Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Фудзивара Сюндзэй




Фудзивара Сюндзэй (Тосинари, 1114−1204) выступил основателем школы нововведений, получившей наименование Микохидари. Его семья занимала высокое положение в обществе, была известна своими поэтическими традициями. Сюндзэй принадлежал к отдаленным потомкам канцлера Фудзивара Митинага (966–1027).

С молодых лет Сюндзэй принимал участие в поэтической жизни императорского двора. Его карьера началась во времена правления императора Сутоку (1119–1164; на престоле: 1123–1141), который часто устраивал во дворце стихотворные состязания. В 1131–1134 гг. Сюндзэй проявил себя как создатель поэм из ста строф. Свой талант он продемонстрировал в цепи стихотворений «Дзюккай хякусю» («Сто песен-жалоб», 1140). Будучи уже экс-императором, Сутоку включил его стихи в сборник «Кюан рокунэн михякусю» («Сто стихотворений шестого года эры Кюан», 1150). Утвердилась роль Сюндзэй как ведущего придворного поэта. В результате смуты годов Хогэн (1156 г.) Сутоку был отправлен в ссылку, в провинцию Сануки, где и скончался.

Вскоре после мятежа Хогэн на престол вступил император Нидзё (1143−1165; на престоре: 1158−1165), и началась эпоха экс-императора Госиракава (1127−1192; на престоле: 1155−1158). Положение Сюндзэй при дворе пошатнулось, и его место в качестве главы придворных поэтов занял Фудзивара Киёсукэ (1104–1177).

После кончины императора Нидзё в 1165 г. Сюндзэй постепенно стал теснить Киёскэ, возвращая утраченные позиции. Поэты соперничали друг с другом. Сюндзэй обладал преимуществом как поэт и поэтический критик, а Киёскэ был признанным теоретиком поэзии. Вокруг Сюндзэй сгруппировались молодые авторы, чье творчество отличалось от образцов установленной придворной поэзии. На авансцену вышел Фудзивара Тэйка, а также Сайгё. Появились авторские сборники стихов (сисэнсю), отличавшиеся высокими качествами.

На первых порах внимание Сюндзэй привлек поэт-реформатор Минамото Тосиёри (Сюнрай, 1055−1129), составитель пятой императорской антологии «Кинъёвакасю» («Собрание золотых листьев японских песен», 1127), известный новациями в области поэтических стилей. После кончины своего отца, Минамото Цунэнобу (1016–1097), он возглавил группу поэтов при дворе императора Хорикава (1079−1107; на престоле: 1086–1107) и занял жесткую позицию, противоборствуя консерватизму Фудзивара Мототоси (1060–1142).

Около 1158 г. Сюндзэй принял решение изучить основы поэтического мастерства и литературной традиции. Он обратился к Фудзивара Мототоси, который хранил секреты антологии «Кокинвакасю». Мастер передал начинающему поэту текст антологии, а также подробные комментарии к ней. Благодаря Мототоси ученик смог освоить достижения своих предшественников − поэтов «Манъёсю» и «Кокинвакасю». Участвуя в конкурсе поэм из ста стихотворений, Сюндзэй показал умелое владение как старыми стилями поэзии, так и новыми. В дальнейшем это дало ему возможность в трактате «Корайфутэйсё» («Заметки о стилях, старых и новых», 1197–1201) проявить себя историком японской поэзии, проследить ее путь от истоков до XIII в.

Известно, что в 1164 г. Сюндзэй впервые принял участие в поэтическом состязании, а начиная с 1166 г. выступал на них главным образом как арбитр, и создал 21 критическое сочинение, посвященное поэтическим турнирам. В 1176 г. Сюндзэй настигла тяжелая болезнь, и он вынужден был оставить службу. Решив принять постриг, он взял буддийское имя Сякуа. Сюндзэй вернулся в поэтический круг столицы вскоре после кончины Фудзивара Киёсукэ в 1177 г. и вступил в наиболее плодотворный период своей деятельности. Это было время тяжелых общественно-политических потрясений, противоборства двух могущественных воинских кланов Тайра и Минамото. В стране разразилась междоусобная война Гэмпэй (1180–1185), завершившаяся разгромом Тайра. Минамото Ёритомо (1147–1199), добившись полной победы, был провозглашен сёгуном − верховным правителем и в 1192 г. учредил военную ставку (бакуфу) в Камакура, сделав власть императора номинальной.

Весной 1183 г., экс-император Госиракава отдал распоряжение о составлении седьмой императорской антологии японской поэзии. Эту задачу должен был выполнить Сюндзэй. Новая антология получила название «Сэндзайвакасю» («Тысячелетнее собрание японских песен», 1187), в 20 книгах которой насчитывалось 1288 стихотворений, строго отобранных составителем. Сюндзэй представил в антологии как традиционные по стилю произведения, так и экспериментальные, связанные с новаторскими тенденциями в искусстве. Предпочтение было отдано сочинениям Тосиёри, а не Мототоси. В антологию были включены и стихи молодых поэтов, в том числе Фудзивара Тэйка, сына Сюндзэй.

В литературном наследии Сюндзэй следует выделить его авторскую антологию (сикасю) «Тёсюэйсо» («Песни долгой осени», 1178), которую он начал составлять по просьбе дочери Госиракава, принцессы Сикиси (Сёкуси, 1153–1201). В антологии многогранно и разносторонне представлено поэтическое искусство мастера. Работы Сюндзэй свидетельствовали о расцвете поэзии в Японии, об утверждении новых литературно-критических идей. Он явился основоположником концепции югэн в японском поэтическом искусстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.