КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебная информация. Вопросы для самопроверки
Учебные вопросы Вопросы для самопроверки Искусство неоромантиков было связано как с интересом к художественным достижениям западной цивилизации, так и со стремлением сохранить ценности национальной культуры, сложившиеся в прошлом. Красочность, экзотика и эротизм, свойственные произведениям неоромантиков, противопоставили их унылым сочинениям натуралистов. 1. Воздействие западноевропейской словесности на японскую литературу. 2. Городская культура эпохи Эдо в творчестве Нагаи Кафу. 1. Специфика творческой эволюции писателя. 3. Концепция демонической красоты в произведениях Танидзаки Дзюнъитиро. 4. Литературно-эстетические позиции Танидзаки Дзюнъитиро, представленные в эссе «Похвала тени». Список литературы 1. Нагаи, Кафу. Соперницы / Кафу Нагаи. Пер. с яп. И. Мельниковой. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 256 с. 2. Танидзаки, Дзюнъитиро. Избранные произведения. В 2 т. / Дзюнъитиро Танидзаки. Сост., предисл., коммен. и научн. подгот. текста И. Львовой. − М.: Худож.лит., 1986. 3. Танидзаки, Дзюнъитиро. Мелкий снег / Дзюнъитиро Танидзаки. Пер. с яп. Т.Редько-Добровольской. – М.: Терра-Книжный клуб, 2001. – 583 с. 4. История современной японской литературы / Пер. с яп. под ред. Н.И.Конрада. − М.: Изд-во иностр.лит., 1961. – 429 с. 5. Литература Востока в новейшее время: учебник / И.В.Боролина [и др.]; под ред. И.С.Брагинского [и др.]; Моск. гос. ун-т. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 560 с. 6. Санина К. Г. На перепутье двух миров. Кросскультурные связи в литературе японского неоромантизма / К. Г.Санина. – Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2006. – 238 с. 7. Рехо, К. Современный японский роман / К.Рехо. − М.: Наука, 1977. – 304 с. ТЕМА 37. Литература неореализма (4 ч.) Цели и задачи: изучение творчества писателей «Школы нового мастерства». a. Создание «Школы нового мастерства». b. Жизнь и творчество Акутагава Рюноскэ. Создание «Школы нового мастерства» Под названием «Школа нового мастерства» (Сингикоха) известно неореалистическое направление в современной японской литературе. Центром творческого объединения стал журнал «Бунгэй сюндзю» («Весна и осень литературы», 1923). Кикути Кан (1888-1948), Кумэ Масао (1891-1952), Акутагава Рюноскэ (1892-1927) создали литературную группу, которая провозгласила ценность литературы как искусства. Школа резко противопоставила себя натурализму. В противовес бытописательству и нарочитой безыскусственности изложения, свойственным натуралистической литературе, Школа предпочла литературную фантазию, четко очерченную фабульность, требовала разнообразия и красочности материала, ценила яркость образности и выразительность языка. О крахе натурализма саркастически писал Акутагава Рюноскэ в литературных заметках «Тёкодо», высмеивая «повесть о себе»: «Вы часто поощряете меня: «Пиши больше о своей жизни, смелей откровенничай»! <…> Вдобавок вы говорите: «И в конце рассказа приведи в таблице рядом с вымышленными и подлинные имена всех действующих лиц рассказа». Нет уж, увольте!» По наблюдению В.С.Гривнина, метод неореализма (Синсядзицусюги) – это «реалистическое воплощение действительности, для глубокого проникновения в суть которой берется яркий впечатляющий факт, трагический или комический, что позволяет с максимальной выразительностью раскрыть тему; широкое использование вымысла, гротеска, причудливое переплетение реального и вымышленного. С другой стороны – выявление глубины в обыденном». Акутагава подчеркивал, что писатель должен избегать двух опасностей: прийти к идее «чистого искусства» и, с другой стороны, вывести произведение из сферы искусства. Он говорил: «Искусство для искусства – чуть в сторону и идея искусства как развлечения. Искусство для жизни – чуть в сторону и идея утилитаризма в искусстве». Из писателей-неореалистов идея искусства как развлечения была близка Кикути Кан и Кумэ Масао. Кикути Кан был известен в литературе как мастер занимательной интриги, острого сюжета. Необычайностью отличаются многие его произведения. Однако свою писательскую фантазию Кикути впоследствии отдал так называемой «массовой литературе» (тайсю бунгаку) – развлекательному чтению, которое отличалось невзыскательностью. Кикути Кан известен как основатель журнала «Бунгэй сюндзю» (1923), литературных премий Акутагава (1935) и Наоки. Он внес большой вклад в создание Общества писателей (Сёсэцука кёкай), а затем Общества литераторов (Бунгэйка кёкай) и Общества новой драмы (Сингэки кёкай). Кикути проявил себя в различных прозаических жанрах. Большой успех выпал его пьесе «Возвращение отца» («Тити каэру», 1917), которая много лет ставилась на сценах японских театров. Его рассказ «И была любовь и была ненависть» («Онсю-но каната-ни», 1921) заслуженно привлекла внимание переводчиков. Т.П.Григорьева указывает, что писателем избрана «тема, благодатная для иллюстрации закона взаимодействия общего и единичного, общечеловеческого, свойственного всем людям, и национального, привитого сознанию данного рода». Рассказ говорит о трагедии человека, нарушившего основной принцип конфуцианской морали, − подчинение низшего высшему. Самурай убивает своего господина, он обречен на изгнание и преследование. Сын убитого также переживает трагедию, потому что не может нарушить сыновний долг, который требует от него покарать убийцу. Кикути показывает, как его герои нравственно преображаются в созидательном труде на благо людей, их труд рождает любовь, которая умеет побеждать ненависть. Они возвращаются к свой изначальной человеческой природе, сбрасывают с себя гнет условностей. Действие рассказа отнесено в далекую эпоху – в XVIII в. Это дает возможность писателю создать увлекательный сюжет, не противореча правде действительности, исследовать психологию человеческой души в особенных условиях и показать неиссякаемую силу человеческого духа, восставшего против догм официальной морали. К этому нравственному протесту Кикути последовательно подводит своих героев. Обращением к старым временам характеризуется и роман писателя «Птица милосердия» («Дзихисинтё», 1925). Автор заимствует старинный сюжет из антологии «Манъёсю» и осовременивает его. Он подробно излагает древнюю легенду о Вишенке, которая из-за соперничества двух юношей и невозможности разрешить их спор решила уйти из жизни. Юноши, сложив стихи в память о погибшей, также покончили с собой. В современной Японии Вишенка становится барышней из богатой семьи, к ней сватаются двое юношей, за одного из них она выходит замуж, но повествование заканчивается трагически для обоих мужчин. Перенесение действия художественного произведения в прошлое, а также использование старинных сюжетов стало отличительной чертой писателей «Школы нового мастерства». Это давало им возможность свободно обнажать человеческие чувства. Остросюжетным был и роман «Госпожа Жемчужина» («Синдзю фудзин», 1920), который печатался в крупных газетах как бестселлер. В нем изображено процветающее общество современной Японии, благополучное и безмятежное. По мысли В.С.Гривнина, «роман представлял собой мещанскую мелодраму, сдобренную изрядной порцией сентиментальности». Он добавляет: «Было бы неверно утверждать, что произведения Кикути асоциальны. Но острота ситуаций, отточенность формы были нужны ему в первую очередь для привлечения интереса читателя, для занимательности». Этими качествами характеризуется и творчество Кумэ Масао, известного мелодраматическими романами. Его роман «Трава светлячок» («Хотаругуса», 1918), печатавшийся в газетах, и роман «Кораблекрушение» («Хасэн», 1922), рассказывающий о неудачной любви, разоблачали социальные пороки, рисовали картину современных нравов. Они показывали трагедию личности, но не связывали ее с общественным устройством.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |