Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Сига Наоя




Сига Наоя (1883-1971) с полным правом можно назвать писателем ярким, самобытным, получившим широкую известность в мировой литературе. Он блестящий стилист, мастер короткого рассказа. Произведения его отличаются глубоким психологизмом. В литературе он придерживался реалистических позиций.

Сига Наоя стремился изображать жизнь такой, как она есть. Вот что он говорил о своих произведениях «Грипп» («Рюко камбо»), «На водах в Киносаки» («Киносаки-нитэ»): «Я изложил действительные факты... Эти истории повествуют о том, что случилось на самом деле».

Практически в каждом случае Сига стремился поведать читателям, в какой мере произведение содержит вымысел. Значительное число рассказов Сига Наоя основывалось на его собственном опыте. Выдающийся японский писатель Акутагава Рюноскэ в статье «Сига Наоя» писал: «Автор доверил рассказам почти всю свою жизнь».

Во многих его произведениях главным действующим лицом является писатель, которого нередко можно отождествить с самим Сига. Это относится и к его единственному большому роману «Путь в ночи» («Анъя коро», 1937), повестям «Оцу Дзюнкити» (1912), «Примирение» («Вакай») и др. Некоторые произведения позволяют получить представление о взглядах Сига Наоя на литературу. Читатели располагают также примечаниями самого автора, которыми он сопровождал всякое свое сочинение, объяснял замысел того или иного произведения. О повести «Примирение» он говорил, что писал ее, «не для провозглашения определенной этической идеи, но для того, чтобы дать выход своему непосредственному переживанию, а именно радости, вызванной примирением с отцом после долгого периода отчуждения».

Обращаясь к воспоминаниям детства, с горечью пишет Сига Наоя о безрадостной жизни в семье отца. Но он не ограничивается показом автобиографических фактов. Как писатель-реалист, изображая в своих произведениях события, происходящие с ним, в его семье, он затрагивает такие явления, которые свойственны всей японской действительности. В повести «Оцу Дзюнкити» автор решает проблему отцов и детей. Конфликт возникает из-за того, что родители нашли сыну «благородную» невесту, а он хочет жениться на горничной, он полюбил ее. Молодой человек стоит на своем, ссорится с отцом и даже покидает дом родителей.

Мы видим, что конфликт выходит за узкие рамки биографии. Бунт героя, борьба против семейного деспотизма оканчивается победой новых нравственных отношений над устаревшими. В этом случае поведение героя является естественным, с точки зрения обычного человека. Жить в соответствии со своими чувствами, а не вопреки им − это и является естественным состоянием.

«Он имел в виду, − пишет Уэда Макото, − что литература раскрывает внутреннее содержание того, что скрыто под привычной оболочкой... Быть естественным, значит быть близким к природе. Человек, который ведет себя естественно − это не просто чудак, который игнорирует традиционные нормы, это человек, осознавший свою сокровенную природу и пытающийся вернуться к ней».

Но это не есть любование природой, какую видит обычный человек. Он имеет в виду глубокое понимание природы, близкое к понятию «мудрость». Человек обладает мудростью, которой его наделяет природа ради его здоровья и выживания. Сига высказал пожелание, чтобы все люди были внимательны к этой мудрости, понимали ее и следовали ей, это и есть путь к природе.

Чтобы получилось значительное произведение, необходимы три важных качества: естественная красота, энергия и духовный подъем. Сига поясняет эти качества. Естественная красота возникает при взгляде на человека, который ведет себя честно, в соответствии со своими сокровенными чувствами. Он будет следовать велению своего внутреннего «я». В случае с героем повести «Примирение» человек, борющийся за выживание, прекрасен, так как его намерения честны. Борьба во имя материальной цели или страсти безобразна, но борьба за само существование, физическое и духовное − достойна похвалы.

В большинстве случаев в художественной литературе Сига отсутствуют описания красивых ландшафтов, исключение составляет кульминационный эпизод из романа «Путь в ночи», когда герой проводит ночь на горе Дайсэн. На рассвете он окидывает взором лежащий внизу мир. Красота и покой пейзажа помогают ему преодолеть страх смерти. Красота настолько поглощает его, что он чувствует себя готовым умереть в любую минуту. Такого рода моменты не типичны для произведений Сига, который редко изображал превосходство природных сил над жизненными силами человека.

В произведениях Сига герои в основном мужчины. Все они здоровы, жизнедеятельны, не стесняются плакать в горе, гнев их не знает границ. Энергия, или «духовный ритм», произведения передается читателям.

К писателям Сига Наоя предъявлял особые требования. Он считал, что у прозаиков должно быть достаточно жизненных сил, чтобы пережить любое жизненное испытание, которое ему может выпасть. Большинство героев рассказов Сига Наоя, находя в себе силы, преодолевают несчастья. Так, герой «Примирения» − молодой писатель после резкого столкновения с отцом был лишен наследства. Но он не чувствует себя побежденным. Он решительно продолжает борьбу. То же самое можно сказать о Кэнсаку, герое романа «Путь в ночи». Его сводный брат отзывается о нем: «Ты сильный. Твоя натура позволяет тебе сделать все, что ты хочешь. Центр твоего существования всегда в тебе самом, и все стрелки указывают на него». Именно это сильное «я», этот центр существования помогает Кэнсаку пережить главную катастрофу.

Сига считал, что прозаик должен обладать сильным, жизнестойким характером, его главная цель жизни − стать духовно сильным человеком. Нельзя забывать, что начальная цель общества «Сиракаба» − заниматься самовоспитанием, совершенствоваться.

Герои его последних произведений, написанных после 1928 г., в которых легко узнать самого Сига, являются чаще всего свободными, естест­венными и беззаботными людьми. Фактически настолько сильны они и беззаботны, что не позволяют случиться никаким несчастьям. Когда же несчастья все же случаются, то они редко бывают серьезными. Например, в рассказе «Медведь» («Кума») несчастье, которое происходит с героем, заключается в том, что принадлежащая его семье собака на несколько дней пропала. В рассказе «Утро. День. Вечер» («Аса. Хиру. Бан») старшая дочь героя, простудившись в холодную погоду, отправляется навестить бабушку, не спросив его разрешения.

В рассказе «Утренний просмотр» («Аса-но сисякай») самая большая неприятность, пережитая рассказчиком, состоит в том, что фильм «Пармская обитель» ему не понравился, а кинотеатр плохо отапливался. В других рассказах − «Воскресенье» («Нитиёби»), «Тайфун»(«Тайфу»), «Заяц» («Усаги»), «Горячий источник Кусацу» («Кусацу онсэн») − практически не происходит ничего такого, что могло бы вывести из равновесия героев.

На протяжении своей продолжительной жизни Сига Наоя активно использовал жанр рассказа, исследовал его. По его мнению, рассказ представляет повествование о жизни человека, сталкивающегося с несчастьями и побеждающего их.

Его основной стилистический принцип был «естественным». Автор размышляет о двух типах грамматики − искусственной и естественной. Искусственной он считает школьную грамматику, то есть набор правил, составленных учеными. Но больше его интересовала «естественная грамматика». Он считал, что язык − «это дар природы человеку <...> речь и письмо − это нечто естественное и спонтанное». Он был убежден, что писателю нужно просто позволить словам «естественно выплывать» в предложении.

Сига Наоя прожил долгую жизнь, и его творческое наследие велико. Он писал преимущественно короткие незамысловатые рассказы. Но за этой кажущейся простотой скрывается сложный духовный мир писателя, особый «восточный поэтический дух» его небольших сочинений.

Выводы по теме

Формирование литературы группы «Сиракаба» происходило под значительным влиянием идей Л.Н.Толстого. В основу творчества писателей объединения был положен гуманистический принцип, уважение к индивидуальности. Их произведения способствовали утверждению в японской литературе реалистического метода отображения действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.