КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товар и его свойства. Классификация рынков. Сущность инфраструктуры рынка
Классификация рынков. Сущность инфраструктуры рынка. Рынки можно классифицировать по различным признакам. По территориальному признаку рынки делятся на местные, национальные, мировые. По степени зрелости рыночных отношений рынок подразделяют на развитый и формирующийся. По отношению к действующему законодательству выделяют легальный и теневой рынки. По типу конкуренции различают рынок свободной (совершенной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. К последним относятся чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Наиболее же глубинный критерий классификации — экономическое назначение объектов купли-продажи. По этому признаку различают следующие его виды: Рынок товаров — где все товары делятся на две большие группы: средства производства, к которым относят средства и предметы труда, и предметы потребления, которые включают продовольственные и непродовольственные товары, в том числе товары длительного пользования. Есть различия в функционировании рынка средств производства и рынка предметов потребления. Главное отличие состоит в том, что рынок средств производства, как правило, является оптовым, а предметы потребления проходят через розничную сеть. К рынку товаров примыкает рынок услуг. Здесь также можно выделить услуги производственного потребления и личного потребления. К услугам производственного потребления относятся сервисное обслуживание, ремонт и монтаж оборудования, компьютерное обслуживание и т.д. К услугам личного потребления относят услуги прачечных, парикмахерских, химчистки и пр. На рынке научно-технических знаний объектами купли-продажи являются такие специфические товары, как патенты (документ, удостоверяющий авторство на изобретение и исключительное право на использование изобретения), лицензии (разрешение на использование изобретения технологии, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение), ноу-хау (обозначение технических знаний и секретов производства, практического опыта, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и не обеспечены патентной защитой), научно-техническая информация. На этом рынке выступают и его особые субъекты — технопарки, технополисы, информационные центры. Финансовый рынок - сфера рыночных отношений, где формируются спрос и предложение на все денежные ресурсы страны и осуществляется их движение для обеспечения капиталом производственных и непроизводственных инвестиций. По структуре финансовый рынок принято делить на два взаимосвязанных сегмента: рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов. Рынок рабочей силы – объектом купли продажи на данном рынке являются трудовые ресурсы. Инфраструктура данного рынка представлена биржами труда службами занятости и т.д. Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых — обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости. Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позволяет рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие. Основные элементы инфраструктуры рынка. 1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки. 2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торговлю со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи). 3. Рыночные институты — коммерческие банки, биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др. Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют: 1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли); 2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы); 3) информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам); 4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций); 5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры); 6) организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей; 7) органы трудоустройства; 8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества). Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Традиционным в отечественной экономической теории, следующей марксистской традиции является определение товара как продукта труда, предназначенного для обмена. В то же время в современной теории рыночного хозяйства в качестве товара рассматривается всякое благо, способное удовлетворять человеческие потребности и предлагаемое для продажи, приобретения, потребления. Представляется, что первое определение - более узкое, ограничивающее объекты товарных отношений только благами, созданными людьми. В соответствии с этим определением естественные блага, природные ресурсы не могут быть объектом товарных сделок, что противоречит реальности. Товар представляет собой единство основных свойств (его главных сторон): 1) способности удовлетворять человеческие потребности; 2) способности обмениваться на другие блага. В марксистской терминологии первое свойство принято называть потребительной стоимостью. В современной зарубежной экономической теории это свойство обычно формулируют как полезность. Товар должен обладать общественной потребительной стоимостью, или общественной полезностью, то есть быть полезным, способным удовлетворять потребности не только того, кто его произвел, но и других (потенциальных покупателей). Способность товара в определенных количественных отношениях обмениваться на другие блага принято называть меновой стоимостью. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |