Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная информация




Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. Специфика прозаического жанра дзуйхицу.

2. Особенности данов в «Макура-но соси».

Список литературы

1. Японские дзуйхицу. − СПб.: Северо Запад, 1998. – 631 с..

2. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе Х ХIII вв. / В.Н.Горегляд. − М.: Наука, 1975. – 380 с.

3. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв.: Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.

4. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М.: Наука, 1991. – 562 с.

 

Тема 10. Произведения жанра дзуйхицу (4 ч.)

Цели и задачи: изучение особенностей жанра дзуйхицу в новую эпоху

1. «Записки из кельи»

2. «Записки от скуки»

«Записки из кельи»

Автором «Записок из кельи» («Ходзёки», 1212) является писатель и поэт Камо-но Тёмэй (Камо-но Нагаакира, 1155-1216). Он родился в Киото, в семье настоятеля синтоистского храма Камо, стал при дворе признанным поэтом и теоретиком поэзии, получил известность и как хороший музыкант, играл на бива. 25 его стихотворений включены в крупнейшие антологии. Он нередко участвует в поэтических состязаниях – ута-авасэ.

После 1211 г. Тёмэй пишет два произведения по теории поэзии. «Полировка драгоценного камня» («Эйгёкусю») – эта работа осталась незавершенной. «Записки без названия» («Мумёсё», 1212) – это крупнейший теоретический труд поэта. В этих работах Тёмэй раскрывает свой взгляд на историю японской поэзии и ее характер, обращается к эволюции ее стилей, к основным эстетическим категориям, пытаясь объяснить их содержание и претворение в поэзии, раскрывает правила классического японского стихосложения.

Наибольшую известность Тёмэй приобретает как автор «Записок из кельи». Создание записок имеет предысторию, связанную с судьбой писателя. Около 1201 г. освободилась наследственная должность настоятеля храма Камо. Экс-император Готоба пытался помочь Тёмэй получить это место, но встретил противодействие со стороны сёгунского правительства.

Тогда Тёмэй покинул общество, принял постриг, взял имя Рэнъин и поселился в окрестностях Киото, где провел около 20 лет. В горах он сплел хижину в 9 кв.м. (ходзё), в названии записок слово «ходзё» употреблено метонимически, обозначает хижину.

В своих записках Тёмэй говорит о быстротечности человеческой жизни, о непрочности всего, существующего на земле. Автор описывает различные стихийные бедствия и рассказывает о политических событиях, случившихся в течение 40 лет. Он рассказывает о большом пожаре, который произошел в апреле 1177 г., о сильном тайфуне, налетевшем в апреле 1180 г., о событиях. Связанных с перенесением столицы в июне 1180 г., о голоде 1181−1182 гг. и наконец о землетрясении 1185 г. Тёмэй подробно излагает собственные впечатления по поводу этих событий, и сами события ему служат необходимой аргументацией для обоснования идеи бренности бытия (мудзё), которая проходит через все произведение и определяет его содержание.

Тёмэй анализирует жизнь общества, подчеркивает тревогу и смятение, охватившие его в период междоусобиц и распрей. Затем автор переходит к рассказу о своей жизни. Он описывает время, проведенное им в горах Охараяма, прослеживает день за днем свое пребывание в горах Хинояма. Эти описания служат автору утешением, он стремится оправдать свой образ жизни, возводит себя в образец для подражания.

Однако видно, что в заключительной части записок автора охватывают сомнения, он не знает, как жить дальше, не может быть спокоен даже в своей уединенной келье. Последняя часть дзуйхицу написана в форме диалога автора с самим собой. Он спрашивает себя: нашел ли он единственно истинный путь в жизни, в чем причина его сомнений и горьких разоварований и убедительных ответом для себя не находит.

Таким образом, в первой части записок Тёмэй говорит о суетности человеческой жизни, о бренном мире человека, о горе и страданиях, выпадающих на его долю.

Вторая часть записок посвящена личности автора, мыслям и чувствам человека, заточившего себя в стенах одиночества. С религиозных позиций, с позиции буддийской идеи мудзё автор проповедует отречение от мира – аскетический, уединенный образ жизни, добровольную изоляцию от общества.

Выходец из аристократического рода, Тёмэй жил на рубеже двух эпох, в период слома одного мира и становления другого, поэтому его занимает процесс гибели аристократии, он пристально всматривается в окружающую действительность, его волнует проблема взаимоотношений личности и общества. Как основной вывод из этих наблюдений выступает идея отречения от общества, уход от него. Мучительная борьба человека с самим собой в поисках истинного смысла жизни и спасения, в определении своей дороги на земле и составляет главную тему записок. Истину автор находит в виде религиозной истины, продиктованной идеей мудзё. Ценность «Записок из кельи» составляет глубокий психологизм раскрытия человеческой души, развернутый самоанализ.

Кроме дидактических высказываний, в записках присутствуют размышления о культуре хэйанского периода – о музыке и поэзии. Записки отличаются изысканным языком и стилем. Китаизмы, многочисленные в них, составляют естественное гармоническое целое с японским текстом.

Записки Тёмэй обладают рядом жанровых особенностей. Вместо мозаичной картины мира, свойственной жанру дзуйхицу, в работе присутствует трехчастная композиция. Организующее начало в ней принадлежит идее бренности бытия – мудзё. Кроме того, повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, самом авторе, который пристальное внимание отдает анализу своих действий, поступков, душевному состоянию.

«Записки от скуки»

Крупнейшим прозаическим произведением этого периода являются «Записки от скуки» («Цурэдзурэгуса»). Это название пошло от первых слов произведения: «Когда одолевает скука...»

Их автор, монах Кэнко (его мирское имя − Урабэ Канэёси), происходил из старинного рода Урабэ. Он был сыном настоятеля синтоистского храма Ёсида (поэтому в японских источниках Кэнко называют также Канэёси из Ёсида). Дата его рождения неизвестна, умер он, как предполагают, в 1350 г. в возрасте 67 лет. Получив серьезное образование в традиционном духе, Канэёси поступил на придворную службу.

Уже в юные годы у него проявился поэтический дар. При дворе он принимал участие в составлении поэтических антологий, в которые вскоре стали включать и его собственные танка. После смерти экс-императора Гоуда, к которому Канэёси был особенно близок, он постригся в монахи, но много странствовал, жил и в людных храмах, и одиноким отшельником. Стихи, написанные им в период монашеской жизни, особенно высоко ценились его современниками. Последние годы жизни Кэнко провел в провинции Ига, где построил себе уединенную хижину и вел подлинно отшельническую жизнь.

«Записки от скуки» состоят из введения и 243 отрывков (данов). Они не связаны общим сюжетом или героем, отличаются разнообразием тематики и различны по форме – от одной строки до нескольких страниц.

В.Н.Горегляд выделяет 5 типов данов в этом дзуйхицу.

1. Короткие сентенции типа афоризмов.

2. Перечисление фактов, предметов и т.д., объединенных одним признаком.

3. Длинные рассуждения, сопровождаемык кратким выводом.

4. Изложение факта (сюжетный рассаз).

5. Простое изложение без комментария.

Мозаика данов скрепляется воедино с помощью различных приемов. Это тематико-ассоциативный, стилистический или композиционный (вопрос − ответ) типы связи.

Несмотря на дискретность повествования, его фрагменты консолидируются также тремя идеями. Это идея всеобщности очарования вещей (моно-но аварэ), буддийская идея бренности бытия (мудзё), идея регресса в историческом процессе.

В записках представлены размышления автора о событиях прошлого, о людях и нравах, о старом и новом. Он излагает наблюдения над природой, передает впечатления от поэтического искусства, которое высоко ценил, являясь последовательным приверженцем «эстетики очарования». Насыщают книгу буддийские идеи.

Характерной чертой записок следует считать стремление автора вглядеться в духовный мир человека, показать сложность и многообразие восприятия им окружающего. В стремлении понять человеческую природу во всех ее проявлениях, часто противоречивых, в широте взгляда Кэнко-хоси на человека заключается гуманистическая идея, которой следует автор.

Выводы по теме

Жанр дзуйхицу получает дальнейшее развитие и претерпевает модификации. Он приобретает новые качества по форме и содержанию. В нем усиливаются средства консолидации мозаичного и фрагментарного. В области идеологии выступает буддийская концепция мира. Наряду с этим в произведении присутствует гуманистическая идея, внимание к индивиду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.