КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория общественного производства
Экономические ресурсы (факторы производства). Блага и их классификация. Потребности и их классификация. Тема 2. Экономическая организация общества Время: 2 учебных часа. Вопросы лекции: 1. Потребности и их классификация. 2. Блага и их классификация. 3. Экономические ресурсы (факторы производства). 4. Теория общественного производства. 5. Рациональный выбор в экономике. Кривая производственных возможностей. Под экономическими потребностями понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении. Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам. 1. По субъектам (носителям потребностей): а) удовлетворяемые индивидуально (лично); б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом). Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно. 2. По объектам (предметам, на которые они направлены): а) материальные потребности; б) духовные потребности; в) этические потребности (относящиеся к нравственности); г) эстетические потребности (касающиеся искусства). 3. По степени удовлетворения потребностей: а) конечные потребности; б) промежуточные потребности. Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д. Промежуточные потребности опосредованно связаны: с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.). 4. По происхождению: а) первичные потребности; б) вторичные потребности. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.). Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы. 1. Материальные (физиологические): а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье); б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.). 2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство). 3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.). В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно. В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается. Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов, расходуемых на продовольствие снижается, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств. Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении.
Все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы) называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченных количествах (например, воздух), другие - редки и ограничены. Первые называются неэкономическими благами, а вторые - экономическими. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага используются в процессе производства (станки, оборудование, здания и т.д.). Частные блага - блага, которые удовлетворяют потребности индивида. Общественные блага - блага, удовлетворяющие общественные потребности, которые создает государство (национальная оборона, поддержание общественного порядка и др.). Кроме того, экономические блага подразделяются на: возобновляемые, которые человек может воссоздать (например, восстановить леса); невозобновляемые (нефть, уголь); долговременные, которые могут быть использованы неоднократно (станки, рояль, книга); недолговременные, которые используются в процессе разового потребления (хлеб, напитки); взаимодополняемые (комплиментарные) это те блага, которые могут быть использованы совместно (автомобиль и бензин); взаимозаменяемые (субституты) различные виды транспорта, энергоносителей. Экономисты считают благом также услуги. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность человека, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей. Различают следующие виды услуг: услуги материального характера (обслуживающих материальное производство и население): производственный транспорт, например, и предприятия бытового обслуживания. нематериальные услуги - это затраты труда, которые не принимают предметной формы и не входят составной частью в стоимость какого-либо товара (сюда включается деятельность работников учреждений образования, здравоохранения и т.д.).
Экономические ресурсы — потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля — пространственно-географический фактор, где живут люди, — является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию. Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население, которое делится на две группы: 1) экономически активное население — занятое в общественном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования; 2) экономически пассивное население — часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д. Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг. Средства производства выступают в виде средств труда и предметов труда, используемых в хозяйственной деятельности. Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на природу. Предметы труда (сырье, материалы) - это вещества природы на которые человек воздействует в процессе труда с целью приспособления их для личного или производственного потребления. Реальный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные — в одном производственном цикле. Финансовые ресурсы являются производными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг. Информационные ресурсы — самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ). Факторы производства - это экономическая категория, которая обозначает реально вовлеченные в процесс производства ресурсы, то есть факторы производства более узкое понятие, чем экономические ресурсы. Экономические ресурсы - это ресурсы, которыми располагает общество, а факторы производства – это то, что общество непосредственно использует в производственном процессе. Экономическая наука традиционно относит к факторам производства землю, труд и капитал (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Основные факторы производства
В последнее время к факторам производства стали относить предпринимательскую деятельность. Это особого рода деятельность человека, связанная с координацией, комбинированием факторов производства, а также управлением ими.
Производство есть процесс создания материальных и духовных благ и услуг с целью удовлетворения, разнообразных потребностей человека и общества. В процессе этого взаимодействия человек с помощью средств труда воздействует на природу (предмет труда) и получает необходимые ему разнообразные блага. Целью любого производства, независимо от конкретных форм экономических отношений является удовлетворение потребностей людей. Однако следует отметить, что удовлетворение потребностей как непосредственная цель производства имеет место только во внерыночных системах хозяйства. В странах, основанных на системе рыночных отношений, непосредственной целью производства выступает получение прибыли, а не удовлетворение потребностей. Вместе с тем такая организация общественного производства обеспечивает, как свидетельствует исторический опыт, достаточно высокий уровень потребления для основной массы населения развитых стран по сравнению с другими странами иных экономических систем. Различают два уровня производства: индивидуальное и общественное. Индивидуальное производство - это деятельность в масштабе основной производственной единицы (предприятия, фирмы). Общественное производство - это вся система производственных связей между предприятиями, отраслями и сферами национального хозяйства. Производству объективно присуще такое свойство, как разделение труда. Разделение труда - это обособление и выделение различных видов деятельности. Существуют два основных: типа разделения труда: внутри предприятия и внутри общества. Разделение труда внутри общества выступает как общее - по родам производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и частное - разделения родов производства на виды и подвиды (например, промышленность разделяется на отдельные отрасли). Разделение труда внутри предприятия - это единичное разделение труда. Разделение труда проявляется вспециализации людей, предприятий и целых отраслей и даже стран на определенных видах трудовой деятельности. Кооперация труда - это объединение специализированных производителей в один взаимосвязанный производственный процесс. Производительность труда - это эффективность производственной деятельности людей. Она измеряется количеством продукции, созданной в единицу времени, или величиной времени, затраченного на единицу продукта труда. Рост производительности труда ведет к увеличению объемов производства. Концентрация производства - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях и объединениях. Она удешевляет производство и позволяет наладить массовый выпуск продукции. На рост концентрации производства оказывает большое воздействие конкуренция. Наряду с концентрацией производства имеет место обратный процесс - деконцентрация. Укрупнение предприятий или фирм в пределах определенной отрасли хозяйства является выражением горизонтальной интеграции производства. Горизонтальная интеграция - это процесс сосредоточения в руках одной компании ряда производственных фирм, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Благодаря этому происходит расширение размера процесса производства и выпускаемой продукции. Вместе с тем в современном производстве наблюдается процесс вертикальной интеграции. Это процесс сосредоточения в рамках одной фирмы взаимно дополняющих друг друга последовательных стадий производства: от добычи сырья до распределения готовой продукции, объединение предприятий, связанных общим участием в производстве и реализации единого конечного продукта. Диверсификация производства - это процесс расширения ассортимента продукции, производимой фирмой, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства. Она позволяет фирме повышать эффективность производства, придает ей коммерческую устойчивость. Поскольку в процессе производства в силу общественного разделения труда взаимодействуют между собой множество людей, постольку производство носит общественный характер. В своем движении общественное производство проходит четыре фазы (воспроизводственный цикл): производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это исходный пункт, в котором создаются материальные блага и услуги. Созданные в процессе производства ценности, в конечном итоге предназначены для потребления. Но прежде чем они поступят в потребление, необходимо их распределить и обменять. В ходе производства созданный продукт распределяется по различным предприятиям, отраслям и районам страны. Они транспортируются, хранятся и доставляются в торговую сеть. Кроме того, в ходе распределения определяется доля каждого члена общества в создании общественного продукта в виде заработной платы, процента, ренты и предпринимательского дохода и др. После распределения происходит обмен, в ходе которого одно благо обменивается на другое и тем самым участники общественного производства получают то, что им необходимо. И, наконец, наступает потребление. Это заключительная фаза использования созданного продукта. Потребление есть процесс использования людьми материальных благ и услуг с целью удовлетворения своих потребностей. Потребление бывает двух видов: производственное и непроизводственное. Производственное потребление входит в процесс производства и включает в себя потребление средств производства и рабочей силы. Непроизводственное потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное. Общество должно снова и снова повторять процесс производства материальных благ и услуг. Это постоянное возобновление производства называется воспроизводством. Воспроизводство включает в себя воспроизводство материальных благ и услуг (машин, станков, сырья, предметов потребления и т.д.), воспроизводство рабочей силы и экономических отношений. Воспроизводство бывает двух типов: простое и расширенное. При простом воспроизводстве производство повторяется из года в год в неизменном масштабе. При расширенном воспроизводстве происходит постоянное увеличение масштабов производства. Этот тип воспроизводства характеризуется постоянными изменениями в технике производства, быстрым развитием производительных сил. Расширенное воспроизводство типично для современной экономики.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |