Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка




Рынок выпол­няет ряд функций:

- ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство;

- информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит бога­тую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждо­му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запро­сам рынка свои расчеты и действия;

- регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению;

- посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи;

- санирующая функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион­ной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами являются:

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся усло­виям;

- оперативное использование новых технологий с целью сниже­ния издержек производства и повышения прибыли;

- независимость производителей и потребителей в принятии ре­шений, заключении сделок и т.д.;

- способность удовлетворять разнообразные потребности в необ­ходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, соци­альной сферы:

- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыноч­ная система воспроизводит существенное неравенство;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохране­ние и т.п.);

- рынок ориентирован не на производство социально-необхо­димых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Отметим также, что рынок порождает значительную дифференциа­цию доходов, имущественное расслоение населения. Рынок более усердно служит богатым, он направляет ресурсы туда, где имеется больше денег. В то же время значительно более насущные потребности бедных остаются неудовлетворенными.

Рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эф­фектами, которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. В результате рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресур­сы неэффективно.

Наконец, рынок не будет предлагать те товары и услуги, на которые нет установленной цены. Существуют так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти товары не могут быть куплены отдельными по­требителями, они достаются всем примерно поровну и платить за них (на­логами) должны все поровну. Решение таких проблем берет на себя государство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.