Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Аудитория массовой коммуникации




 

 

Из всех структурных компонентов СМИ именно аудитории посвя­щено наибольшее число исследований. Это, безусловно, может служить своеобразным свидетельством ее весьма важной роли в процессах мас­совой коммуникации. В современных условиях в исследованиях СМИ все чаще звучат голоса о необходимости рассматривать аудиторию не столько как объект воздействия, сколько как активного участника об­щественного диалога [64; 99]. Для того чтобы этот диалог был действи­тельно эффективен, необходимо хорошо знать особенности аудитории массовой коммуникации, включая и ее социально-психологические ха­рактеристики.

Напомним основные особенности аудитории СМИ, кратко изло­женные в гл. 1. Аудитория СМИ:

огромная, массовая;

стихийная, неорганизованная;

очень разнообразная по составу;

непостоянная (в любой Момент реципиенты могут подключить­ся к каналу или отключиться от него);

анонимная для коммуникатора;

разобщенная в момент восприятия сообщений на множество не­больших группы или отдельных лиц;

не имеющая четких границ, но обладающая определенным рит­мом. Ее состав и размеры как бы пульсируют в зависимости от времени суток, недели, месяцев и времен года.

Аудиторию массовой коммуникации составляют отдельные люди, входящие в самые разнообразные большие социальные группы. Инди­видуальность восприятия сообщений СМИ может быть достаточно большой. Каждый человек осмысливает сообщение по-своему, на ос­нове своего уникального социального опыта. Однако коммуникатор должен ориентироваться на социально-типические особенности вос­приятия сообщений СМИ [21], поскольку массовая коммуникация — это общение больших социальных групп, и аудитория при всей своей

Многие подходы и результаты, полученные в вышеизложенных социально-психологических исследованиях аудитории СМИ, представ­ляют определенный научный и практический интерес, несмотря на то что они были осуществлены много лет назад в совершенно других со­циальных условиях. В настоящее время, к сожалению, явно обозначился примат только рейтингового изучения аудитории и все трудней проби­ваться научным исследованиям, ставящим перед собой и другие важ­ные цели. Однако накопленный в конце прошлого века опыт научных исследований содержит ценный научный потенциал, который не сле­дует игнорировать и о котором по крайней мере надо иметь представ­ление, чтобы при необходимости развить потенциал социально-психо­логических исследований для решения актуальных задач.

Перспективными представляются исследования «рефлексивного образа аудитории». Содержание рефлексивного образа аудитории со­ставляет мнение аудитории о том, какой ее представляет себе комму­никатор. На эту тему существуют пока еще мало эмпирических иссле­дований. На кафедре социальной психологии МГУ по этой проблеме были осуществлены исследования, в которых была обнаружена связь между отношением аудитории к коммуникатору и рефлексивным об­разом аудитории: при отрицательном отношении аудитории к комму­никатору она склонна считать, что и коммуникатор воспринимает ее отрицательно. В этом случае аудитория низко оценивает передачу дан­ного коммуникатора.

Все социально-психологические исследования аудитории СМИ свидетельствуют о том, что это весьма многогранный и сложный про­цесс, но они приносят ценные результаты. В заключение хочется отме­тить, что развитие новых информационных технологий с ярко выра­женной интерактивностью будет содействовать тому, чтобы аудитория стала более активным участником процессов массовой коммуникации.

Исследованиям аудитории посвящено абсолютное большинство исследований СМИ, что свидетельствует об особенно важной роли аудитории в функционировании массовой коммуникации.

Одна из отличительный особенностей социально-психологичес- ких, а также социологических исследований СМИ заключается в том, что в них объектом исследований является не отдельный индивид, а группа в самых разнообразных ее проявлениях. Это объясняется тем, что аудитория СМИ при всей своей внешней неопределенности, ано­нимности и рассредоточенности обладает определенными типичес­кими групповыми характеристиками, которые находят свое конкрет­ное выражение в психологии различных групп.

Большинство исследований аудитории СМИ посвящено выявле­нию ее количественного состава, который необходим для определения рейтингов соответствующих каналов, органов печати и передач. В социально-психологических исследованиях массовой коммуника­ции главное внимание уделяется выявлению таких психологических характеристик аудитории, как преобладающие в разных аудиториях мотивы обращения к СМИ, социальные установки, стереотипные пред­ставления и ценностные ориентации. Эти социально-психологические характеристики аудитории во многом определяют особенности ее об­ращения к различным каналам и передачам. Совокупность данных ха­рактеристик дает основания для построения соответствующих типо­логий аудитории СМИ.

В целом социально-психологические исследования аудитории дают возможность глубже проникнуть в психологию различных групп аудитории и лучше понять не только специфику их обращения к СМИ, а также возможности для налаживания их эффективного взаимодей­ствия с различными средствами массовой коммуникации

Этапы и годы Каналы СМИ Теоретические ориентации Теоретические модели Методы Показатели эффективности
I этап 1920-е- начало 1940-х гг. Печать, радио Необихе­виоризм Пятичленка Г. Лассуэлла Количественные методы определения размера аудитории. Зарождение массовых опросов Тиражи газет. Мощность радиостанций. Количество проданных радиоприемников
II этап конец 1940-х — 1960-е гг. Печать, радио, телевидение Необихе­виоризм Йельская школа убеждающей коммуникации Ховланда (экспериментальная риторика). Модель «минимальных эффектов» Клэппера Эксперимент. Массовые опросы. Контент-анализ. Вычисление рейтингов Размер аудитории. Изменение социальных установок. Отдельные эффекты воздей­ствия СМИ
III этап 1970-е гг. - начало 1980-х гг. Печать, радио, телевидение Когнитивизм «Глобальная деревня» Маклюэна. «Использование и удовлет­ворение». «Определение повестки дня». «Когнитивные модели убеж­дающей коммуникации» Петти, Качоппо, Чейкен. «Культивирование» по Гербнеру Массовые опросы. Эксперимент. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Начало применения качественных мето­дов исследования Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различ­ным каналам. Глубина переработки информации аудиторией
IV этап конец 1980-х гг. - по настоящее время Печать, радио, телевидение, Интернет Когнитивизм. Социальный конструкцио- низм (Герген) Все модели III этапа + «дис­курсивная модель СМИ» Фиска Массовые опросы. Медиаметрия. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Фокус-группы. Дискурс-анализ. Проективные методики Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различ­ным каналам. Коммерческая эффективность. Социальная эффективность. Социально-психологическая эффективность

 

вспомнить название исследуемых каналов или передач.

В конце 1990-х гг. в Австрии, Голландии и Дании получил распро­странение интегральный индекс эффективности телепередач, учи­тывающий четыре показателя:

количественный рейтинг передачи;

финансовые затраты на нее;

экспернтую оценку профессионалов или руководства вещатель­ной компании;

зрительскую оценку.

Индекс вычисляется по следующей формуле: Индекс = RA - СЕ,

где R — средний рейтинг программы; А — средняя шкалированная зрительская оценка; С — показатель стоимости программы; Е — средняя шкалированная экспертная оценка или оценка руководства вещательной компании.

Если все величины привести к сопоставимым единицам, то знак разности покажет, что именно перевешивает — зрительская оценка или затраты и заинтересованность вещателя. Во втором случае исследова­тели рекомендуют снять передачу с эфира [29]. Весьма примечательно, что решающее значение придается именно оценкам телезрителей.

Показателями реализации социально-психологических функций массовой коммуникации могут служить отдельные выделенные в ли­тературе психологические эффекты массовой коммуникации: утили­тарный эффект (разрешение различных жизненных проблем); престиж­ный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).

 

 

Проблема выявления эффективности СМИ всегда являлась и про­должает оставаться одной из самых сложных. Ее сложность опреде­ляется особенностями средств массовой коммуникации и их неодно­значной связью с реальной действительностью. В социально-психо- логических исследованиях эффективности СМИ, как в зеркале, отражаются технологический уровень развития самих средств мас­совой коммуникации, социальной психологии как науки, ее теорети­ческих ориентаций и методического аппарата.

Начиная с 20-х гг. XX в. когда появилось радио, в развитии соци­ально-психологических исследований СМИ можно выделить несколь­ко этапов, которые характеризуются определенным технологическим уровнем развития средств массовой коммуникации, господствующи­ми теоретическими ориентациями, представлениями о силе воздей­ствия СМИ и активности аудитории, преобладающими методами ис­следования и показателями эффективности СМИ.

Можно выделить несколько наиболее общих типов эффективно­сти СМИ (коммерческую, социальную и социально-психологическую), которые тесно взаимосвязаны. Конкретными показателями различ­ных форм эффективности СМИ могут служить самые разнообразные эффекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Меж­личностное общение и массовая коммуникация являются разными формами общения, которые обычно не противостоят, а взаимно до­полняют друг друга.

В начале XXI в. продолжают происходить постоянные изменения в мире информационных технологий, которые оказывают все большее влияние на нашу повседневную жизнь.

Как отмечают многие авторы, причиной этих стремительных изме­нений стал тесный союз компьютера и современных массмедиа. Одной из форм этого союза стали интернет-СМИ. Именно этот союз привел к появлению у массмедиа следующих характеристик:

доступ аудитории к огромным объемам информации;

интерактивность СМИ (увеличение возможностей для обратной связи);

транзактность (возможность смены коммуникативных ролей ком­муникатора и аудитории);

мультимедийность (объединение в одном техническом устрой­стве практически всех современных СМИ);

асинхронность (возможность для реципиента получать необхо­димую для него информацию СМИ в любое удобное для него время).

Все эти новые характеристики СМИ, особенно такие как интерак­тивность и транзактность, требуют тщательного изучения, поскольку они заставляют во многом по-новому оценить роль аудитории, реци­пиентов (получателей сообщений), с одной стороны, и коммуникатора (отправителя сообщений) — с другой, по сравнению с их ролями в тра­диционных СМИ.

Реципиенты (пользователи) современных СМИ благодаря интерак­тивности последних имеют возможность выступать и в качестве ком­муникаторов, т.е. проявлять свою активную роль.

Следует также отметить, что зарубежные авторы отмечают не только достоинства новых информационных технологий, но и те этические и политические проблемы, которые вызывает их использование. Это, например, проблемы справедливости и равноправия в доступности широкой аудитории к новым инфомационным технологиям; информа­ции о низших слоях общества; непристойности, порнографии, плагиа-

Тест неоконченных предложений1

Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожа­луйста, каждое и докончите его, записывая первую мысль, которая при­дет вам в голову Работайте с максимально возможной для вас быстро­той.

Передачи подобного типа я смотрю, чтобы...

Наиболее удобное время для их просмотра для меня — это...

Из ведущих этих передач мне запомнился...

Он мне запомнился тем, что...

Его манера поведения напоминает мне...

Обычный недостаток в манере поведения ведущего — это...

Себя он видит как...

Нас он видит как...

В интересной передаче ведущий всегда...

Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы...

Данная передача стала бы более интересной, если бы... Благодарим за участие!

Тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ2

Интернет нужен мне для...

Общение в Интернете...

Информация в Интернете...

Интернет для меня — это...

По сравнению с традиционными СМИ, интернет-СМИ...

Я захожу в Интернет...

Для меня интересны сайты...

Меня раздражает в Интернете...

 

Анкета биполярных профилей1

Обозначьте, пожалуйста, выраженность, на ваш взгляд, каждого из нижеприведенных качеств у «типичного американца», используя со­ответственно цифры 3, 2, 1, 0.

3 — высшая степень выраженности указного признака. 2 — средняя степень выраженности указанного признака. 1 — слабая степень выраженности указанного признака. 0 — нейтральная позиция, т.е. «не знаю».

патриотизм космополитизм
оптимизм пессимизм
гостеприимство негостеприимство
воспитанность невоспитанность
зависимость от социального независимость от социального
окружения окружения
дружелюбие агрессивность
тактичность нетактичность
гуманность негуманность
доброта злобность
доброжелательность к СССР недоброжелательность к СССР
равнодушие к людям отзывчивость
меркантилизм бескорыстие
воинственность миролюбие
стремление к успеху безразличие к успеху
предприимчивость безынициативность
деловитость бесхозяйственность
раскованность скованность
профессиональная компетентность профессиональная некомпетент­
  ность
высокая самооценка низкая самооценка
уверенность в себе неуверенность в себе
трудолюбие лень
индивидуализм коллективизм
прагматичность непрагматичность
общительность замкнутость
бережливость расточительность
примат материальных примат духовных ценностей
ценностей  
чувство превосходства уважение к другим народам
над другими народами недобросовестность
добросовестность

1 Разработана научным сотрудником, а сейчас профессором кафедры социальной психологии Московского государственного университета Т. Г. Стефаненко (1991).

 

 

Анкета-опросник для пользователей Интернета и интернет-СМИ[1]

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Есть ли у вас компьютер дома?

Как часто в течение дня вы пользуетесь Интернетом?

менее одного часа;

1 или 2 часа;

3 часа;

4 часа;

более 5 часов.

Есть ли у вас служебная необходимость использовать Интернет на работе?

Есть ли у вас возможность пользоваться Интернетом на работе в личных целях?

Распределите по степени убывания интереса следующие тема­тические сайты Интернета:

развлечения; -СМИ;

политика;

экономика;

компьютеры;

наука и образование;

искусство, культура.

Каков для вас основной источник получения актуальной инфор­мации:

радио;

газеты; -TV;

Интернет.

И. Каковы, по вашему мнению, преимущества интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ?

Каковы, по вашему мнению, недостатки интернет-СМИ по срав­нению с другими СМИ?

Распределите по степени убывания значимости для вас следую­щие причины пользования Интернетом:

необходимость по работе и служебным делам;

получение информации нужных сведений;

связь с друзьями и коллегами в сети;

расслабление, отдых, игровая деятельность;

чувство принадлежности к миру;

самообразование;

возможность высказаться, заявить о себе;

возможность пообщаться с разными людьми;

самореализация.

В чем, по вашему мнению, состоит разница в информации, по­лучаемой через Интернет и через другие СМИ?

 

Тест свободных ответов1

Просим вас дать 10 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный коммуникатор2 — кто он?»

Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. От­вечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке.

Отвечайте быстро, время на ответы ограничено (8 минут).

Данный коммуникатор — кто он?


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.