Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и его свойства. Классификация рынков. Сущность инфраструктуры рынка




Классификация рынков. Сущность инфраструктуры рынка.

Рынки можно классифицировать по различным признакам.

По территориальному признаку рынки делятся на местные, нацио­нальные, мировые.

По степени зрелости рыночных отношений рынок подразделяют на развитый и формирующийся.

По отношению к действующему законодательству выделяют легаль­ный и теневой рынки.

По типу конкуренции различают рынок свободной (совершенной) кон­куренции и рынки несовершенной конкуренции. К последним относятся чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Наиболее же глубинный критерий классификации — экономическое назначение объектов купли-продажи. По этому признаку различают сле­дующие его виды:

Рынок товаров — где все товары делятся на две большие группы: средства производства, к которым относят средства и предметы труда, и предметы потребления, которые включают продовольственные и непродо­вольственные товары, в том числе товары длительного пользования. Есть различия в функционировании рынка средств производства и рынка пред­метов потребления. Главное отличие состоит в том, что рынок средств производства, как правило, является оптовым, а предметы потребления проходят через розничную сеть.

К рынку товаров примыкает рынок услуг. Здесь также можно выде­лить услуги производственного потребления и личного потребления. К услугам производственного потребления относятся сервисное обслужива­ние, ремонт и монтаж оборудования, компьютерное обслуживание и т.д. К услугам личного потребления относят услуги прачечных, парикмахерских, химчистки и пр.

На рынке научно-технических знаний объектами купли-продажи являются такие специфические товары, как патенты (документ, удостоверяющий авторство на изобретение и исключительное право на использо­вание изобретения), лицензии (разрешение на использование изобретения технологии, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение), ноу-хау (обозначение технических зна­ний и секретов производства, практического опыта, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и не обеспечены па­тентной защитой), научно-техническая информация. На этом рынке вы­ступают и его особые субъекты — технопарки, технополисы, информа­ционные центры.

Финансовый рынок - сфера рыночных отношений, где формируются спрос и предложение на все денежные ресурсы страны и осуществляется их движение для обеспечения капиталом производственных и непроизводственных инвестиций. По структуре финансовый рынок принято делить на два взаимосвязанных сегмента: рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов.

Рынок рабочей силы – объектом купли продажи на данном рынке являются трудовые ресурсы. Инфраструктура данного рынка представлена биржами труда службами занятости и т.д.

Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, подот­раслей и сфер деятельности, главная задача которых — обеспечить бесперебойное функционирование рыночного ме­ханизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Разви­тая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагиро­вать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позво­ляет рынку оперативно справляться с возникающими диспро­порциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основные элементы инфраструктуры рынка.

1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число раз­личных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рын­кам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торгов­лю со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммер­ческие посреднические центры, товарные биржи).

3. Рыночные институты — коммерческие банки, биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рек­ламные бюро, посред­нические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудитор­ские и правовые организации, средства де­ловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, глав­ная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:

1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посред­нические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);

2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);

3) информационные базы рыночной инфраструктуры (инфор­мационные и справочные системы по продукции производ­ственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, коти­ровочным ценным бумагам);

4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (бан­ковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товар­ных запасов и финансовых резервов, а также финансирова­ние инвестиций);

5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты раз­личной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);

6) организации, осуществляющие подготовку и переподготов­ку кадров соответствующих специальностей;

7) органы трудоустройства;

8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нор­мы и правила регламентации отношений субъектов рыночно­го хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гаранти­рующие на рынке правопорядок и учет интересов общества).

Рыночная инфраструктура облегчает проведение товаро­обменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

Традиционным в отечественной экономической теории, следующей марксистской традиции является определение товара как продукта труда, предназначенного для обмена.

В то же время в современной теории рыночного хозяйства в качестве товара рассматривается всякое благо, способное удовлетворять человеческие потребности и предлагаемое для продажи, приобретения, потребления.

Представляется, что первое определение - более узкое, ограничивающее объекты товарных отношений только благами, созданными людьми. В соответствии с этим определением естественные блага, природные ресурсы не могут быть объектом товарных сделок, что противоречит реальности.

Товар представляет собой единство основных свойств (его главных сторон):

1) способности удовлетворять человеческие потребности;

2) способности обмениваться на другие блага.

В марксистской терминологии первое свойство принято называть потребительной стоимостью. В современной зарубежной экономической теории это свойство обычно формулируют как полезность.

Товар должен обладать общественной потребительной стоимостью, или общественной полезностью, то есть быть полезным, способным удовлетворять потребности не только того, кто его произвел, но и других (потенциальных покупателей).

Способность товара в определенных количественных отношениях обмениваться на другие блага принято называть меновой стоимостью.

По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость.

По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.

Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.