Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8




НАЧАЛО И ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ

Психологами сформулирован так называемый «закон края» (или «закон рамки»). Согласно этому закону начало и заключение любого текста запоминаются лучше всего, поэтому они должны быть тщательно продуманы, деталь­но разработаны.

Задачи вступления:

а) заинтересовать слушателей;

б) расположить слушателей к себе.

П. Сопер, уделявший большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слу­шатель также бывает в состоянии инерции и покоя и дви­жения. Поэтому введение - самая важная часть речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не вы­полнил их.

- Твой мул глух - сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен:

- Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

- Сперва надо привлечь его внимание...

Видный судебный деятель А.Ф. Кони также полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и дер­жать внимание аудитории. «Внимание всех вообще (ребен­ка, невежды, интеллигента) возбуждается простым, инте­ресным и близким к тому, ею переживал и испытал каж­дый. Значит, первые слова выступающего должны привлечь слушателей, зацепить внимание. Этих «зацепляющих крючков», по мнению А.Ф. Кони, должно быть много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, неожиданный и неглу­пый вопрос и т.д. А.Ф. Кони приводит такой пример. Выс­тупающий хочет рассказать о римском императоре Кали­гуле, который стремился к неограниченной власти и требо­вал, чтобы его почитали как бога (он был убит своими под­данными). Если оратор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипинны, что он родился тогда-то и там-то, такая речь не вызовет никакой эмоциональной ре­акции слушателей. Почему же? Потому что в этих сведени­ях нет ничего необычного и интересного... Давать этот ма­териал все равно придется, но не сразу, а когда уже привле­чено внимание присутствующих. А.Ф. Кони предлагает такой вариант начала: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна - сказ­ка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вы­рос и узнал этого человека... (переход). Скажут: причем тут людоед? А притом, что людоед в сказке и Калигула в жизни - братья по жестокости».

Для выполнения второй задачи - расположить адреса­та к себе - также можно использовать ряд приемов и средств.

1. Оратор с самого начала речи должен продемонстри­ровать, что он не намерен «давить на аудиторию», влиять на нее, принуждать ее к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, честность, заинтересованность в об­щем согласии (конструктивный подход к проблеме), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся. Поэтому следует избегать таких слов: вы должны, вы вы­нуждены будете признать, что... и т.п. Гораздо лучше зву­чат риторические вопросы: Не лучше ли принять то-то ито-то?, а также вводные слова вероятно, по-видимому, возможно и пр.

2. Желательно похвала в адрес аудитории, но ни в коем случае не слишком явная, не грубая.

3. Первые фразы могут содержать афоризм или цитату «примиряющего характера». Например:

«Эдисон однажды сказал: «Когда все представляется в мрачном свете, вспомните Иону во чреве китовом - он выб­рался цел и невредим». Этот совет мудреца прекрасно вы­ражает то, о чем я собираюсь поговорить с вами сегодня» (П.Сопер).

Древние авторы риторик различали три вида начала речи: естественное, искусственное (с предосторожностью) и внезапное.

При внезапном вступлении часто оратор, взволнован­ный чем-либо, начинает речь внезапно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство. Оказавшись под силь­ным впечатлением защитительной речи своего коллеги, ад­воката П.А. Александрова, Н.П. Карабчевский, который выступал сразу после него, начал свою речь такими слова­ми: «Я должен говорить, но я еще слушаю...».

Иногда оратор использует внезапное начало для того, чтобы ошеломить слушателей. Вызывающее заявление все­гда насторожит внимание даже безразлично настроенного слушателя. Декан машиностроительного колледжа поднялся на кафедру и без предисловий сказал: «Каждому третьему из вас не удастся окончить колледж!» (пример П.Сопера)

Но такое вступление должно быть тщательно отрабо­тано. Оно должно быть четким, прямолинейным, «разя­щим». Нигде в речи длинные и запутанные фразы не пред­ставляют больше ошибки, чем в самом ее начале.

При искусственном вступлении оратор постепенно го­товит слушателей к изложению главной темы речи, начи­нает издалека. В роли искусственного начала чаще всего выступает притча, легенда, сказка: «Товарищи судьи! В од­ной средневековой легенде говорится о колоколе, обладав­шем волшебным свойствам: каждый путник слышал в го­лосе колокола тот напев, который ему хотелось слышать. Часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды; одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разно­му, как несхоже видятся они обвинителю и защитнику» (из­вестный советский адвокат Я. Киселев).

В качестве искусственного начала может выступать не связанное с текстом речи ироническое замечание, аналогия, метафора, пример.

При естественном начале оратор сразу же, без предва­рительной подготовки, вводит слушателей в курс дела. Ге­неральный прокурор СССР Р.А. Руденко так начал свою речь: «Я начинаю свою обвинительную речь на данном су­дебном заседании с полным сознанием ее огромного значе­ния. Настоящий судебный процесс над американским лет­чиком-шпионом Пауэрсом разоблачает преступления, со­вершенные не только лично подсудимым Пауэрсом, но и вскрывает преступные, агрессивные действия правящих кругов США, организаторов чудовищных преступлений против мира и безопасности народов».

В случае естественного начала оратор чаще всего ука­зывает:

а) на причину своего выступления;

б) на цель выступления;

в) на важность, своевременность темы или на ее рамки:

«Уважаемые депутаты! Я не экономист. Основной предмет моего выступления - демократизация пашей жизни. Демок­ратия так же реально кормит, одевает, как и экономика. Это и естественно. Такие два явления связаны органичес­ки. Демократия дает простор жизни, развязывает экономи­ческие отношения» (Ю. Власов).

Можно указать и на некоторые неправильные приемы начальной части выступления:

- Не говорите, что вы не оратор.

- Не начинайте выступление с извинений.

- Не начинайте выступления с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для вашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория такое начало не считает при­емлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало ско­рее как неудачное, как свидетельство несерьезности орато­ра или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуни­кативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумным с момента своего появления пе­ред людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на последу­ющие стадии вашего выступления

Заключение речи.

Заключение речи - очень важная ее часть. Отнестись к ней необходимо максимально внимательно. Хорошее зак­лючение может спасти положение даже при некоторых не­достатках аргументации. Верно и обратно: плохим заклю­чением можно непоправимо испортить все впечатление от речи. Вспомните «закон края» - последние слова запомина­ются лучше, остаются в памяти прочнее.

Заключение имеет две основные функции:

1) напомнить слушателей о чем шла речь;

2) «закруглить» речь, активизировать аудиторию. Необходимо помнить, что форма заключения зависит от вида речи. В заключении к информационной речи необ­ходимы итоговые выводы, обобщение основных пунктов доклада. Все это должно вновь оживить интерес аудитории к докладу, подкрепить значение сказанного, настроить слу­шателей на то, чтобы они захотели узнать о теме еще боль­ше. «Закруглить» речь можно в образной форме - в форме афоризма, притчи, сравнения:

«Всюду один и тот же закон природы - связь каждого явления и каждой системы с окружающими условиями, по­степенная замена одних равновесий другими, смерть как превращение в новые устойчивые формы и как зарождение нового, лучшего будущего. В этом заключается вся сущность и глубина законов природы, закона эволюции, борьбы за существование, естественного отбора, вся сложность хими­ческих превращений и физических процессов, наконец, вся жизнь человека с ее постоянной борьбой и постоянными исканиями» (А. Ферсман).

Для заключения агитационной речи важнее всего чет­кий, броский, выкристаллизованный вывод, а не повторе­ние позиций и фактов, раскрытых и приведенных в основ­ной части. Возможно использовать, как во вступлении, ци­тату, афоризм, парадокс:

«Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я ни­когда ничего не прощу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство - самое страшное пре­ступление именно потому, что оно зверское, что в нем ис­чезает образ человеческий. А между тем, как это ни стран­но, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем» (С.А. Андреевский).

Агитационная речь, как правило, заканчивается при­зывом к аудитории. В убеждающей речи это призыв следо­вать сформированным в ходе слушания речи убеждениям. В призывающей к действию речи - призыв к определенным и конкретным реальным действиям. Обратите внимание на то, чтобы конкретно указать, каких именно действий вы ждете от слушателей, когда и в какой форме эти действия должны быть совершены. Например, если цель такой речи - сбор пожертвований или средств на что-то, скажите, сколь­ко денег, кому, где и когда нужно сдать.

Воодушевляющая речь должна заканчиваться на высо­кой эмоциональной ноте:

«Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причи­на - только в жажде знаний, в богатырском труде и умно­женном таланте, отпущенном ему природой. Все это воз­несло, бедного сына рыбака и прославило его имя» (А.Ф. Кони)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.