Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативный процесс и специфика моделей коммуникации




Особенности коммуникации в языках искусства.

Коммуникативный процесс и его структура. Модель Лотмана. Модель Ньюкома. Модель Эко.

Основные модели коммуникации.

Коммуникативный процесс и специфика моделей коммуникации.

ТЕМА 2. Модели коммуникации

Коммуникация – это механизм, включающий в себя мыслительные символы и средства их передачи в пространстве, сохранения во времени, посредством которого обеспечивается существование и развитие отношений между людьми. Коммуникативные процессы выполняют в социокультурной среде ключевую роль, так как именно в них создаются символы, мнения, которые могут воплощаться в образцах поведения, ценностях и нормах. Можно говорить, что коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, ритуалах, поведении и т. д.

Различаются межличностные и межгрупповые коммуникативные процессы.

Коммуникация любого типа рассматривается как процесс, определяемый социокультурными закономерностями. Благодаря внешним воздействиям (стимулам), специфике социокультурных коммуникаций, наличию в процессе коммуникации осознанных представлений и неосознаваемых побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в организованных группах и неорганизованных коллективах (толпе), мы можем дифференцировать коммуникативные процессы в обществе.

Модель массовой коммуникации — это схематическое воспроизведение наиболее существенных черт и внутренних связей реально действующего механизма.

Специфика каждой конкретной модели обусловлена принадлежностью ее автора к той или иной научной школе, его взглядами и интересами. Исследованием коммуникации заняты психологи, социологи, антропологи, политологи, экономисты, лингвисты, математики, инжиниринги и др. В соответствии с задачами, которые ставятся в рамках конкретной дисциплины, моделируются определенные специфические для предмета данной науки составляющие процесса массовой коммуникации. Но и в рамках одной науки могут стоять разные задачи. Для конкретных целей — задача построения модели, объединяющей различные типы коммуникации или подчеркивающей своеобразие одного из них, связанного с определенным стремлением коммуникатора: информировать, развлечь, научить, убедить, повлиять (и со стремлением реципиента понять, узнать информацию, научиться чему-либо, развлечься, принять решение).

Некоторые модели строятся для определенных средств массовой информации, есть попытки моделирования процесса распространения конкретных видов информации, например – циркуляции слухов, но большинство претендует на всеобщий характер. Ибо чем более общей и универсальной является модель, тем менее полезной она может оказаться для решения практических задач.

Развитие массовой коммуникации началось сравнительно недавно – с 1952 г. У каждого из исследователей, принимающих участие в этой работе, неизбежно складывалось свое представление о том, как именно протекает процесс коммуникации, с позиции которого они и разрабатывали свои направления. Практически в каждой из областей можно почерпнуть ценные сведения относительно процесса коммуникации в целом.

Основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов:

Источник сообщение. Коммуникатор – создатель сообщении. Источником может быть лицо, организация, группа или индивид, передающий это сообщение.

Коды – это символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации. Под кодированием понимается перевод сообщения на язык (код), необходимый для процесса передачи. Декодирование – это восстановление смысла сообщения со стороны реципиента. Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкаются в единую цепь.

Сообщение – информация или закодированная идея, т. е. то, что передает источник получателю. Сообщение состоит из знаков различного рода (вербальных и невербальных).

Средство и канал коммуникации. Данные термины используются для определения различия между типом используемого кодирования (средство) и маршрутом, по которому сообщение направляется (канал). Обычно каналы делятся на технические (СМИ) и межличностные.

Коммуникант (адресат, получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение. Получатель информации должен уметь: быстро выделить тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определить замысел высказывания. Эти умения соотносятся с системой кодирования/декодирования, обеспечивающей коммуникацию.

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех.

Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) и его технические неисправности.

Психологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

Языковые помехи возникают на фонетическом и семантическом уровне. На фонетическом – из-за неразличимости звуков, плохого произношения, неприятия темпа речи, а на семантическом – по причине непонимания обозначенного смысла.

Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

Культурно-национальные помехи. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении. Недостаточность информации восполняется путем использования повторных запросов или же домысливается, достраивается. Проблемы информационных перегрузок решаются путем регулирования, фильтрации, постановки на очередь сообщений. Уменьшению искажения информации способствует устранение посредников в потоках информации.

Под обратной связью понимают процесс получения информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости – предприняты определенные действия, предписанные в сообщении.

Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Эффект может быть положительным (коммуникация успешна) и отрицательным (поставленные цели коммуниканту достичь не удалось).

Эффективность – соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

Модели коммуникации структурируются по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г. Почепцов выделяет литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постконструктивистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и др. Модели можно структурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.