Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь олигофренопедагогики с другими науками




Методы олигофренопедагогики как науки

Олигофренопедагогика как наука основывается на изучении фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием у/о детей.

Для выявления этих фактов и закономерностей используются разли-чные методы изучения педагогического процесса: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка (сбор анамне-за), беседа, изучение продуктов детской деятельности.

1) Наблюдение ведется в естественных условиях и позволяет изучать и обобщать педагогический опыт.

При этом фиксируются те факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя.

Наблюдение должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время и т.п.

Включенное наблюдение.

2) Эксперимент – активный метод исследования.

Все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели.

Задача эксперимента в педагогической науке – проверить различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности.

3) При изучении ребенка с нарушениями интеллекта большое значение имеет анализ истории его развития (сбор анамнеза), так как помогает выявить причины и время возникновения поражения ЦНС, узнать, в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повли-яли на его развитие.

Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль биологических и социальных факторов в структуре нарушения.

4) Изучение продуктов деятельности детей (письменные работы, рисунки, аппликации, поделки и др.) позволяет не только лучше понять особенности развития детской психики, но и то, как отражается на развитии ребенка тот или иной способ обучения и воспитания.

5) Беседа в изучении детей с нарушением интеллекта имеет ограниченное применение в связи с недоразвитием речи этих детей.

Однако олигофренопедагогика получает с помощью этого метода данные об эффективности коррекционно-воспитательго процесса.

Беседа также может проводиться с педагогами, родителями.

 

В настоящее время вопросы теории и практики изучения, обуче-ния и воспитания у/о детей разрабатываются с учетом достижений смежных наук, что позволяет находить более глубокие и эффектив-ные методы коррекции у/о ребенка.

Условно можно выделить четыре блока смежных наук – педагоги-ка, психология, медицина, социальные науки.

Тесное взаимодействие со смежными науками необходимо еще и потому, что без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, законо-мерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание.

Данные научных дисциплин, изучающих развитие ребенка в норме, также используются при разработке теории и практики олигофренопедагогики.

Медицинские науки (клиника, медицинская генетика, нейрофизио-логия и др.).

Например, клинико-генетическое изучение у/отсталости направлено на раскрытие причин и течения интеллектуальной недостаточности (или, как говорят медики, этиопатогенеза).

Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения ЦНС, исследованию структуры дефекта.

Данные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значение для классификации у/отсталости, выделения отдель-ных генетических форм с целью медицинской коррекции и прогноза соци-альной адаптации у/о детей.

При организации лечебно-оздоровительной работы в спецшколе обязатель-но учитываются положения, разработанные педиатрией, что позволяет оказать помощь ребенку в оздоровлении его нервной системы, улучшении его физического развития, научно обосновать организацию режима работы школы в целом.

Данные общей и специальной психологии позволят учитывать общие и специфические закономерности формирования познавательной деятель-ности и личности у/о учащихся.

Дидактические принципы, методика воспитательной и коррекционной работы, структура урока, методы педагогического изучения детей, учеб-ный план, программы, учебники, режим работы спецшколы разрабатыва-ются на основе данных олигофренопсихологии.

Вследствие своего основного дефекта – поражения ЦНС – у/о дети отстают от сверстников и в речевом развитии.

Нарушения речи препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики.

Поэтому очевидно, что данные логопедического исследования (так же, как и исследований по тифлопедагогике, сурдопедагогике) используются и в олигофренопедагогике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.