Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная информация. Вопросы для самопроверки




Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. Этапы составления «Синкокинвакасю».

2. Литературное наследие Фудзивара Сюндзэй.

3. Поэтические трактаты Фудзивара Тэйка.

4. Антологии, составленные Фудзивара Тэйка.

Список литературы

1. Синкокинсю: Японская поэтическая антология XIII века. В 2 т. / Пер. с яп., предисл. и коммент. И. А. Борониной. − М.: Корал Клаб, 2000.

2. Классическая японская поэзия / Сост., предисл. и коммент. А. Н. Мещерякова. − М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 447 с.

3. Японская классическая поэзия / Сост., предисл. и коммент. А. Р. Садоковой. − М.: Эксмо, 2004. – 480 с.

4. Японская классическая поэзия странствий. Странники в вечности / Пер. с яп. А.А.Долина. − СПб.: Гиперион, 2012. – 560 с.

5. Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха / И.А.Боронина. − М.: Наука, 1978. – 373 с.

6. Бреславец Т. И. Горный приют. Творчество Фудзивара Сюндзэй / Т.И.Бреславец. – Владивосток: Изд−во Дальневост.ун−та, 2010. – 230 с.

7. Бреславец Т.И. Письмена ржанок: Деятельность Фудзивара Тэйка / Т.И.Бреславец. – Владивосток: Изд−во Дальневост.ун−та, 2000. – 280 с.

8. Бреславец Т.И. Традиция в японской поэзии / Т.И.Бреславец. – Владивосток: Изд−во Дальневост.ун−та, 1992. – 115 с.

9. Горегляд В.Н. Японская литература VIII−XVI вв.: Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.

 

Тема 4. Становление художественной прозы в IХ-X вв. (5 ч.)

Цели и задачи: изучение становления и развития японской художественной прозы.

1. «Повесть о старике Такэтори».

2. «Повесть о дуплистом дереве».

3. «Повесть об Отикубо».

«Повесть о старике Такэтори»

В хэйанскую эпоху появились первые образцы японской прозы: повести, романы, дневники, записки-эссе. Время появления первых японских прозаических произведений художественной литературы неизвестно, но предполагают, что их насчитывалось около 200. «Повесть о старике Такэтори» («Такэтори моногатари») относится к середине IX в.

Содержание повести: старый дед рубит в лесу бамбук для разных поделок. Однажды он находит в коленце бамбука крошечную девочку. Девочка вырастает в доме у старика в красавицу, а деду с тех пор сопутствует удача: он находит в стволах бамбука золото и становится богачом. Прослышав о красоте Кагуя-химэ, к ней сватаются знатные женихи, но девушка отваживает их, задавая непосильные задачи. Так, одному она поручает добыть «ракушку жуковинку» из гнезда ласточки, другому − заговоренную шкурку крысы, третьему − каменную чашу из Индии и т. д. Является к Кагуя-химэ и посланница из дворца − император хочет сделать ее своей наложницей. Домашние уговаривают девушку послушаться приказа, но она раскрывает им тайну своего появления: она − жительница лунного мира, на землю спустилась временно, и настала пора ей возвратиться в лунный мир. Не помогают слезы старика и старухи, бессильна стража, поставленная императором, лунные жители уносят девушку с собой.

В основе «Такэтори моногатари» лежит сказочный мотив, и самый сюжет произведения разработан в духе сказки. Его отличают вымысел, фантастика, являющиеся обычными признаками сказки. Но под фантастической оболочкой кроется реалистическая сущность.

В повести воплощены важные этические, нравственные представления. Старик, простой бамбукосек, и найденная им девушка являются носителями высоких моральных качеств: старик не корыстолюбив, он отказывается от предложенных императором чинов и почестей, Кагуя химэ олицетворяет народное представление о красоте п нравственности. Девушка не верит в то, что притязания женихов диктуются подлинной любовью. Такое недоверие имело основание в тогдашней действительности: нормой поведения знатной молодежи этих веков являлись бесчисленные любовные похождения. Сказка оберегает свою царевну от печальной участи стать женой недостойного человека: ни один из них не смог выполнить трудное задание, совершить подвиг. Автор же изображает знатных вельмож сатирически, раскрывает их трусость, нечестность, скупость. Глубокая мысль заложена в этом произведении: силу имеют только те вещи, которые добыты настоящим подвигом. Вот почему все ценности, полученные обманным путем, не выдерживают испытания: шкурка крысы сгорает в огне, каменная чаша не испускает света и т.д.

Способ художественного изображения в «Такэтори моногатари» отражает раннюю ступень развития народного сознания.

Фантастический элемент в повести связан только с образом Кагуя-химэ и ее ролью в произведении, иначе говоря, проявляется только в разработке сюжета. Что касается старика и пятерых женихов, то они − вполне земные люди, все, что с ними случается, не выходит из круга реальной действительности. И неудачи, которыми кончаются попытки завоевать Кагуя-химэ, не вызваны вмешательством чудесных сил: сами юноши, их трусость и жадность виноваты в этих неудачах.

«Повесть о дуплистом дереве»

Это произведение философского содержания, с многочисленными персонажами, с большим количеством побочных линий. С достаточным основанием его можно назвать романом. Это дидактическое произведение религиозно философского характера, представляющее собой жизнеописание бодхисаттвы. Так определяется жанр произведения и его идейная направленность. Герои романа, Тосикагэ и его внук, воплощение бодхисатвы, Накатада, должны были донести до японцев «музыку буддийского рая» игрой на волшебной цитре (кото) и указать им Путь к спасению.

Автором произведения называется придворный Минамото Ситаго (911−983). Это самый распространенный вариант атрибуции памятника.

«Уцухо моногатари» состоит из 20 глав. Они разделяются на 4 части, которые могут быть представлены и самостоятельно. Они имеют различия в языке и стиле − в них обнаруживается как влияние волшебной сказки, так и соблюдение норм китайского литературного языка.

В основе произведения лежит фантастический сюжет, волшебное и действительное в нем причудливо переплетаются. Это произведение обращает на себя внимание тем, что является еще одним шагом к созданию японского романа.

Герой произведения Киёвара Тосикагэ принадлежит к знатному роду. Он необыкновенно талантлив. Когда ему исполнилось 16 лет он был назначен посланником в Китай. Посольство в Китай отправилось на 3 кораблях, но они потерпели крушение.

Один из кораблей был выброшен на берег, и единственным в живых остался Тосикагэ. Он попал в удивительную страну, расположенную на Западе. Здесь его ждали многочисленные приключения. В результате он стал обладателем чудесного кото (семиструнная цитра). Этот музыкальный инструмент был сделан небожителями. Он обучился игре на цитре и стал исполнять «музыку Чистой земли». В учении амидаизма «Чистой землей» (Сукхавати) называется край, расположенный далеко на западе, где обитает будда Амитабха.

Тосикагэ привез в Японию несколько кото. В скором времени он и его жена умерли, оставив дочь жить в одиночестве и крайней бедности. Далее ведется рассказ о судьбе дочери Тосикагэ.

Она выросла в замечательную красавицу и повстречала прекрасного юношу, Фудзивара Канэмаса. Знатного юношу опекала семья, поэтому он не мог встречаться с возлюбленной. Между тем у дочери Тосикагэ родился сын Накатада, необыкновенной красоты и ума. Это был бодхисаттва в образе человека. Он идеальный герой, лишенный заблуждений. Роман рассказывает о подвиге бодхисаттвы и утверждает ценность буддийского учения. Накатада поселился с матерью в лесу, в дуплистом дереве, где их нашел Канэмаса, услышав звуки кото.

Вторая часть повествует о красавице Атэмия, дочери левого министра Минамото Масаёри, к которой сватались многочисленные женихи, в их числе Накатада. Поиски счастья оказываются бесплодными. Миру буддийской истины противопоставлен суетный мир земных страстей. Эти главы романа содержат богатую информацию о различных сторонах жизни средневекового японского общества. Они рассказывают о нравах, обычаях, быте, хозяйственном укладе, мировоззрении японцев.

Третья часть произведения приближается к куртуазному роману. В нем не слышны звуки волшебного кото. Повествование сосредоточено на описании придворной жизни – развлечений, празднеств, интриг. Действие сосредоточено вокруг назначения нового наследника престола.

В последних главах романа вновь звучит тема волшебного кото. Центр повествования смещается – переносится из императорского дворца в старую усадьбу Тосикагэ. Накатада строит здесь высокую башню, в которой вместе со своей матерью обучает игре на кото свою дочь Инумия. К себе в усадьбу он приглашает придворных, чтобы они услышали музыку буддийского рая и стали свидетелями чуда.

«Повесть об Отикубо»

Автор произведения неизвестен. Жанр произведения определяется как бытописательская повесть. Содержание произведения включает массу сведений о повседневной жизни японцев в эпоху Хэйан. Ключевым для понимания ситуации, в которой развертывается повествование, является характер брачного института в Японии того времени, когда была распространена полигамия.

Сюжет повести строится на противостоянии гонимой падчерицы Отикубо и злой мачехи Китаноката. Бедной Отикубо оказывает поддержку ее служанка Акоги, служившая еще ее матери. Она устраивает брак девушки с видным аристократом Митиёри, который делает блестящую карьеру при дворе и наконец становится Первым министром.

Повесть разделяется на две части. В первой − страдает одинокая Отикубо, во второй – злая мачеха наказывается за свои издевательства над девушкой. В конце повести месть осуществляет муж Отикубо.

В повести реализуется представление о прижизненной карме, выражается мысль «о неотвратимости наказания зла и воздаяния за добро». Притесняемая Отикубо являет идеал добродетели, она вознаграждается счастьем и богатством.

Особое место в произведении занимает показ жизни придворных, старательно изображается их быт, нравы, обычаи. Повесть дает возможность представить не только аристократический круг людей того времени, но увидеть и круг вещей, в котором они пребывают.

В повести рисуются и картины роскоши, царившей в домах аристократии, описываются предметы искусства, которые было принято жертвовать храмам. В произведении большое внимание отдано проведению различных празднеств, церемоний, обрядов.

Поэзия играла важную роль в повседневной жизни хэйанцев. Герои повестей и романов изъяснялись стихами танка. Это могла быть любовная переписка, обмен строфами во время пиршества, письменный или устный диалог. В дискурсе эпохи неизменно присутствовала поэзия, она наполняет и художественную прозу.

В прозаическом тексте повести не уделено место пейзажу, она оставляет впечатление урбанистического сочинения, но в пятистишиях танка любовная лирика сочетается с пейзажной, выражается эмоциональное единство человека и природы.

Выводы по теме

Три произведения ранней художественной прозы раскрывают процесс ее развития от повести сказки до бытописательской литературы. Усиливается влияние буддийской идеологии на идейно тематическое содержание произведений. Совершенствуется язык и стиль художественной прозы, в которой важное место отводится поэзии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.