КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Аудитория массовой коммуникации
Из всех структурных компонентов СМИ именно аудитории посвящено наибольшее число исследований. Это, безусловно, может служить своеобразным свидетельством ее весьма важной роли в процессах массовой коммуникации. В современных условиях в исследованиях СМИ все чаще звучат голоса о необходимости рассматривать аудиторию не столько как объект воздействия, сколько как активного участника общественного диалога [64; 99]. Для того чтобы этот диалог был действительно эффективен, необходимо хорошо знать особенности аудитории массовой коммуникации, включая и ее социально-психологические характеристики. Напомним основные особенности аудитории СМИ, кратко изложенные в гл. 1. Аудитория СМИ: огромная, массовая; стихийная, неорганизованная; очень разнообразная по составу; непостоянная (в любой Момент реципиенты могут подключиться к каналу или отключиться от него); анонимная для коммуникатора; разобщенная в момент восприятия сообщений на множество небольших группы или отдельных лиц; не имеющая четких границ, но обладающая определенным ритмом. Ее состав и размеры как бы пульсируют в зависимости от времени суток, недели, месяцев и времен года. Аудиторию массовой коммуникации составляют отдельные люди, входящие в самые разнообразные большие социальные группы. Индивидуальность восприятия сообщений СМИ может быть достаточно большой. Каждый человек осмысливает сообщение по-своему, на основе своего уникального социального опыта. Однако коммуникатор должен ориентироваться на социально-типические особенности восприятия сообщений СМИ [21], поскольку массовая коммуникация — это общение больших социальных групп, и аудитория при всей своей Многие подходы и результаты, полученные в вышеизложенных социально-психологических исследованиях аудитории СМИ, представляют определенный научный и практический интерес, несмотря на то что они были осуществлены много лет назад в совершенно других социальных условиях. В настоящее время, к сожалению, явно обозначился примат только рейтингового изучения аудитории и все трудней пробиваться научным исследованиям, ставящим перед собой и другие важные цели. Однако накопленный в конце прошлого века опыт научных исследований содержит ценный научный потенциал, который не следует игнорировать и о котором по крайней мере надо иметь представление, чтобы при необходимости развить потенциал социально-психологических исследований для решения актуальных задач. Перспективными представляются исследования «рефлексивного образа аудитории». Содержание рефлексивного образа аудитории составляет мнение аудитории о том, какой ее представляет себе коммуникатор. На эту тему существуют пока еще мало эмпирических исследований. На кафедре социальной психологии МГУ по этой проблеме были осуществлены исследования, в которых была обнаружена связь между отношением аудитории к коммуникатору и рефлексивным образом аудитории: при отрицательном отношении аудитории к коммуникатору она склонна считать, что и коммуникатор воспринимает ее отрицательно. В этом случае аудитория низко оценивает передачу данного коммуникатора. Все социально-психологические исследования аудитории СМИ свидетельствуют о том, что это весьма многогранный и сложный процесс, но они приносят ценные результаты. В заключение хочется отметить, что развитие новых информационных технологий с ярко выраженной интерактивностью будет содействовать тому, чтобы аудитория стала более активным участником процессов массовой коммуникации. Исследованиям аудитории посвящено абсолютное большинство исследований СМИ, что свидетельствует об особенно важной роли аудитории в функционировании массовой коммуникации. Одна из отличительный особенностей социально-психологичес- ких, а также социологических исследований СМИ заключается в том, что в них объектом исследований является не отдельный индивид, а группа в самых разнообразных ее проявлениях. Это объясняется тем, что аудитория СМИ при всей своей внешней неопределенности, анонимности и рассредоточенности обладает определенными типическими групповыми характеристиками, которые находят свое конкретное выражение в психологии различных групп. Большинство исследований аудитории СМИ посвящено выявлению ее количественного состава, который необходим для определения рейтингов соответствующих каналов, органов печати и передач. В социально-психологических исследованиях массовой коммуникации главное внимание уделяется выявлению таких психологических характеристик аудитории, как преобладающие в разных аудиториях мотивы обращения к СМИ, социальные установки, стереотипные представления и ценностные ориентации. Эти социально-психологические характеристики аудитории во многом определяют особенности ее обращения к различным каналам и передачам. Совокупность данных характеристик дает основания для построения соответствующих типологий аудитории СМИ. В целом социально-психологические исследования аудитории дают возможность глубже проникнуть в психологию различных групп аудитории и лучше понять не только специфику их обращения к СМИ, а также возможности для налаживания их эффективного взаимодействия с различными средствами массовой коммуникации
вспомнить название исследуемых каналов или передач. В конце 1990-х гг. в Австрии, Голландии и Дании получил распространение интегральный индекс эффективности телепередач, учитывающий четыре показателя: количественный рейтинг передачи; финансовые затраты на нее; экспернтую оценку профессионалов или руководства вещательной компании; зрительскую оценку. Индекс вычисляется по следующей формуле: Индекс = RA - СЕ, где R — средний рейтинг программы; А — средняя шкалированная зрительская оценка; С — показатель стоимости программы; Е — средняя шкалированная экспертная оценка или оценка руководства вещательной компании. Если все величины привести к сопоставимым единицам, то знак разности покажет, что именно перевешивает — зрительская оценка или затраты и заинтересованность вещателя. Во втором случае исследователи рекомендуют снять передачу с эфира [29]. Весьма примечательно, что решающее значение придается именно оценкам телезрителей. Показателями реализации социально-психологических функций массовой коммуникации могут служить отдельные выделенные в литературе психологические эффекты массовой коммуникации: утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем); престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).
Проблема выявления эффективности СМИ всегда являлась и продолжает оставаться одной из самых сложных. Ее сложность определяется особенностями средств массовой коммуникации и их неоднозначной связью с реальной действительностью. В социально-психо- логических исследованиях эффективности СМИ, как в зеркале, отражаются технологический уровень развития самих средств массовой коммуникации, социальной психологии как науки, ее теоретических ориентаций и методического аппарата. Начиная с 20-х гг. XX в. когда появилось радио, в развитии социально-психологических исследований СМИ можно выделить несколько этапов, которые характеризуются определенным технологическим уровнем развития средств массовой коммуникации, господствующими теоретическими ориентациями, представлениями о силе воздействия СМИ и активности аудитории, преобладающими методами исследования и показателями эффективности СМИ. Можно выделить несколько наиболее общих типов эффективности СМИ (коммерческую, социальную и социально-психологическую), которые тесно взаимосвязаны. Конкретными показателями различных форм эффективности СМИ могут служить самые разнообразные эффекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Межличностное общение и массовая коммуникация являются разными формами общения, которые обычно не противостоят, а взаимно дополняют друг друга. В начале XXI в. продолжают происходить постоянные изменения в мире информационных технологий, которые оказывают все большее влияние на нашу повседневную жизнь. Как отмечают многие авторы, причиной этих стремительных изменений стал тесный союз компьютера и современных массмедиа. Одной из форм этого союза стали интернет-СМИ. Именно этот союз привел к появлению у массмедиа следующих характеристик: доступ аудитории к огромным объемам информации; интерактивность СМИ (увеличение возможностей для обратной связи); транзактность (возможность смены коммуникативных ролей коммуникатора и аудитории); мультимедийность (объединение в одном техническом устройстве практически всех современных СМИ); асинхронность (возможность для реципиента получать необходимую для него информацию СМИ в любое удобное для него время). Все эти новые характеристики СМИ, особенно такие как интерактивность и транзактность, требуют тщательного изучения, поскольку они заставляют во многом по-новому оценить роль аудитории, реципиентов (получателей сообщений), с одной стороны, и коммуникатора (отправителя сообщений) — с другой, по сравнению с их ролями в традиционных СМИ. Реципиенты (пользователи) современных СМИ благодаря интерактивности последних имеют возможность выступать и в качестве коммуникаторов, т.е. проявлять свою активную роль. Следует также отметить, что зарубежные авторы отмечают не только достоинства новых информационных технологий, но и те этические и политические проблемы, которые вызывает их использование. Это, например, проблемы справедливости и равноправия в доступности широкой аудитории к новым инфомационным технологиям; информации о низших слоях общества; непристойности, порнографии, плагиа- Тест неоконченных предложений1 Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожалуйста, каждое и докончите его, записывая первую мысль, которая придет вам в голову Работайте с максимально возможной для вас быстротой. Передачи подобного типа я смотрю, чтобы... Наиболее удобное время для их просмотра для меня — это... Из ведущих этих передач мне запомнился... Он мне запомнился тем, что... Его манера поведения напоминает мне... Обычный недостаток в манере поведения ведущего — это... Себя он видит как... Нас он видит как... В интересной передаче ведущий всегда... Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы... Данная передача стала бы более интересной, если бы... Благодарим за участие! Тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ2 Интернет нужен мне для... Общение в Интернете... Информация в Интернете... Интернет для меня — это... По сравнению с традиционными СМИ, интернет-СМИ... Я захожу в Интернет... Для меня интересны сайты... Меня раздражает в Интернете...
Анкета биполярных профилей1 Обозначьте, пожалуйста, выраженность, на ваш взгляд, каждого из нижеприведенных качеств у «типичного американца», используя соответственно цифры 3, 2, 1, 0. 3 — высшая степень выраженности указного признака. 2 — средняя степень выраженности указанного признака. 1 — слабая степень выраженности указанного признака. 0 — нейтральная позиция, т.е. «не знаю».
1 Разработана научным сотрудником, а сейчас профессором кафедры социальной психологии Московского государственного университета Т. Г. Стефаненко (1991).
Анкета-опросник для пользователей Интернета и интернет-СМИ[1] Возраст Пол Образование Профессия Есть ли у вас компьютер дома? Как часто в течение дня вы пользуетесь Интернетом? менее одного часа; 1 или 2 часа; 3 часа; 4 часа; более 5 часов. Есть ли у вас служебная необходимость использовать Интернет на работе? Есть ли у вас возможность пользоваться Интернетом на работе в личных целях? Распределите по степени убывания интереса следующие тематические сайты Интернета: развлечения; -СМИ; политика; экономика; компьютеры; наука и образование; искусство, культура. Каков для вас основной источник получения актуальной информации: радио; газеты; -TV; Интернет. И. Каковы, по вашему мнению, преимущества интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ? Каковы, по вашему мнению, недостатки интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ? Распределите по степени убывания значимости для вас следующие причины пользования Интернетом: необходимость по работе и служебным делам; получение информации нужных сведений; связь с друзьями и коллегами в сети; расслабление, отдых, игровая деятельность; чувство принадлежности к миру; самообразование; возможность высказаться, заявить о себе; возможность пообщаться с разными людьми; самореализация. В чем, по вашему мнению, состоит разница в информации, получаемой через Интернет и через другие СМИ?
Тест свободных ответов1 Просим вас дать 10 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный коммуникатор2 — кто он?» Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. Отвечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке. Отвечайте быстро, время на ответы ограничено (8 минут). Данный коммуникатор — кто он?
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |