Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка и условия его возникновения




Рынок - механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу производства и обмена товаров и услуг при помощи денег. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и по­требление. Для производства рынок поставляет необходимые ре­сурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и заку­пок товаров и услуг. Для распределения он является тем механиз­мом, который определяет размеры доходов для владельцев ресур­сов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть не­обходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Исторические условия, сделавшие рынок объектив­но необходимым:

Первое условие — разделение труда, которое ведет к спе­циализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расши­рило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное произ­водство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изде­лий, которые нужны их производителю не для собственного по­требления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего полу­чить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными слова­ми, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хо­зяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предпола­гает стремление к взаимовыгодности. Эта самостоятельность (обо­собленность) исторически возникает на базе частной собствен­ности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локаль­ным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Третье условие — свобода предпринимательст­ва. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институ­ты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Они создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противо­действующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.