Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И оформления результатов




Плановая выездная и тематическая проверки: порядок проведения

 

 

При проведении плановой выездной проверки под­лежат изучению вопросы уплаты (удержания и пе­речисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена на проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также выявление имущества и активов плательщика (иного обязанного лица), его дебиторской задолженно­сти для взыскания за их счет налогов, сборов, пе­ней, экономических санкций.

Налоговая проверка не проводится в течение двух лет со дня государственной регистрации - организаций, индивидуальных предпринимателей; присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций и т.д.

В течение срока, указанного выше, могут назначаться внеплановые проверки по поручению Президента Республики Беларусь; Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 базовых величин; по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности и.д.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

к высокой группе риска, - не чаще 1 раза в течение календарного года (если по результатам проведенной плановой проверки не выявлено нарушений, то следующая плановая назначается не ранее чем через 2 года)

к средней группе риска, - не чаще одного раза в 3 года (если не выявлено нарушений — плановая проверка этого субъекта назначается не ранее чем через 5 лет)

к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются в одном из следующих случаев:

по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;

на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Проверяющий не имеет права участвовать в проверке, и обязан заявить самоотвод, если:

является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта;

являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.

Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены в письменной форме.

При самоотводе или отводе вопрос о замене проверяющего либо мотивированном отказе в отводе решается руководителем контролирующего органа либо лицом, исполняющим его обязанности не позднее рабочего дня, следующего за днем заявления самоотвода или отвода. При этом, если самоотвод или отвод заявлены в ходе проведения проверки, ее проведение не приостанавливается.

До начала проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогам и сборам: структура налоговой базы, применяемые ставки, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налогов и сборов за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке, в котором указываются:

· номер и дата выдачи предписания;

· основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

· наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

· фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

· исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

· проверяемый период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

· срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

Далее проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки указываются:

основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

проверенный период;

должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

Промежуточный акт проверки должен содержать:

основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

указание на то, что акт проверки является промежуточным;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий орган.

На основании акта проверки в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю заключения по этим возражениям руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь указанный срок может быть продлен не более чем на пятнадцать рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.

При неявке плательщика (иного обязанного лица) или его представителя в налоговый орган для получения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения, либо отказе от получения указанных документов под роспись, либо отсутствии плательщика (иного обязанного лица) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации) и (или) последнему известному налоговому органу, в решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) делается соответствующая запись и они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства) плательщика (иного обязанного лица) или его представителя. В этом случае решение по акту проверки и (или) требование (предписание) считаются полученными плательщиком (иным обязанным лицом) по истечении трех дней со дня такого направления.

Тематическая проверка: Порядок возврата разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой НДС

У плательщика может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную от операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Такие ситуации могут возникнуть:

- когда организации используют для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 0% (экспортные операции), товары (работы, услуги), имущественные права, облагаемые налогом по ставке 20%;

- когда организации используют для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 10%, товары (работы, услуги), имущественные права, облагаемые налогом по ставке 20%;

- при ликвидации (прекращении деятельности) плательщика, а также в связи с прекращением предпринимательской деятельности, не связанной с ликвидацией субъекта.

Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации по НДС превышает общую сумму налога, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, плательщик НДС не уплачивает. Возникшая между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, разница подлежит вычету в первоочередном порядке исходя из общей суммы НДС в следующем налоговом периоде либо возврату плательщику без начисления пени.

Порядок и сроки возврата разницы между суммами налоговых вычетов и суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, установлены НК

Возврат указанной разницы может быть осуществлен несколькими способами и производится:

1) без принятия налоговым органом решения о проведении возврата. В этом случае возврат осуществляется путем зачета в счет НДС, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащего уплате по итогам следующих отчетных периодов. Такой зачет производится без подачи плательщиком заявления на его осуществление. Плательщику необходимо лишь представить налоговому органу по месту постановки на учет налоговую декларацию, в которой указана сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС.

Возврат разницы между суммами налоговых вычетов и суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав путем зачета в счет налога, подлежащего уплате по итогам следующих отчетных периодов, плательщик осуществляет сам.

2) по решению налогового органа по месту постановки плательщика на учет. В этом случае решение об осуществлении возврата принимается налоговым органом на основании представленной плательщиком налоговой декларации и заявления о возврате (зачете) не позднее двух рабочих дней со дня представления плательщиком документов. О принятом решении по проведению возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговый орган уведомляет плательщика в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения.

Если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком заявления о возврате, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов - пяти рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.

Налоговым органом может быть принято решение об отказе (полностью или частично) в возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае налоговый орган обязан не позднее двух рабочих дней после вынесения указанного решения представить плательщику мотивированное заключение.

Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, по решению налогового органа осуществляется в виде зачета или в виде непосредственно возврата плательщику денежных средств.

Возврат разницы путем зачета производится налоговыми органами самостоятельно в течение одного месяца со дня принятия решения о возврате в следующей очередности:

- в счет текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам) и иным обязательным платежам в бюджет;

- в счет погашения задолженности и пени по налогам, сборам (пошлинам) и иным обязательным платежам в бюджет;

- в счет погашения задолженности по наложенным налоговыми органами штрафам.

При наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов в периоде, за который осуществляется возврат разницы путем зачета, этот зачет производится налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о проведении возврата.

После проведения зачета налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня его проведения сообщают о нем плательщику.

Если налоговый орган принял решение о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, по заявлению плательщика в период проведения зачетов по предыдущим решениям, то новое решение принимается к исполнению:

- либо при полном зачете разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по предыдущим решениям;

- либо по истечении одного месяца с даты принятия предыдущего решения.

Оставшаяся после проведения зачета сумма подлежит возврату плательщику из бюджета не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для проведения зачета (один месяц со дня принятия решения о возврате).

Необоснованно предъявленную им к возврату из бюджета плательщик обязан уплатить в бюджет.

Налоговые органы при применении способов обеспечения уплаты суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и начисленных на эту сумму пеней, а также при взыскании суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и пеней пользуются правами и несут обязанности, установленные для применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

При этом пени начисляются за каждый календарный день пользования денежными средствами в сумме, необоснованно предъявленной к возврату из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, начиная со дня, следующего за днем зачисления денежных средств на счет плательщика в банке, включая день их уплаты (взыскания).

Возврат суммы разницы осуществляется из республиканского бюджета путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) либо иной банковский счет плательщика налогов, сборов (пошлин) (в случае отсутствия неисполненного обязательства плательщика перед Министерством финансов Республики Беларусь) либо путем проведения зачета

ИМНС по месту постановки на учет плательщика располагают информацией о плательщиках, имеющих неисполненные обязательства перед Министерством финансов Республики Беларусь. Данная информация ежедневно поступает от Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску через инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску в инспекции МНС по месту постановки на учет плательщика.

При наличии у плательщика неисполненных обязательств перед Министерством финансов Республики Беларусь возврат суммы разницы производится инспекцией МНС после исполнения плательщиком данных обязательств и исключения его из информации о плательщиках, имеющих неисполненные обязательства перед Министерством финансов Республики Беларусь

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.