Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность Фудзивара Тэйка




Классическую поэзию, собранную в императорских антологиях, особенно в первом трехтомнике, чрезвычайно высоко ценил Фудзивара Тэйка (Садаиэ, 1162−1241). О значении этих собраний для создания гаммы поэтических ассоциаций с помощью приема аллюзии он писал: «Что касается поэтического слова, то нельзя забывать того языка и стиля, которые сложились благодаря мастерам трех императорских антологий».

Фудзивара Тэйка работал над антологией «Синкокинвакасю» («Новое собрание старых и новых японских песен», 1201−1216), ему также принадлежит роль составителя антологии «Синтёкусэнвакасю» («Новое императорское собрание японских песен», 1235). Он удостоился редкой чести − выбрать сочинения для двух императорских антологий. Кроме того, Тэйка принадлежит ряд сборников, содержащих лучшие произведения японской лирики. Если его отец Фудзивара Сюндзэй придавал большое значение литературно-критическим сочинениям о поэтических состязаниях, то Тэйка сосредоточил внимание на комплектовании поэтических собраний. Одной из наиболее знаменитых стала составленная им антология «Хякунинъиссю» («По одному стиху от ста поэтов», 1235).

В этой деятельности как ученый-филолог он ставил перед собой разнообразные задачи: сохранение и изучение поэтической культуры прошлого, главным образом наследия, представленного в императорских антологиях; осмысление достижений новой поэзии − современников Тэйка; обучение молодого поколения поэтов на образцах выдающихся сочинений предшествующего времени; совершенствование принципов и методов работы составителя с целью достижения внутреннего единства поэтической коллекции.

Фудзивара Тэйка был признан не только как поэт и теоретик поэзии, но и как основоположник элементарной филологии. Им написаны работы о трех первых императорских антологиях − «Кокинвакасю», «Госэнвакасю», «Сюивакасю». Работал Тэйка и над романом Мурасаки-сикибу (978−1014) «Гэндзи моногатари» («Повествование о Гэндзи», 1010−1014). Ему принадлежит первый поэтологический анализ «Сарасина никки» («Дневник Сарасина», 1060), который был произведен Тэйка во время отбора стихов Дочери Сугавара Такасуэ (род. в 1008 г.) для «Синкокинвакасю». Им было сделано и первое текстологическое описание «Тоса никки» («Дневник путешествия из Тоса», 935) Ки-но Цураюки, осуществленное при снятии копии с авторского оригинала.

Тэйка почитаем как лучший копиист памятников старой японской литературы, многие из которых были сохранены благодаря его усилиям. Кроме перечисленных произведений, над которыми работал поэт, можно еще назвать наиболее известные − «Исэ моногатари» («Повествование об Исэ», 905−920), «Макура-но соси» («Записки у изловья», 1001), «Идзуми−сикибу никки» («Дневник Идзуми-сикибу», 1007).

Поэт собирал рукописи, переписывал литературные произведения, составлял колофоны, которые стали первыми текстологическими описаниями памятников, снабжал копии комментариями, вел поэтологические наблюдения.

Свидетельством отношения Тэйка к представлениям, сложившимся в литературе, может служить его дневник «Мэйгэцуки» («Записки при ясной луне», 1180−1235 гг.), который стал важным документом истории эпохи Камакура (XII−XIV вв.) и состояния ее поэзии. Дневник Тэйка начал в 1180 г. и закончил в 1235 г., вернее, прервал из-за болезни. Записи велись на протяжении 56 лет.

В дневник вошло немало его стихов. Первоначально он не думал, что они составят отдельный поэтический сборник, но когда сочинение приняло законченный вид, оно получило название «Сюигусо» («Записки придворного»), в котором поэтическое наследие Тэйка представлено наиболее полно. Первый вариант собрания появился в 1216 г., затем состав песен пересматривался вплоть до 1233 г. Это одна из авторских антологий японской классической поэзии, она состоит из четырех книг и включает 3663 стихотворения. В целом Тэйка принадлежит 4598 танка.

В творческом наследии Тэйка выделяются литературоведческие трактаты «Киндайсюка» («Прекрасные песни нашего времени», 1209 г.) и «Эйгатайгай» («Очерк стихосложения», 1215−1222 гг.), в которых присутствует не только теоретическая часть, но и поэтическая антология.

Главное место в теоретических трудах поэта отводится трактату «Майгэцусё» («Записки из месяца в месяц», 1219 г.). В отличие от двух других трактатов, «Майгэцусё» целиком посвящен вопросам теории, стихотворная часть в нем отсутствует. В этих записках автор излагает учение о десяти стилях японской поэзии, подробно разъясняет особенности стиля усин − «одушевленного», «имеющего душу» в противоположность стилю мусин − «не имеющему души» как утонченного внутреннего содержания. Тэйка писал: «Среди десяти стилей нет такого, который бы превзошел стиль усин». Он считается главенствующим, присутствующим во всех остальных стилях, проявляющимся в них и возводится в эстетическую категорию. Усин диктует наличие в поэзии подлинного чувства − изящного, изысканного, которое выражается в чрезвычайно искусной художественной форме, обладающей эстетической недосказанностью.

В трех трактатах, принадлежащих Тэйка, − «Киндайсюка», «Эйгатайгай», «Майгэцусё» − анализируется поэтика японского классического стиха. Если в первом трактате − «Киндайсюка» − конкретно и подробно рассматривается метод хонкадори − аллюзии, то во втором − «Эйгатайгай» − объясняются еще и такие категории, как котоба (слово), футэй (стиль), кэйки (настроение). Как писал Фудзихира Харуо, выдающийся филолог современности, кэйки − настроение, о котором здесь говорится, − это «умозрительный» факт, вызванный образом (имэдзи), который создан в выразительном мире старых песен. Он используется для того, чтобы можно было собственное суъективное видение влить в старое содержание − в мир классической красоты, погрузить свою душу в эмоциональный настрой старых песен, взятых из антологий, которые обычно называются, в том числе из повести «Исэ моногатари», трактуемой как поэтическая антология. Практически это мир трех первых императорских антологий. Кэйки − это способ создания лирического произведения путем внедрения новой «души» (кокоро) в мир классической красоты. При этом проповедь погружения в поэтическую атмосферу прошлого осуществляется без терминологических сложностей, связанных с сочинением стихов. В «Майгэцусё» исследуется не только содержание, но и структура стиха, специфика его стилей. Трактат стал основополагающим сочинением для понимания языка и стиля поэзии.

Выводы по теме

В антологии «Синкокинсю» представлены шедевры японской средневековой поэзии, продемонстрированы достижения поэтического жанра танка. Работы Сюндзэй и Тэйка обогатили литературную мысль Японии, заложили основы филологической науки. В поэзии танка были выработаны эстетические законы и средства художественного письма, отвечавшие духу времени, поднявшие искусство поэзии на новую высоту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.