. Предметы труда (сырье, материалы) - это вещества природы на которые человек воздействует в процессе труда с целью приспособления их для личного или производственного потребления. Реальный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких про­изводственных циклах, оборотные — в одном производствен­ном цикле.

Финансовые ресурсы являются производными по отноше­нию к базовым ресурсам (природным, трудовым, материаль­ным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, кото­рые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг.

Информационные ресурсы — самый молодой вид экономи­ческих ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприя­тие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

Факторы производства - это экономическая категория, которая обозначает реально вовлеченные в процесс производства ресурсы, то есть факторы производства более узкое понятие, чем экономические ресурсы. Экономические ресурсы - это ресурсы, которыми располагает общество, а факторы производства – это то, что общество непосредственно использует в производственном процессе.

Экономическая наука традиционно относит к факторам производства землю, труд и капитал (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Основные факторы производства

 

В последнее время к факторам производства стали относить предпринимательскую деятельность. Это особого рода деятельность человека, связанная с координацией, комбинированием факторов производства, а также управлением ими.

 

Производство есть процесс создания материальных и духовных благ и услуг с целью удовлетворения, разнообразных потребностей человека и общества. В процессе этого взаимодействия человек с помощью средств труда воздействует на природу (предмет труда) и получает необходимые ему разнообразные блага.

Целью любого производства, независимо от конкретных форм экономических отношений является удовлетворение потребностей людей. Однако следует отметить, что удовлетворение потребностей как непосредственная цель производства имеет место только во внерыночных системах хозяйства.

В странах, основанных на системе рыночных отношений, непосредственной целью производства выступает получение прибыли, а не удовлетворение потребностей. Вместе с тем такая организация общественного производства обеспечивает, как свидетельствует исторический опыт, достаточно высокий уровень потребления для основной массы населения развитых стран по сравнению с другими странами иных экономических систем.

Различают два уровня производства: индивидуальное и общественное.

Индивидуальное производство - это деятельность в масштабе основной производственной единицы (предприятия, фирмы).

Общественное производство - это вся система производственных связей между предприятиями, отраслями и сферами национального хозяйства.

Производству объективно присуще такое свойство, как разделение труда. Разделение труда - это обособление и выделение различных видов деятельности.

Существуют два основных: типа разделения труда: внутри предприятия и внутри общества. Разделение труда внутри общества выступает как общее - по родам производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и частное - разделения родов производства на виды и подвиды (например, промышлен­ность разделяется на отдельные отрасли). Разделение труда внутри предприятия - это единичное разделение труда.

Разделение труда проявляется вспециализации людей, предприятий и целых отраслей и даже стран на определенных видах трудовой деятельности.

Кооперация труда - это объединение специализированных производителей в один взаимосвязанный производственный процесс.

Производительность труда - это эффективность производственной деятельности людей. Она измеряется количеством продукции, созданной в единицу времени, или величиной времени, затраченного на единицу продукта труда. Рост производительности труда ведет к увеличению объемов производства.

Концентрация производства - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях и объединениях. Она удешевляет производство и позволяет наладить массовый выпуск продукции. На рост концентрации производства оказывает большое воздействие конкуренция. Наряду с концентрацией производства имеет место обратный процесс - деконцентрация.

Укрупнение предприятий или фирм в пределах определенной отрасли хозяйства является выражением горизонтальной интеграции производства. Горизонтальная интеграция - это процесс сосредоточения в руках одной компании ряда производственных фирм, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Благодаря этому происходит расширение размера процесса производства и выпускаемой продукции.

Вместе с тем в современном производстве наблюдается процесс вертикальной интеграции. Это процесс сосредоточения в рамках одной фирмы взаимно дополняющих друг друга последовательных стадий производства: от добычи сырья до распределения готовой продукции, объединение предприятий, связанных общим участием в производстве и реализации единого конечного продукта.

Диверсификация производства - это процесс расширения ассортимента продукции, производимой фирмой, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства. Она позволяет фирме повышать эффективность производства, придает ей коммерческую устойчивость.

Поскольку в процессе производства в силу общественного разделения труда взаимодействуют между собой множество людей, постольку производство носит общественный характер. В своем движении общественное производство проходит четыре фазы (воспроизводственный цикл): производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это исходный пункт, в котором создаются материальные блага и услуги. Созданные в процессе производства ценности, в конечном итоге предназначены для потребления. Но прежде чем они поступят в потребление, необходимо их распределить и обменять.

В ходе производства созданный продукт рас­пределяется по различным предприятиям, отраслям и районам страны. Они транспортируются, хранятся и доставляются в торговую сеть. Кроме того, в ходе распределения определяется доля каждого члена общества в создании общественного продукта в виде заработной платы, процента, ренты и предпринимательского дохода и др.

После распределения происходит обмен, в ходе которого одно благо обменивается на другое и тем самым участники общественного производства получают то, что им необходимо.

И, наконец, наступает потребление. Это заключительная фаза использования созданного продукта. Потребление есть процесс использования людьми материальных благ и услуг с целью удовлетворения своих потребностей.

Потребление бывает двух видов: производственное и непроизводственное. Производственное потребление входит в процесс производства и включает в себя потребление средств производства и рабочей силы. Непроизводственное потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное.

Общество должно снова и снова повторять процесс производства материальных благ и услуг. Это постоянное возобновление производства называется воспроизводством.

Воспроизводство включает в себя воспроизводство материальных благ и услуг (машин, станков, сырья, предметов потребления и т.д.), воспроизводство рабочей силы и экономических отношений.

Воспроизводство бывает двух типов: простое и расширенное. При простом воспроизводстве производство повторяется из года в год в неизменном масштабе. При расширенном воспроизводстве происходит постоянное увеличение масштабов производства. Этот тип воспроизводства характеризуется постоянными изменениями в технике производства, быстрым развитием производительных сил. Расширенное воспроизводство типично для современной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.