Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие коммуникации. Происхождение коммуникативной деятельности. Гипотезы происхождения языка




Коммуникация как объект исследования.

Понятие коммуникации. Происхождение коммуникативной деятельности. Гипотезы происхождения языка.

1. 3. Главные этапы развития коммуникативной теории в ХХ в. Идеи М. Макмюэна.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «соmmunico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Второе его значение — пути сообщения, транспорт, связь, сеть подземного коммуникационного хозяйства. Этот смысл вкладывается, когда говорится, например, о подземных, воздушных и иных коммуникациях. Мы рассматриваем термин «коммуникация» в первом значении, так как объектом нашего изучения является общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Речевая коммуникации — это общение, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией между людьми. Она может быть механической и деятельной.

В рамках механического подхода под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Для механического подхода характерно рассмотрение человека как механизм, действия которого могут быть описаны определенными правилами; внешняя среда рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, контекстуальность.

Происхождение коммуникативной деятельности. Коммуникация животных и человеческая коммуникация. Системы коммуникации в животном мире первичны и более примитивны по сравнению с людскими. Они определяются как «биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое, в частности, сигнализацией» (И. Н. Горелов).

Инстинктивные механизмы животных развиваются в трех направлениях:

— сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т. д.);

— сохранение индивида (удовлетворение голода, жажды, заготовка запасов и т. д.);

— обеспечение безопасности вида и индивида (защита от неблагоприятных природных условий, врагов, разъединение с собратьями и т. д.). В последнем случае механизмы поведения обеспечивают коммуникацию между индивидом и видом. Речь идет о приспособлении поведения индивида к формам поведения других представителей вида: в согласованном, координированном поведении для обеспечения защиты и безопасности и следует искать корни коммуникации. На первые две области инстинктивного поведения животных (размножение и поиск пищи) распространяется квазисоциальное (ложносоциальное) их поведение.

Насекомые, птицы, млекопитающие располагают богатейшими средствами обмена информацией. Их можно объединить в следующие группы:

1. Звуковые средства. Например, пение птиц. У каждой птицы своя манера исполнения песни, общей для вида в целом.

2. Кинетические (двигательные) средства. Например, танец пчелы, сообщающий другим пчелам о местонахождении нектара.

3. Средства бесшумной коммуникации. Например, вырабатывание определенных веществ, обладающих определенным запахом (в период размножения млекопитающих).

Специальным средством коммуникации у животных являются жесты. Их особенность состоит, прежде всего в том, что они являются показателем высокой организации животного (жест имеет знаковую природу).

Жесты часто сопровождаются звуками, которые имеют вспомогательную функцию при передаче информации. Но произнесение звуков при жестикуляции может отсутствовать. В этом случае жестикуляция — зрительное бесшумное средство коммуникации. У высших приматов в рамках бесшумной можно выделить и тактильную коммуникацию.

Итак, первые средства коммуникации возникают из инстинктивного поведения. Они могут изменяться под воздействием различных условий и в процессе взаимного обучения. Это поведение фиксируется в памяти и, освобождаясь от влияния наследственных факторов, приобретает новое значение и относительно самостоятельное существование. Следовательно, коммуникацию можно определить как «обособившуюся часть совместной деятельности, направленной на регуляцию самой этой деятельности» (В. Б. Кашкин).

В коммуникации людей обнаруживается много общего с коммуникацией животных. Но коммуникация человека способствует его развитию как социального существа и развитию человечества как вида. Поэтому уровень коммуникативной компетенции соотносится с уровнем социализированности индивида, с уровнем развитости его интеллекта и других человеческих качеств. Животная звуковая коммуникация даже отдаленно не может сравниться с человеческой ни количественно, ни качественно, ни по форме, ни по содержанию. Во-первых, число голосовых реакций, играющих роль коммуникативных сигналов, у животных ничтожно мало. Во-вторых, звуковые сигналы животных бесструктурны, т. е. ни внутри себя они не содержат простейших единиц, на которые их можно было бы разложить, ни сами они не входят как составные элементы в более крупные единицы. В-третьих, звуковые сигналы животных беспредметны, т. е. не называют вещей, не являются сообщениями о чем-то, адресованными другим особям. Они устроены по принципу часть/целое, где часть — это крик, а целое — это ситуация, в которой он исторгается.

У животных нет определяемых целей и мотивов общения, они встречаются друг с другом и становятся «компаньонами» стихийно, не ставя перед собой какую-либо задачу. Звуковая коммуникация животных – продукт эволюции, продукт естественного отбора с выживанием наиболее приспособленных к условиям среды особей, дающих продолжение роду. Сами же крики – это врожденные инстинкты, направляющее начало поведенческой активности. Они не требуют ни предварительных инструкций со стороны старших, ни тренировки. Отдельные звуковые реакции срабатывают также непроизвольно как «заготовленная» природой форма поведения. Животные рождаются уже «зная» свой способ общения. За весь тот срок, что животные пребывают на земле, организация биологических популяций не дала новых форм, и коммуникация животных не претерпела заметных перемен. Иначе говоря, у животной коммуникации нет истории. Отстоявшаяся в течение миллионов лет, она, как была, так и осталась малой закрытой системой, ограниченной по возможностям ориентации в окружающей среде.

Человеческий язык как общественно-исторический продукт в корне отличается от сигнальной системы животных структурностью и многоуровневостью, что позволяет человеку конечным набором языковых средств передавать практически бесконечное множество сообщений. Комбинационные потенции речи, могущие удовлетворить потребности человеческого общения, неиссякаемы, как многообразны и коммуникативные акты человека. При этом человек имеет то преимущество перед животными, что в его памяти хранятся не готовые тексты, а лишь языковые элементы, из которых их можно вырабатывать.

Совершенно иной и принцип устройства человеческого языка. А именно – знак/значение: знак – это материальная структура сигнала, а значение – заключенные в нем сведения о действительности. В распоряжении человека имеется большой выбор и в употреблении отдельных слов, и в их сочетаемости друг с другом, и в структуре текстов. У животных такого выбора нет. Когда человек говорит что-либо другому человеку, он не просто издает звуки – он думает и контролирует содержание своей речи. Когда же он слушает другого человека, то не только узнает и различает слова, входящие в его речь, но и понимает ее.

Таким образом, человеческая и животная коммуникации, имея определенные функциональные сходства и некоторую внешнюю похожесть, разнятся в средствах и способах, поскольку у человека есть язык и речь, в то время как у животных нет ни того, ни другого. Вследствие этого, они диаметрально расходятся по осмысленности, всегда присутствующей в первом случае и частично отсутствующей во втором.

Человеческий язык наших дней – это не тот язык, каким он был на заре своего существования. Он имеет собственную богатейшую историю (глоттогенез), чьи законы не совпадают с антропогенезом. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Одарив себя языком и опираясь на него, человек смог адаптироваться ко всем природным условиям. Если площадь размещения животных того или иного вида сравнительно ограничена, то территория, обжитая людьми, распространилась по всему земному шару. Человек не только приспособился к окружающей среде, но в широких масштабах приспособил ее для себя, обратив природные силы в свою пользу.

Итак, если в мире и существует особенность, присущая человеку и только ему, особенность, которая наиболее отчетливо выделяет его из животных, так это – речь. Все то, что сложилось в человеке специфически человеческого, разумного, обязано своим возникновением именно речи.

Гипотезы происхождения языка. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании ими языка. Язык, являясь важнейшим средством общения, выступает как орудие познания и инструмент мышления людей. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Проблема происхождения языка — одна из наиболее загадочных для лингвистики и целого ряда биологических и социальных наук. Единственного и однозначно верного ответа на этот вопрос современная наука дать не может. Поэтому проблема глоттогенеза (от греч. «происхождение языка») решается пока лишь с помощью гипотез.

Первые попытки объяснить, как возник язык у людей, пришли из глубокой древности. Представления древних дошли до нас в виде мифов и легенд, которые есть у всех народов мира. В основе их лежит уверенность в божественном происхождении языка: Бог создал язык и научил людей им пользоваться. В библейских легендах мы находим два противоречивых ответа навопрос о происхождении языка, отражающих различные с точки зрения исторической эпохи воззрения. В первой главе книги Бытия сказано, что Бог творил словесным заклинанием, и сам человек был сотворен силой слова, во второй главе рассказывается, что Бог творил «молча», а потом привел к Адаму всех тварей, чтобы человек научил их речи.

Теории происхождения языка, сложившиеся со времен античности, можно объединить в две группы: биологические и социальные.

Биологические объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма (органов чувств, речевого аппарата, мозга) и рассматривают возникновение его как результат длительного развития, отвергая одномоментное (божественное) происхождение. Эти теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном, в психофизическом плане.Биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи.

Социальные теории объясняют происхождение языка общественными потребностями, возникшими в процессе коллективного труда и в результате развития сознания человека.

Теория трудового договора (Д. Сицилийский, А. Смит, Ж.-Ж. Руссо):

язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей.

Теория трудовых выкриков (Л. Нуаре, К. Бюхер): мышление и действие были первоначально неразрывны при совместной работе, выкрики и возгласы облегчали и организовывали трудовую деятельность.

Недостаток этих теорий в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением человека и образованием первичных человеческих коллективов.

В ХIX в. решение вопроса о происхождении человека и языка взяла на себя биология. Революционной в то время считалась теория Ч. Дарвина. Параллельно с ней появилась теория трудового происхождения языка Л. Нуаре. Основная идея: язык рождается в деятельности, которая связана с производством; мышление и действие изначально неразрывны.

К 70-м гг. XIX в. сложились условия для обобщения всего предшествующего по этому вопросу, что и сделал Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» (гл. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Основные положения этой теории могут быть сформулированы следующим образом:

1) нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека;

2) происхождение языка научно нельзя доказать, а можно только построить более или менее верные гипотезы;

3) одни лингвисты этот вопрос решить не могут, он подлежит разрешению многими науками (этнографией, антропологией, философией и др.);

4) вертикальная походка была и предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения сознания;

5) если язык «родился» вместе с человеком, то не может быть безъязычного человека;

6) язык появился, когда возникла потребность человеческого общения;

7) человеческий язык призван выражать понятия, которых нет у животных, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных;

8) факты языка в разной мере с самого начала должны обладать функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, чувства и желания;

9) человеческий язык появился как звуковой язык.

Теория Ф. Энгельса оказала большое влияние на дальнейшее развитие науки, пытающейся разгадать тайну происхождения человека и языка. С новой силой интерес к этой проблеме возрос в 60-е гг. XX в. К этому времени накопилось много сведений о различных системах коммуникации у животных. Большой вклад внесли нейрофизиология и нейропсихология, которые изучают особенности психической деятельности и функционирования нервной системы человека и животных. Первые открытия в этой области принадлежат П. Брока и К. Вернике. Механизмы связи формальной стороны языка с содержательной изучает нейролингвистика, основоположником которой считается А. Р. Лурия. Эта наука установила функциональную симметрию полушарий мозга (левое полушарие отвечает за абстрактное мышление, логику, речь, правое – за конкретно-чувственное отражение действительности). У животных специализации полушарий не отмечено. Таким образом, мозг – это материальный субстрат мышления, в том числе и языкового.

Во второй половине ХХ в. образовалось направление, исследующее «истоки языка», имеющее три «подраздела»: 1) когда возникла человеческая речь, 2) как это произошло, 3) какой была речь на первом ее этапе.

Э. Б. Тайлор в книге «Первобытная культура» рассуждает о первичности мифа или языка в человеческой жизни и культуре. По его мнению, аналогии, которые для нас не что иное, как вымысел, были действительностью в глазах людей прошлого времени. Для древних греков радугой была богиня Ирида, посредница между богами и людьми, для жителей островов Тихого океана это была небесная лестница, по которой поднимались и опускались древние герои, для скандинавов то был дрожащий трехцветный мост, протянутый с неба на землю, в германском народном предании это был мост, по которому души праведников проходили в рай под защитой ангелов-хранителей. Подобно израильтянам, называвшим радугу луком Иеговы в облаках, индусы называли ее луком Рамы, а финны – луком Тиермеса Громовержца, который убивает ею колдунов. Также ее считали вышитым золотом шарфом, венцом святого Бернанда или серпом одного из эстонских божеств. Но, несмотря на бесконечное разнообразие этих мифических представлений, все они навеяны природой, и построены на аналогиях.

Как считал Тайлор, для констатации вышеописанных сходств вовсе не необходимо вмешательство речи. Как ни глубоко лежит язык в основе нашей умственной жизни, но прямое сравнение предмета с предметом, действия с действием коренится еще глубже. Мыслительная деятельность творца мифов обнаруживается даже у глухонемых, которые вырабатывают такие же аналогии в своих не выраженных словами мыслях.

Подводя итог рассмотрению данной проблемы, следует отметь, что биологической предпосылкой речи явились мимико-жестикуляторные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Труд по необходимости способствовал тесному сплочению членов появившегося человеческого сообщества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в какой-либо ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозге с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоции превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Несмотря на большое число исследований и научных работ, посвященных данной проблеме, вопрос о происхождении языка, человеческой речи остается открытым. Это одна из самых загадочных, удивительных и непостижимых тайн эволюции человеческого общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 6708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.