Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Сато Харуо




Признанный представитель авангарда, Сато Харуо (1892-1964) получил известность в литературных кругах прежде всего как поэт. Родившись в Сингу префектуры Вакаяма, он уже в раннем возрасте публиковал свои произведения в столичных журналах. После окончания школы Сато обосновался в Токио, посвящая себя поэзии, а также переводу с английского сочинений Генриха Гейне (1797-1856). Первым поэтическим достижением Сато стали «Сентиментальные стихи» («Дзюндзё сисю», 1921), в которых любовная поэзия соседствовала с гражданской лирикой, содержащей критику современного устройства общества.

Поиски новых литературных путей он реализовал в создании коротких рассказов. Первым значительным сочинением его художественной прозы стал рассказ «Дом спаниеля» («Супэин ину-но иэ», 1917), посвященный истории веселого пса. Он был насыщен фантазией и экзотическими деталями. Засилью мрачной эгобеллетристики Сато противопоставил яркий мир неоромантических грез, предпринял попытку использовать в японской прозе новаторские достижения западно-европейских поэтов.

Другой заметный рассказ писателя − «Окину и ее братья» («Окину то соно кёдай», 1918). В нем говорится о неграмотной женщине, с которой грубо обращается каждый, кого она встречает. Несмотря на натуралистичность изложения, Сато достигает успеха благодаря своей особой стилистической манере, создающей ирреальную атмосферу.

Наиболее выдающимся сочинением Сато оказался роман «Сельская меланхолия» («Дэнъэн юуцу», 1918). Молодой поэт решил поселиться в деревне на равнине Мусаси, недалеко от Токио. Он переезжает сюда с женой, актрисой, и двумя собаками. Вскоре жена начинает настаивать на возвращении в Токио, она хочет бежать от монотонности сельской жизни, желание мужа оставаться в глуши вызывает у нее протест.

Поэт стремится найти покой в уединении, в провинциальной тишине, но тревога не покидает его. Он пребывает в болезненном состоянии духа, и «больная» роза становится в романе символом уходящего времени − конца века с его настроениями упадка. Автор рисует страдания легко ранимой натуры, живущей в мире фантазий, проникнутой единением с природой, чья печальная красота рождает отклик в истерзанном сердце поэта. Главное настроение романа − меланхолия, которая окрашивает в печальные тона все, что окружает героя.

Роман «Сельская меланхолия» испытал влияние многих зарубежных авторов. Особое значение исследователи придают роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» − в создании атмосферы ирреальности и мистичности, пронизывающей книгу Сато Харуо. Японский писатель видел в сочинении Уайльда четыре основных качества модернистской литературы: натурализм, который связан с точным изображением людей, живущих в обществе; гедонизм, представленный в творчестве чувственных декадентов; детективную историю; неоклассицизм, узнаваемый в авторском исследовании психологии персонажей.

Кульминационными предстают заключительные сцены романа, в которых описывается состояние депрессии, граничащей с безумием. В сознании поэта, погружающегося в отчаяние, рефреном звучит строка из стихотворения У. Блейка «Больная роза»: «О роза! Ты больна!» Стремление героя в пасторальной тиши обрести радость жизни и творчества терпит крах, его страдания делаются нестерпимыми.

Следующим романом дилогии стала «Городская меланхолия» («Токай юуцу», 1922). Муж, жена и две собаки переезжают в Токио. Если в первом романе предметом исследования была сельская жизнь, то во втором − сюжет развертывается в центре столицы. Эмоциональные состояния, вызванные общением с природой, уступают место перипетиям городской жизни, урбанистическим мотивам. Поэтический мир утомленной, изнемогающей души сменяется интимным настроем автобиографической прозы, прославившей японскую литературу натурализма.

Жена, актриса театра сингэки (современная драма), возвращается на сцену, но у героя складываются неприятные отношения с режиссером труппы, где она играет. Внезапное отчуждение между супругами происходит также из-за совместного проживания с матерью жены. В семье не прекращаются раздоры и распри. В таких трудностях повседневной жизни герой понимает, что его душа утрачивает свободу, и ему остается только переживать болезненные ощущения. Он предается грезам, его жизнь протекает в состоянии дремоты.

Продолжая работу в жанре ватакуси сёсэцу, писатель создает роман «Эти три вещи» («Коно митцу но моно», 1925−1926), в котором рассказывается история взаимоотношений Сато Харуо, Танидзаки Дзюнъитиро (1886−1965) и его жены Тиё. Писатели подружились в 1917 г., когда Танидзаки был уже признанным автором, но испытывал творческий кризис и общение с Сато вдохновляло его. Танидзаки вел свободный образ жизни, который, как он полагал, соответствовал принципам его «демонической» литературы, и мало внимания уделял жене. Сато испытывал к ней сочувствие, и его сострадание переросло в любовь, которая оказалась взаимной. В японском литературном мире отношения этого любовного треугольника стали наиболее прославленной романтической историей. Танидзаки порвал все отношения с Сато и не давал жене развода до 1930 г.

Отойдя от эгобеллетристики, писатель создает рассказ «FOU» (1926), в котором прослеживает историю сумасшедствия японского художника в Париже. В рассказе обнаруживается влияние немецкого экспрессионизма, близкого модернистским японским авторам.

Фантазийный рассказ «Бездарные записки» («Нон-сяран кироку», 1929) отнесен в далекое будущее и рисует воображаемое общество, в котором люди, в зависимости от своего социального статуса, обитают на разных уровнях под землей или живут на поверхности земли − на строго распределенных между ними участках, освещаемых солнцем. Так Сато выражает пессимистичный взгляд на проблему перенаселенности территории. Его героя убеждают согласиться на безболезненную операцию и превратиться в растение. Он становится розовым кустом, и на аукционе его покупает привилегированная молодая женщина, живущая на поверхности земли. Затем появляется лист, сосущий кровь, он приходит отдохнуть в цветочном горшке, где живет человек, превратившийся в розу. На следующее утро, когда женщина, приблизившись, смотрит на розу, лист устремляется на ее грудь, и женщина вскоре синеет.

Значительным вкладом в развитие модернистской литературы в Японии стал роман «Возрождение» («Косэйки», 1930), который публиковался в газете. Сато воспользовался скандалом с писателем Симада Сэйдзиро (1899−1930), заявившим о себе книгой «На земле» («Тидзё», 1918−1919). Первая часть сочинения Симада вышла в 1919 г., а три остальные были опубликованы незавершенными в 1922 г. Книгу назвали странной, экстравагантной, в ней превалировало чувство превосходства, опьяняющее автора, при полном отсутствии критического отношения к себе. После путешествия Симада в Европу новой книги, которую ожидали, не появилось, и 29 апреля 1930 г. он скончался в больнице от душевного расстройства.

Героем своего произведения Сато вновь избирает писателя, который создает детективные романы (суйри сёсэцу) «Отпечатки пальцев» («Симон»), «Свидетельские показания» («Тиндзюцу») и др. Героиней выступает женщина по имени Тацуко. Она испытывает гнет прошлого, который преломляется в глубинах ее бессознательного (муисики). Подверженная истерии, она лечится с помощью психоанализа Фрейда. В ней пробуждается воля к жизни, открывается путь к возрождению, писатель спасает ее от гибели.

Роман отличается продуманной композицией, в нем Сато продемонстрировал способность четко выстроить большое произведение. Японские критики считали, что в романе впервые в качестве органической части литературного сочинения был применен метод классического психоанализа Фрейда, только недавно появившийся в Японии, и автор использовал его с большим искусством. Как раз в это время в японской литературе произошло провозглашение неопсихологического метода (синсинрисюги), и роман вызвал чрезвычайный интерес.

В 1924 г. в журнале «Тюокорон» («Центральная трибуна», 1899 г.) вышла «Теория изящного искусства» («Фурюрон»), в которой Сато раскрыл свои художественные позиции, изложил взгляд на природу прекрасного как преходящего и бренного.

В 30−40-е годы XX в. писатель продолжал творить в разных жанрах, в том числе и в области драматургии. Он приветствовал начало японо-китайской войны (7 мая 1937 г.) и как военный корреспондент, отправившись в Китай в 1938 г., оправдывал Уханьскую операцию. В годы войны им было создано также несколько книг милитаристской поэзии. В 1943 г., побывав в Индонезии и Малайзии, он выразил свои патриотические чувства в стихах и прозе. Тогда же им была выпущена книга «Большая Восточно-Азиатская война» («Дайтоа сэнсо», 1943)

После войны Сато публикует прозу, поэзию, критические эссе, переводы произведений китайских поэтов. Главные усилия Сато направляет на создание биографических произведений, посвященных судьбам писателей и поэтов. Он пишет серию литературных портретов, куда включает таких авторов, как Такамура Котаро, Акутагава Рюноскэ, Нагаи Кафу. Среди этих сочинений особое место заняла «Мандала Акико» («Акико мандара», 1954), раскрывающая жизнь и творчество поэтессы Ёсано Акико (1878−1942).

Художественные произведения Сато Харуо, его литературно-критические работы показали пути становления модернистской литературы в Японии, устремленной к новациям, но и не теряющей связи с национальными традициями в искусстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.