КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №2. Основные школы менеджмента ХХ века
Основные школы менеджмента ХХ века.
Школа научного управления – Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). В отличие от многих исследователь Тейлор не был ученым, а был скорее практиком. Он был простым рабочим, потом менеджером, потом главным инженером в сталелитейной компании. До Тейлора под менеджментом понимались различные явления (технология производства, система продаж). Тейлор придал менеджменту определенность и назвал его организацией производства. Ключевая работа «Управление циклом» (1903 г.) получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которых являются: Математический принцип исчисления себестоимости; Дифференциальная система оплаты труда; Метод изучения времени и движений (хронометраж); Инструкционные корочки и т.д. 4 основных принципа «тейлоризма»: 1. научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; 2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; 3. сотрудничество администрации с рабочими в практическом внедрении научных основ труда; 4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами. Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он первым предложил «прогрессивную» систему оплаты труда. Кроме того он выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих и поддерживал механический подход к управлению.
Другие концепции в следовании учениям Тейлора разработали Генри Ганнт, супруги Френк и Лилиан Гилберт, Эмирсон, Форд. Одним из главных учеников Тейлора был Ганнт (1861-1919 гг.). Он интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактором, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что было сделано ранее или чьего-либо мнения по поводу того, как надо делать работу. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших благодаря высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Ганнт внедрил систему зарплаты с элементами повременной и сдельной формы оплаты.
Ф. и Л. Гилберты внедрили оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Френк Гилберт первым применил фотоаппарат и камеру для исследования движений работников, что позволило ему определить цикл элементарных движений для выполнения любой организации. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами и научным подбором, расстановкой и подготовкой.
Г.Эмирсон (1853-1931 гг.) В 1913 году вышел главный труд его жизни – книга «12 принципов производительности»: отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления; справедливое отношение людей к персоналу; нормализация условий труда; наличие письменных стандартных инструкций; вознаграждение за производительность.
Административная (классическая) школа менеджеров.
Основатель Файоль (1825-1925 гг). В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент назначения его на пост генерального директора (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных научно-технологических и административных концернов в мире. Основная работа - книга «Общественное и промышленное управление» (1916 г.). Целью создания административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация обязательно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов: разделение труда (специализация); дисциплина; единоначалие; единство руководства; власть и ответственность; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух. Файоль сформулировал 6 групп операций: технические; коммерческие; финансовые; страховые; учетные; административные. Административные операции Файоль разделил на: планирование; организацию; мотивацию; контроль; координацию. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Файоль говорил, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах и количество знаний возрастает вместе с опытом, а также, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия. Заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования.
Основное различие теорий Тейлора и Файоля состоит в том, что Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль – «сверху». Они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховую, Файоль – высшую административную.
Школа человеческих отношений.
В 30-50е гг, ХХ века получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Задача этой школы – использовать достижения психологии и социологии для того, чтобы перенести центр тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Возникновение этой школы связано с немецким ученым Гуго Мюнстербергом (1863-1916). В 1892 году переехал в США, преподавал в Гарварде, создал первую в мире школу промышленных психологов и явился одним из основателей психотехники.
Фаллетт (1868-1933) изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Первая выдвинула идею гармонии капитала и труда, которая может быть достигнута только правильной мотивацией и учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Особая заслуга принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949). Он провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты» по названию г.Хортон недалеко от Чикаго, где распологался завод Вестерн Электрик. Эксперименты проводились с 1927 по 1939 годы, а результаты обрабатывались еще 10 лет. Изучая влияние различные факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.
Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот наук управления. Под ним в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Именно человеческий фактор сейчас отделяет конкурентоспособность и эффективность организации. В деятельности современного менеджера преобладают социально-психологические и психологические методы управления над административными.
Школа поведенческих наук.
С конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук или бихевиористскую школу, главным постулатом которой является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
Р.Лайкер, Д.Макгрегор, О.Маслоу. Их исследования способствовали возникновению в 60х годах особой управленческой организации, которая получила название «управление персоналом». Д.Макгрегор (1906-1964) разработал теорию Х и У, где для организаций типа Х характерно, что человек имеет унаследованную неприязнь к работе и стремление ее избегать, человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать ответственность, имеет относительно низкие амбиции. А теория У наоборот – выражение физических и эмоциональных усилий человека на работе является вполне естественным, человек воспринимает работу как источник или как наказание в зависимости от условий труда. Внутренний контроль и угроза наказания не является единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и т.д. Макгрегор сделал вывод, что управление У более эффективно.
А.Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей - «пирамиду потребностей», где есть 2 типа базисных потребностей (первичные, врожденные), а 3 остальных – вторичные (приобретенные). Они располагаются от низших материальных до высших духовных потребностей: физиологические и сексуальные потребности; экзистенциальные (уверенность); социальные (коллектив, забота); престижные (уважение); духовные.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |