Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение. Есть крылатое изречение «все познается в сравнении», отражающее универсальность этой модели для познания мира




Аналогия.

Есть крылатое изречение «все познается в сравнении», отражающее универсальность этой модели для познания мира. Осмыслить предмет, показать его в речи можно, сравнив с другим предметом - уже известным и более наглядно обнаруживающим свойства, присущие предмету речи. Одно познается через другое, если имеет с ним нечто общее. В любом сравнении можно выделить:

-предмет сравнения (то, что сравнивают),

-образ сравнения то, с чем сравнивают) и

-признак (термин) сравнения (то общее, что дает возможность сравнивать вещи).

Сравнение всегда двучленно - в нем называются оба сопоставляемых понятия. Приведем примеры:

«Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты как кирпичная кладка…»;

«Рыночную экономику, наверно, можно сравнить с яблоневым садом. Пока деревья молоды, садовнику – одна морока. Но придет время, яблони обязательно зацветут, и нальются спелыми, сочными плодами. Только бы хватило сил не потерять веру»;

«Это как раз тот случай, когда лучше в сто раз преувеличить опасность, грозящую стране. Как в известной притче, когда матери, у которой змея укусила ребенка, говорят, успокаивая, что мол, этот укус смертелен лишь в одном проценте случаев. Если бы у меня было сто детей - отвечает она, - меня это, может быть, и успокоило бы, но ребенок у меня всего один. Так и в жизни. Если бы у нас было сто Россий, то мы могли бы не волноваться, но у нас она одна».

Аналогии (сравнения) бывают фигуральные и аналогии в буквальном смысле. Фигуральная аналогия (см. примеры выше) сравнивает два явления из различных сфер жизни, различных областей. Аналогия в буквальном смысле сравнивает два явления одного порядка. Приведем пример: «Со времен Маркса известно, что производительность земледельческого труда решающим образом воздействует на базис всякого общества. Это положение не теряет своей актуальности и сегодня. А что на деле? От общего объема работ в сельском хозяйстве 70%- это тяжелый ручной труд. И неслучайно наш земледелец имеет энерговооруженность всего 35 лошадиных сил, а фермер в Америке –140. Поэтому правомерно, что при таком базисе пока слабо работает и хозрасчет, и аренда, и любые формы хозяйствования».

«Что вы этим хотите сказать?»- такой вопрос почти неизбежен в любом разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Часто неясность в вопросе об обсуждаемом предмете можно устранить при помощи точного его определения. Иногда объяснение, толкование понятия бывает нужно, чтобы внести поправку в представления, которые ошибочно связаны с тем или иным термином. Определение предмета речи - непременное условие его ясности, непротиворечивости.

Логическое определение указывает род, которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. Пример: «Ноктюрн - музыкальное произведение (род), которое передает настроения, навеянные обстановкой ночи (видовые отличие)».

А.К. Михальская предлагает сравнить 2 определения человека, данные авторами риторик: «Человек - это двуногое без перьев» (Аристотель); «Человек есть животное, одаренное разумом, словом и бессмертной душой» (Н. Кошанский).

Ф. Ницше по-другому определяет человека: «Человек- это канат над пропастью между животным и сверхчеловеком». Мы видим отличающееся от логического, авторское, творческое, свободное определение. Такие определения часто образны, неожиданны, нередко парадоксальны. Они привлекают внимание, забавляют или поражают слушателей, например: «Посол это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах отечества» (Г. Уоттон); «Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто» (А. Эйнштейн).

Нередко с помощью определений оратор дает свое толкование таких широких понятий, как свобода, счастье, любовь и т.п. Например:

«Под словом «труд» я подразумеваю не нудную, не изнуряющую за плату изо дня в день в течении долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое вселяет чувство удовлетворения».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.