КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические основы олигофренопедагогики как науки
Терминология. Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика (народная педагогика и педагогические теории, учения видне-йших педагогов). Основные педагогические понятия, такие как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности», «формирование» и другие употре-бляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы олигофрнопедагогика рас-сматривает лишь как исходные для решения ее особой задачи – коррекции развития ребенка с нарушением интеллектуального развития. Методы обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития специфичны, они зависят от особенностей познавательной деятельнос-ти и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания делает олигофре-нопедагогику самостоятельной наукой. Как наука олигофренопедагогика имеет свой предмет исследо-вания – научное обобщение практики и разработка теории обу-чения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития.
Становление олигофренопедагогики как науки связано с именами та-ких врачей и физиологов, как Владимир Михайлович Бехтерев, Иван Васильевич Маляревский, Григорий Иванович Россолимо и др. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Дмитрия Ивановича Азбукина, Александра Николаевича Граборова, Льва Владимировича Занкова, Федора Михайловича Новика и др. Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания у/о детей внесли такие ученые-олигофренопедагоги, как Наталья Петровна Долгобородова, Григорий Митрофанович Дульнев, Иван Григорьевич Еременко, Хаананий Самсонович Замский и многие другие. В трудах этих исследователей коррекция познавательной деятельности и личностной сферы у/о учащихся рассматривается как неотъемлемая сторона учебно-воспитательной работы в спецшколе. Теория и практика обучения и воспитания у/о детей значительно обогатилась благодаря обобщению опыта учителей спецшкол (работы учите-лей В.А.Грузинской, Е.Д.Микулиной, А.Н.Смирновой, К.Ф.Шириной и др.). Отечественная система обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития опирается на ряд положений, разработанных Л.С.Выготским: - о сложной структуре дефекта, возникшей в результате перви-чного дефекта и вторичных нарушений развития; - об общих закономерностях развития нормального и аномаль-ного ребенка; - коррекция и компенсация аномального развития могут осущест-вляться лишь в процессе специально организованного развиваю-щего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушениями интеллектуального развития в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематическом педагогическом воздействии. Обучение должно учитывать общие тенденции развития нормально-го и ребенка с нарушением интеллекта, то есть ребенок с нарушением интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако темпы развития у/о иные, чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нарушением интеллектуального развития формирова-ние определенных возможностей достигается другими средства-ми, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты не совпадают у детей в норме и с нарушением интеллектуального развития.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |