КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8
НАЧАЛО И ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ Психологами сформулирован так называемый «закон края» (или «закон рамки»). Согласно этому закону начало и заключение любого текста запоминаются лучше всего, поэтому они должны быть тщательно продуманы, детально разработаны. Задачи вступления: а) заинтересовать слушателей; б) расположить слушателей к себе. П. Сопер, уделявший большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции и покоя и движения. Поэтому введение - самая важная часть речи». Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их. - Твой мул глух - сказал покупатель. Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью. Покупатель был изумлен: - Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил: - Сперва надо привлечь его внимание... Видный судебный деятель А.Ф. Кони также полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории. «Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента) возбуждается простым, интересным и близким к тому, ею переживал и испытал каждый. Значит, первые слова выступающего должны привлечь слушателей, зацепить внимание. Этих «зацепляющих крючков», по мнению А.Ф. Кони, должно быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, неожиданный и неглупый вопрос и т.д. А.Ф. Кони приводит такой пример. Выступающий хочет рассказать о римском императоре Калигуле, который стремился к неограниченной власти и требовал, чтобы его почитали как бога (он был убит своими подданными). Если оратор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипинны, что он родился тогда-то и там-то, такая речь не вызовет никакой эмоциональной реакции слушателей. Почему же? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и интересного... Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а когда уже привлечено внимание присутствующих. А.Ф. Кони предлагает такой вариант начала: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна - сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и узнал этого человека... (переход). Скажут: причем тут людоед? А притом, что людоед в сказке и Калигула в жизни - братья по жестокости». Для выполнения второй задачи - расположить адресата к себе - также можно использовать ряд приемов и средств. 1. Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить на аудиторию», влиять на нее, принуждать ее к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, честность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход к проблеме), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся. Поэтому следует избегать таких слов: вы должны, вы вынуждены будете признать, что... и т.п. Гораздо лучше звучат риторические вопросы: Не лучше ли принять то-то ито-то?, а также вводные слова вероятно, по-видимому, возможно и пр. 2. Желательно похвала в адрес аудитории, но ни в коем случае не слишком явная, не грубая. 3. Первые фразы могут содержать афоризм или цитату «примиряющего характера». Например: «Эдисон однажды сказал: «Когда все представляется в мрачном свете, вспомните Иону во чреве китовом - он выбрался цел и невредим». Этот совет мудреца прекрасно выражает то, о чем я собираюсь поговорить с вами сегодня» (П.Сопер). Древние авторы риторик различали три вида начала речи: естественное, искусственное (с предосторожностью) и внезапное. При внезапном вступлении часто оратор, взволнованный чем-либо, начинает речь внезапно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство. Оказавшись под сильным впечатлением защитительной речи своего коллеги, адвоката П.А. Александрова, Н.П. Карабчевский, который выступал сразу после него, начал свою речь такими словами: «Я должен говорить, но я еще слушаю...». Иногда оратор использует внезапное начало для того, чтобы ошеломить слушателей. Вызывающее заявление всегда насторожит внимание даже безразлично настроенного слушателя. Декан машиностроительного колледжа поднялся на кафедру и без предисловий сказал: «Каждому третьему из вас не удастся окончить колледж!» (пример П.Сопера) Но такое вступление должно быть тщательно отработано. Оно должно быть четким, прямолинейным, «разящим». Нигде в речи длинные и запутанные фразы не представляют больше ошибки, чем в самом ее начале. При искусственном вступлении оратор постепенно готовит слушателей к изложению главной темы речи, начинает издалека. В роли искусственного начала чаще всего выступает притча, легенда, сказка: «Товарищи судьи! В одной средневековой легенде говорится о колоколе, обладавшем волшебным свойствам: каждый путник слышал в голосе колокола тот напев, который ему хотелось слышать. Часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды; одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже видятся они обвинителю и защитнику» (известный советский адвокат Я. Киселев). В качестве искусственного начала может выступать не связанное с текстом речи ироническое замечание, аналогия, метафора, пример. При естественном начале оратор сразу же, без предварительной подготовки, вводит слушателей в курс дела. Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко так начал свою речь: «Я начинаю свою обвинительную речь на данном судебном заседании с полным сознанием ее огромного значения. Настоящий судебный процесс над американским летчиком-шпионом Пауэрсом разоблачает преступления, совершенные не только лично подсудимым Пауэрсом, но и вскрывает преступные, агрессивные действия правящих кругов США, организаторов чудовищных преступлений против мира и безопасности народов». В случае естественного начала оратор чаще всего указывает: а) на причину своего выступления; б) на цель выступления; в) на важность, своевременность темы или на ее рамки: «Уважаемые депутаты! Я не экономист. Основной предмет моего выступления - демократизация пашей жизни. Демократия так же реально кормит, одевает, как и экономика. Это и естественно. Такие два явления связаны органически. Демократия дает простор жизни, развязывает экономические отношения» (Ю. Власов). Можно указать и на некоторые неправильные приемы начальной части выступления: - Не говорите, что вы не оратор. - Не начинайте выступление с извинений. - Не начинайте выступления с шутки. Последняя рекомендация особенно важна для вашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория такое начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумным с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на последующие стадии вашего выступления Заключение речи. Заключение речи - очень важная ее часть. Отнестись к ней необходимо максимально внимательно. Хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации. Верно и обратно: плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи. Вспомните «закон края» - последние слова запоминаются лучше, остаются в памяти прочнее. Заключение имеет две основные функции: 1) напомнить слушателей о чем шла речь; 2) «закруглить» речь, активизировать аудиторию. Необходимо помнить, что форма заключения зависит от вида речи. В заключении к информационной речи необходимы итоговые выводы, обобщение основных пунктов доклада. Все это должно вновь оживить интерес аудитории к докладу, подкрепить значение сказанного, настроить слушателей на то, чтобы они захотели узнать о теме еще больше. «Закруглить» речь можно в образной форме - в форме афоризма, притчи, сравнения: «Всюду один и тот же закон природы - связь каждого явления и каждой системы с окружающими условиями, постепенная замена одних равновесий другими, смерть как превращение в новые устойчивые формы и как зарождение нового, лучшего будущего. В этом заключается вся сущность и глубина законов природы, закона эволюции, борьбы за существование, естественного отбора, вся сложность химических превращений и физических процессов, наконец, вся жизнь человека с ее постоянной борьбой и постоянными исканиями» (А. Ферсман). Для заключения агитационной речи важнее всего четкий, броский, выкристаллизованный вывод, а не повторение позиций и фактов, раскрытых и приведенных в основной части. Возможно использовать, как во вступлении, цитату, афоризм, парадокс: «Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я никогда ничего не прощу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство - самое страшное преступление именно потому, что оно зверское, что в нем исчезает образ человеческий. А между тем, как это ни странно, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем» (С.А. Андреевский). Агитационная речь, как правило, заканчивается призывом к аудитории. В убеждающей речи это призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям. В призывающей к действию речи - призыв к определенным и конкретным реальным действиям. Обратите внимание на то, чтобы конкретно указать, каких именно действий вы ждете от слушателей, когда и в какой форме эти действия должны быть совершены. Например, если цель такой речи - сбор пожертвований или средств на что-то, скажите, сколько денег, кому, где и когда нужно сдать. Воодушевляющая речь должна заканчиваться на высокой эмоциональной ноте: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина - только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло, бедного сына рыбака и прославило его имя» (А.Ф. Кони)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |