Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы аргументации




РАСПОЛОЖЕНИЕ.

ЛЕКЦИЯ 7.

Второй этап риторического канона – расположение (dispositio). О важности этого этапа риторической деятельности говорил Н.Ф. Кошанский в «Общей риторике»: «ничто так не важно для Сочинения, как Расположение…и ничем меньше не занимаются начинающие, как расположением. Они всё внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит…в Искусстве располагать и составлять сочинение…Всё искусство расположения состоит в том, чтобы скрыть искусство; и показать, что не оно, а сама натура располагает вашими чувствами и ходом вашего сочинения».

Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный порядок следования содержательных компонентов речи (структурных частей), порядок расположения мыслей в них. Иначе можно сказать, что весь содержательный материал, изобретённый оратором, - оригинальные идеи, интересные примеры, общие места, фактические данные, цитатный материал – всё это располагается в соответствии с замыслом оратора, и таким образом создаётся единственно возможное содержание речи. В результате этой работы получается композиция речи.

На прошлом занятии мы познакомились с различными видами аргументов. На этапе изобретения речи мы как бы получили в свое распоряжение войска - мысли, идеи. Те­перь нам нужно выстроить это войско идей так, чтобы оно было наилучшим образом способно выполнить нашу зада­чу оратора.

Под аргументацией понимается процесс приведения аргументов, доказательств в систему для обоснования те­зиса перед слушателями.

Из приведенного определения видно, что:

- аргументация - это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

- аргументация - это процесс, следовательно, нужно расположить аргументы в определенной продуманной пос­ледовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систе­му и расположены в определенной последовательности, должно быть, очевидно не только вам, но и вашим слушате­лям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели воспринимали аргументы. Та­ким образом, задача оратора - не только предложить не­кую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Существуют различные классификации способов аргу­ментации. Обобщая их, риторика говорит о следующих спо­собах:

1. Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различают по тому, усили­вается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что сна­чала оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные и завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Достоинства нисходящей аргументации заключается в том, что она:

- позволяет легче привлечь и удержать внимание ауди­тории;

- заставляет активно работать мысль с начала речи;

- первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргумента­ция наиболее эффективна в слабо подготовленной, малоза­интересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргумен­ты при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации.

Преимущество восходящей аргументации - в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала ауди­тории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготов­ленной, высокозаинтересованной аудитории. Он дает эф­фект:

- если атмосфера в аудитории спокойная и оратора го­товы выслушать;

- если мысль, которую нужно обосновать, сложна;

если проблема для аудитории не является полностью решенной;

- если аудитория сможет сделать самостоятельный вы­вод.

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Односторонняя аргументация оратором своей позиции

предполагает, что:

- либо излагаются только аргументы «за» (чистый по­зитив);

- либо излагаются только аргументы «против» (чистый негатив).

При двусторонней аргументации слушателю дают воз­можность сопоставить точки зрения, дают возможность выбрать.

Разновидностью способа двусторонней аргументации является способ так называемой контраргументации, ког­да оратор приводит свои доводы как опровержение дово­дов оппонента, предварительно их изложив.

Оппонент при двусторонней аргументации и контрар­гументации может быть как реальный - например, лицо, являющееся носителем определенных взглядов, так и «вы­мышленный», сконструированный самим оратором. Такой прием называется «чучелом оппонента»: моделируется не­кое типичное мнение по вопросу, излагается, разбираются все плюсы и минусы и делаются выводы.

По ходу выступления может использоваться и прием «изобретение оппонента» - когда оратор, выдвинув неко­торое положение, сам себе возражает от имени некоторого анонимного оппонента: «Могут сказать, что...», «Можно предвидеть возражение, что...», «Здесь нередко возражают, что...» и т.д.

Что можно сказать об эффективности односторонней и двусторонней аргументации? Вот наблюдения авторов риторических руководств:

 

Односторонняя   Двусторонняя  
Эффективна для укрепле­ния сознания людей, уже имеющих взгляды и ус­тановки на предлагаемый материал.   Эффективна при воздей­ствии на сознание людей, негативно относящихся к сообщаемому.  
Хорошо действует на людей малообразованных     Лучше действует на под­готовленную аудиторию.  
Позволяет выработать менее стойкие убеждения.   Способствует выработке иммунитета к манипулиро­ванию сознанием в дальней­шем, повышает сопротив­ляемость контрпропаганде, вырабатывает более стойкие убеждения.  
Учит воспринимать гото­вые мысли.   Учит анализировать, делать самостоятельные выводы.  

 

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация.

Индуктивная аргументация основана на построении изложения от фактов к выводу. Приводится конкретные факты, а в заключении оратор делает из них общий вывод.

Например, приводится несколько фактов зажима сво­боды печати. Потом ставится вопрос: «Кто зажимает? Ви­димо, есть силы, в этом заинтересованные. Кто они?». И здесь оратор излагает свое понимание проблемы и делает вывод.

Индуктивная подача материала эффективна в женской аудитории (особенно в возрастной группе 18-23 г.), в обще­ственно-научной аудитории, а также в конфликтной ауди­тории.

Дедуктивная аргументация построена от общей посыл­ки к фактам. Например: «Множество стариков, пенсионе­ров, престарелых нуждаются сейчас в помощи. Кто им по­может?...Могут внести свой вклад... Помочь должны... Не­обходимо создать специальные службы».

Дедуктивная аргументация чаще оказывается эффектив­ной и мужской аудитории, в естественнонаучной аудито­рии, у более взрослых слушателей (старше 23 лет) и тогда, когда аудитория настроена благожелательно.

Вопрос о выборе способа аргументации возникает пе­ред оратором на этапе составления плана выступления.

Оратора принято сравнивать с полководцем. Как и сра­жение, речь надо планировать. Без плана вы не будете по-настоящему знать взаимосвязь своих идей, не будете ясно отдавать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместите их в известном порядке, наметив основ­ные подтезисы и доводы.

Существуют два наиболее употребительных способа составления плана: номинативный (краткая запись одних только наименований пунктов) и тезисный (запись закон­ченных выражений). В первом случае сочетания слов вызы­вают в представлении оратора законченную мысль. Такой прием с успехом могут применять опытные ораторы, кото­рые благодаря практике и широкому знанию предмета в состоянии полностью удерживать в памяти весь строй речи.

Начинающим же ораторам следует овладеть навыками составления тезисного плана, в котором в готовом виде со­держатся основные доводы.

Советы по составлению тезисного плана.

1. Разделите план на 3 части: выступление, основная часть и заключение;

2. Следите, чтобы в основной части было не более 5 положений;

3. Избегайте суждений сложных и с различным содер­жанием;

4. Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости.

П. Сопер приводит следующий пример неудачного плана:

1. Есть несколько разных причин, объясняющих, поче­му большинство молодежи не любит симфоническую му­зыку:

А. Чтобы оценить симфоническую музыку, надо на­учиться ее слушать.

Б. Большинство молодежи не использует немногих пре­доставляющихся возможностей ее послушать.

В. Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой «легкой музыкой».

Г. На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма умственная»

Д. Симфоническая музыка раздражает молодежь. В этом плане подраздел Д частично совпадает с осталь­ными и несовместим с ними, так как он говорит о следствии причин, указанных в других подразделах.

5. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов. План - логическая конструкция и должен содержать не воп­росы, а ответы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.