Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Юридическое экологическое образование – самостоятельное направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны




Юридическое экологическое образование – самостоятельное направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, одна из функций государственного управления в данной сфере. В рамках этого направления решается задача не только подготовки юристов-экологов, но и более общая и существенная – экологического воспитания и формирования экологической культуры, воспитания и формирования гражданских качеств будущих юристов.

Охрана природы дело каждого.

Охрана природы с давних пор рассматривается теоретиками права как одна из основных и постоянных функций государства. Данное обстоятельство является свидетельством особой важности экологического права как учебной дисциплины в учебных заведениях.

 

§ 1. Природа как объект экологического права

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей. Слово «экология» (от греческого экос – дом, жилище, местопребывание… и логос – учение) означает учение о доме, где ты живёшь, о месте, где ты живёшь.

Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким учёным Геккелем в 1866г. и длительное время имело узкую сферу применения в рамках биологии. Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии выделяется её важнейшая часть – социальная экология. Социальная экология – это учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.

Таким образом, об экологии в буквальном её понимании следует говорить лишь в тех случаях, когда речь идёт о взаимодействии с природной средой. Именно здесь делается ударение на необходимость соблюдать законы развития природы, экологические закономерности, которые отсутствуют в неприродной среде, куда мы включаем производственную бытовую сферу (улицы, площади, жилые районы – всё, что окружает человека помимо природы). Окружающая среда это не предмет социальной экологии.

В социальную экологию составной её частью входит правовая экология. Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Мы будем заниматься правовой экологией.

Правовая экология состоит из двух частей:

1. Экологические отрасли права. а) природоресурсное право; б) природоохранительное право.

Природоресурсное право – система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей человека и общества.

Природоохранное право – система юридических норм, которая регулирует общественные отношения по сохранению, воспроизводству, оздоровлению окружающей среды изучению закономерностей взаимодействия человека и природы, а также устранения негативных последствий хозяйственной деятельности человека.

2. Экологизированные нормы, которые содержатся в других отраслях Российского права (уголовного, административного, гражданского и т.д).

Когда-то очень давно в результате естественных процессов во Вселенной образовалась условия для того, чтобы на планете Земля появилась растительность и простейшие организмы. В результате фотосинтеза образовалась благоприятная среда для их дальнейшего существования и размножения. На сегодняшний день растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился человек. Как любое дитя природы, её органичная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счёт других элементов природы и полностью подчиняясь её законам – никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности.

В это время он в основном дышит чистым воздухом, пьет чистую воду, питается кореньями, ягодами, побегами кустарников. Постепенно человек научился с помощью каменных орудий срезать ветки, снимать шкуру с убитого животного, раскалывать кость, выкапывать из земли корень. В дальнейшем он совершенствовался, всё более приспосабливая природные ресурсы к своим интересам, научился охотится, разводить и поддерживать огонь. Он стал руководствоваться не только инстинктами, но и приобрёл способность думать.

Очевидно, с этого времени и изменился характер взаимоотношений человека с остальной частью природы. Проявляя качества «человека разумного», он удил рыбу, охотился, выжигал леса с целью ведения растениеводства, занимался бортничеством (добычей мёда диких пчёл). Однако до того, как начал развиваться активный торговый обмен, человек эксплуатировал природные ресурсы исключительно для удовлетворения собственных нужд. Развитие торговли явилось фактором возникновения хищнического отношения к природе. Когда человек научился добывать и перерабатывать руду, его воздействие на природу ещё больше усиливается. С развитием сельского хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики многократно увеличиваются масштабы такого воздействия. В процессе пользования землёй человек истощал её плодородие, ухудшал структуру почвы, способствовал развитию эрозии. В результате чрезмерных рубок леса на его месте образовывались пустыни. Нерациональное природопользование вело к истощению природных богатств.

Человек начал загрязнять атмосферу разведя свой первый костёр, но современная химическая промышленность, металлургия, транспорт, агрохимизация как факторы антропогенного химического загрязнения природы уже не сравнимы с костром. Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, механизмов, выполнение разного рода строительных работ сопровождаются шумом, а шум в современной науке рассматривается как один из видов физического воздействия на природу. Другими его видами являются вибрация (создаваемая при выполнении строительных работ, эксплуатации метро и т.д.); электромагнитные воздействия (при использовании электроэнергии); радиация.

И, наконец, в процессе своей жизнедеятельности человек оказывает на природу биологические воздействия – в процессе эксплуатации объектов микробиологии, медицинской промышленности, канализационных систем в природу поступают бактерии, вирусы, грибки и др. микроорганизмы. На современном этапе общественного развития опасность для природы связана с генно-инженерной деятельностью, созданием модифицированных видов растений и животных.

Необходимо так же сказать, что состояние природы ухудшается не только под воздействием деятельности человека. Природа всегда изменялась, даже деградировала и в ходе естественных процессов. Естественные факторы вредного воздействия – это землетрясения, извержения вулканов, цунами, климатические изменения, ураганы, смерчи, лесные пожары в результате ударов молнии и т.д. Человек, как правило, не может непосредственно влиять на опасные природные явления и процессы, т.е. предупреждать их. Однако он может и должен их прогнозировать и принимать меры к тому, чтобы предотвратить, насколько это возможно, и минимизировать отрицательные последствия. Например, человек способен повлиять на размеры лесного пожара, возникшего от удара молнии, и соответственно уменьшить причинённый ущерб. Он может прогнозировать, предвидеть землетрясения, цунами, ураганы и эвакуировать людей, а так же принять другие необходимые меры для предупреждения стихийных бедствий.

Всё выше сказанное показывает – человек часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. На современном этапе мы менее зависимы от природы, так как научились многое делать для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Но основой и источником жизни человека является и всегда будет природа.

Природа – это объективная реальность, которая существует не зависимо от сознания человека, т.е. не зависимо от его волеизъявления, и является естественной средой обитания человека.

По отношению к человеку природа выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: 1. экологическую; 2. экономическую; 3. эстетическую; 4. рекреационную; 5. научную; 6. культурную.

1. экологическая функция. В рамках этой функции человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы выступают в качестве непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических потребностей человека – дыхания, утоления жажды, питания. О значении экологической функции для жизнедеятельности человеческого организма свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды – несколько дней, без пищи – около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов, вод, земель, определяет состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек.

2. экономическая функция. Её сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, имеют экономические свойства, экономический потенциал. Если экологическая функция является вечной по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жильё, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, всё возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей. Вода, древесина, минеральные ресурсы и многое другое – природный материал, используемый для создания орудий и средств производства.

3. Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности. Не случайно творческие работники – поэты, писатели, художники, музыканты – многое писали о природе, вдохновляясь её красотами. Эстетическая функция природы тесно связана с рекреационной. Природа служит для человека источником физического и нравственного отдыха.

4. научная функция. Природа Земли, формировавшаяся в течении миллиардов лет – богатейший источник разнообразных знаний: о процессах и законах эволюции Земли и её экологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резко ограничена разрушительная по отношению остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования его отношения к природе.

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Наиболее значительными они оказываются в следствии удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д. соответственно сохранение благоприятного состояния природы, её качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счёт средств природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы её развития.

Современные учёные считают, что человечество уже живёт в разрушающемся мире в условиях всё нарастающего жёсткого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Экологический кризис можно определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения её биохимических циклов и способности самовосстановления. Рост потребления природных ресурсов сопровождается, с одной стороны, истощением природы, с другой – увеличением масштабов образования отходов. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведёт к опасному загрязнению окружающей природной среды и создаёт реальную угрозу здоровью населения.

Процесс деградации природы вызывает и деградацию человека. Как бы ни хотелось нам отвергнуть этот вывод, он подтверждается специалистами. Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения.

Причины кризиса имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении человека, общества и государства к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права в качестве основных причин существующей в России экологической ситуации можно указать следующие:

1. отсутствие или дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются не реализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.

2. слабо развитое законодательство и право в сфере взаимоотношения общества и природы. Несмотря на то, что в последнее время в России принят ряд законов по вопросам окружающей среды, обновлено природоресурсное законодательство, в целом экологическое законодательство в стране остаётся мало развитым. Принимаемые законы имеют серьёзные дефекты: обилие декларативных положений; слабое регулирование процедур (экологического нормирования, лицензирования, сертификации); отсутствие эффективных механизмов реализации нормативных требований.

3. дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Речь идёт прежде всего об отсутствии оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. В Российской Федерации чуть ли не ежегодно происходит реорганизация системы государственных органов управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении её улучшения.

4. предпочтение отдаётся развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Как известно, экономическое развитие – главный фактор отрицательного воздействия на состояние окружающей среды.

5. дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% от стоимости самого предприятия) они эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

6. дефицит специалистов экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др. Так все властные структуры испытывают острейший дефицит юристов-экологов.

7. крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность – общий фон, на котором происходит деградация природы.

Перечень причин критического состояния окружающей среды в России может быть продолжен.

Необходимо отметить, что окружающая среда и природная среда (или природа) – это не одно и тоже. Определение этих понятий даётся в ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2001г.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, а также антропогенных объектов.

1. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

2. Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и не живые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

3. Природно-антропогенный объект – природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Например, водохранилище.

4. Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Например, здания, сооружения.

Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект (компоненты природной среды) в отличие от товарно-материальных ценностей обладает 3 признаками: естественное происхождение, взаимосвязь с естественной экологической системой природы, выполнение функций жизнеобеспечения.

1. естественное происхождение природных объектов. Происхождение природных объектов – это результат действия законов развития Вселенной и эволюционных процессов. В результате этого одной из важнейших особенностей природных объектов, отличающих их от товарно-материальных ценностей является, отсутствие у них стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для воспроизводства.

2. экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружающей природной средой. Они перешли в категорию товарно-материальных ценностей. Например, нефть которая находится в недрах, и нефть, находящаяся в нефтепроводах и резервуарах.

3. функция жизнеобеспечения носит социальный характер. Он проявляется в способности природного объекта работать на качество окружающей среды.

Иногда в учебной литературе компоненты природной среды называют природными ресурсами. Ресурс – это источник потребления, природный ресурс – источник экономического потребления природы человеком. Природные ресурсы подразделяются: на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые, невозобновляемые и относительно возобновляемые.

1. исчерпаемые (лесные, земельные, минеральные ресурсы). Характерный их признак – способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. К ним, прежде всего относится обязанность природопользователя по рациональному использованию. Они в свою очередь подразделяются:

А) возобновляемые т.е такие которые восстанавливаются через их воспроизводство. Например, засаждение саженцами мест порубок.

Б) невозобновляемые (минеральные воды, газ, нефть) – по мере их потребления исчезают совсем.

В) относительно возобновляемые, т.е для восстановления которых требуется очень большой промежуток времени. Например, почвенные ресурсы, запасы пресной воды.

2. неисчерпаемые, т.е. те, которые в результате своего потребления не уменьшаются и не исчезают (солнечные, климатические, энергетические, геотермальные).

 

 

§ 2. Предмет и метод экологического права

Как известно, критерием по которому можно отделить одну отрасль права от другой, является предмет и метод. В теории права под предметом понимается строго определённая область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа и её отдельные элементы – земля, недра, воды и т.д. и связанные с ними интересы человека, то предметом экологического права являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Обычная ошибка при ответе на вопрос о предмете экологического права является утверждение о том, что данное право регулирует отношения людей, общества к природе. Однако право регулирует общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу определённого объекта. В нашем случае это – воды, леса, атмосферный воздух и др. За категорией «общественные отношения по поводу природы» стоят разнообразные интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счёт ресурсов природы (экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные).

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета выделяют две группы общественных отношений – по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды. Но также следует сказать, что формируемое экологическое право России регулирует некоторые иные отношения. Это – отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что предмет современного российского экологического права образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путём предоставления их в пользование физическим и юридическим лицам.

- по природопользованию. Регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам – земле, водам, недрам, лесам, атмосферному воздуху, объектам животного мира. Соответственно речь идёт о регулировании землепользования, водопользования, недропользования и т.д. Посредством регулирования таких отношений обеспечивается решение ряда общественно значимых задач: удовлетворение материальных, а также эстетических и других потребностей человека; предупреждение различных форм деградации природы, включая истощение природных ресурсов, её загрязнение. Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального использования, т.е экологически обоснованного использования природных ресурсов.

- по охране окружающей среды от разных форм деградации. Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды касается трёх видов вредных воздействий на неё: химических, физических и биологических. Оно осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета экологического права, то они связаны с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, и с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом экологического права.

Метод правового регулирования — способ правового воздейст­вия на общественные отношения со стороны государства. Или, другими словами, метод правового регулирования это — устанав­ливаемый нормами права специфический способ правового воз­действия на поведение участников правовых отношений по реа­лизации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окру­жающей среды, экологических прав и законных интересов физи­ческих и юридических лиц. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования отношений.

Суть административно-правового метода правового регулиро­вания заключается в установлении предписания, дозволения, за­прета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сто­рон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоот­ношений складываются отношения власти и подчинения. В эко­логическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертифи­кации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбро­сов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями - природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург — Москва (лишь приположительном заключении государственной экологической экс­пертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения ра­диоактивных отходов и материалов из других государств, приме­нения мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования осно­вывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают как равноправ­ные субъекты, не зависимые друг от друга. Посредством заклю­чаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В современном праве окружающей среды применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, пред­принимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учёт интересов, как природы, так и человека.

Таким образом, можно дать следующее определение экологического права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и восстановления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности.

Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с помощью правовых норм. Нормы экологического права – это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды. Различают нормы:

- отраслевые – охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т.д.

- комплексные – охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом.

- экологизированные – предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным и т.д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими. Экологические правоотношения – это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.

Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.

Событие – возникает и порождает экологические правоотношения помимо воли человека (стихийное бедствие, извержение вулкана, лесной пожар, наводнение). Однако не всегда событие выступает как чистое природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.

Действие – совершается по воле человека. Это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Действия в свою очередь делятся на: правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют требованиям экологических предписаний. Неправомерные – не соответствуют экологическим требованиям и причиняют вред природной среде и здоровью человека. Неправомерные экологические правоотношения формируют институт экологической ответственности.

Как известно, любое правоотношение состоит из субъекта, объекта и содержания. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Следовательно, одним из участников экологических правоотношений (субъектом) выступает государство в лице своего компетентного органа. Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды, её отдельных объектов.

Другим субъектом экологических отношений являются юридические и физические лица, воздействующие на природную среду с целью её потребления, использования, воспроизводства либо охраны.

Таким образом, субъектами экологических правоотношений являются:

1. РФ;

2. субъекты РФ;

3. муниципальные образования;

4. физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

5. юридические лица (предприятия, учреждения, организации).

Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К таким объектам относятся: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство. Также в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включённые в Список культурного наследия и Список всемирного природного наследия (государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ и др.).

Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности его участников по использованию и охране природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

 

§ 3. Система экологического права

Под системой экологического права понимается структура его основных элементов, частей этой отрасли (подотраслей, институтов, норм).

Экологическое право существует в трёх качествах: как отрасль права, как учебная дисциплина и как наука. Поэтому вопрос о структуре целесообразно рассмотреть к каждому из них, так как их структура может и не совпадать.

При определении внутренней структуры экологического права, объектом которого является окружающая среда, основой будет служить совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений. Здесь можно выделить группу норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, права природопользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экологическое нормирование, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и т.д. Такие группы норм образуют основные институты экологического права.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права – земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, воздухоохранительного. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Структура экологического права как учебной дисциплины включает в себя общую, особенную и специальную части.

Общая часть предусматривает:

- предмет и систему экологического права;

- источники и принципы экологического права;

- экологические правоотношения;

- права собственности и природопользования;

- экологическую экспертизу;

- экологический контроль;

- ответственность за экологические правонарушения.

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы:

- недропользования;

- водопользования;

- лесопользования;

- пользования животным миром;

- использование и охрана природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства;

- использование и охрана природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;

- экологических систем, в которых находятся населённые пункты;

- эколого-правовая защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов;

- эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов:

- международно-правовая охрана окружающей среды;

- загрязнение Мирового океана;

- экология космоса.

 

§ 4. Источники экологического права

Экологическое право – имеет развитую систему источников права. Под источником экологического права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Чтобы служить источником экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определённым требованиям:

1. иметь объективно выраженную форму – закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления.

2. быть принятым уполномоченным органом.

3. иметь предусмотренную законом форму.

4. быть официально опубликованным. В соответствии со ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы специально для всеобщего сведения.

Вопрос об источниках экологического права представляет значительную трудность, так как издаётся огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это – акты, принимаемые Президентом, Правительством, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомостями, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится в частности Конституция РФ.

Специальные – Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водный кодекс и другие акты. Предметом их регулирования являются определённые экологические отношения.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Акты процессуального характера – ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и другие. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не кодифицированные. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты – Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и другие.

Систему источников экологического права образуют:

1. Конституция РФ. Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные – экологические нормы. Одной из центральных по значимости является ст.9, согласно которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма определяет роль и место природных ресурсов с учётом их естественных и экономических свойств в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях.

Кроме этого ст.9 устанавливает многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис.

В этой же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики – свободы собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. В соответствии с ч.2 ст.36 владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

С учётом значимости решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст.41 Конституции РФ об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Определение благоприятной окружающей среды дано в Законе «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.1 данного закона, благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами Конституция РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована, как каждому жителю города, посёлка и деревни, так и каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду.

С учётом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст.72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

2. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права. Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. Согласно ч.2 ст.15 Конституции России, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей многих многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Кроме того, Конституция РФ к источникам национального права отнесла также общепризнанные принципы и нормы международного права. Речь идёт о принципах и нормах, содержащихся в международно-правовых документах, которые не ратифицированы Российской Федерацией, но в силу их признания мировым сообществом они стали источником также отечественного права.

3. Федеральные законы. В правовом государстве основным источником права является закон. Это означает, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты, должно определяться основное содержание правового регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды. Прежде всего, закон есть средство закрепления государственной экологической политики.

Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.

Головным законом в области экологического права является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Помимо названого закона экологическое законодательство России образуют и другие многочисленные законы. Это – Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О недрах», «О животном мире», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д. Эти законы являются как правило, кодифицированными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

Также следует сказать, что гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство тоже источник экологического права. В той мере, в какой акты названых отраслей законодательства регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, они служат источниками экологического права.

Далее идут подзаконные нормативные акты, они также являются источниками экологического права. В системе источников они расположены в определённой иерархии.

4. Нормативные правовые акты Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т.е. правила общего характера, модель поведения. Для них характерна неперсонифицированность адресата, возможность многократного применения и т.п. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

5. Нормативные правовые акты Правительства РФ. В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издаёт постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает уточнение: акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Правительство может создать норму права в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусматривается, что обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом или обжалованы в суде.

Правительство России весьма активно в регулировании отношений по природопользованию и охране окружающей среды. К примеру, им приняты постановления: от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге РФ»; от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территориях»; от 20 ноября 2003г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов».

6. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделённые надведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Требования по подготовке нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств определяются постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Нормативные правовые акты названых органов издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изложенные в ином виде не должны носить нормативный правовой характер.

В зависимости от характера правовых норм, устанавливаемых в ведомственных актах, последние подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

А) содержащие правовые нормы, затрагивающие: экологические права и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закреплённые в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ; механизм реализации прав и обязанностей.

Б) устанавливающие правовой статус организаций.

В) имеющие межведомственный характер.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

7. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Хотя в Конституции непосредственно и не закреплено, но к совместному ведению относится также законодательство о животном мире и законодательство об охране атмосферного воздуха.

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учётом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч.5 ст.76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей: а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере, б) обеспечение правопорядка в стране.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках – субъектах РФ это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

Перечень источников экологического права субъектов РФ весьма широк. Законы об охране окружающей природной среды приняты в Якутии, Туве, Марий Эл, Дагестане, Бурятии, Курганской, Рязанской, Пермской областях и др.

8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии с Конституцией РФ закон наделяет эти органы необходимыми государственными полномочиями. К ведению местного самоуправления относится принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территорий, организацию утилизации и переработки отходов и т.д.

9. Локальные нормативные акты. Самый низкий уровень актов как источников экологического права – локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Выделяют локальные акты общего характера и специальные. Акты общего характера – коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимает устав предприятия. В уставах содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст.41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Специальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия и иного формирования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.