Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология управленческих решений




Тема 2.

2.1. Сущность понятий «решение», «управленческое решение», «процесс принятия решений»

2.2. Классификации управленческих решений

2.3. Организация процесса принятия управленческих решений

 

2.1. Сущность понятий «решение», «управленческое решение», «процесс принятия решений»

Наиболее яркий представитель научной школы принятия решений профессор Гарвардского университета, Нобелевский лауреат в области экономи­ки Герберт Саймон утверждает, что управление предприятием означает поиск проблем (технических, экономических, производственных, социальных, психо­логических), выработку и реализацию комплекса мер по их устранению или предотвращению. Таким образом, управление - это процесс реагирования руководителей на постоянно возникающие проблемы, а также новые возможно­сти. Центральное место в этом процессе занимает принятие управленческих ре­шений; от того, насколько принятое решение окажется взвешенным, обосно­ванным и своевременным, зависит подчас судьба самого предприятия.

Решение – это выбор альтернативы.

Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив, и его реализация.

Управленческое

решение – это результат коллективного труда, оно всегда носит социальный и общественный характер – даже когда руководитель один разрабатывает решения, коллективный интеллект неявно влияет на это процесс.

Управленческое

решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Управленческое

решение - социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение поставленных целей.

Альтернатива - это условное наименование какого-то из возможных способов достижения цели.

Альтернатива - возможный вариант выбора.

Выбор - реальное действие, состоящее в предпочтении одного набора вариантов другому.

Результат - специальная форма описания наиболее важных для ЛПР характеристик исхода операции (решения).

Объектами управленческих решений могут быть товары, услуги, операции, мероприятия, ситуации, проблемы, сотрудники, предприятия, рынки и т.д.

В процессе производственной деятельности в различных звеньях предприятия постоянно возникают ситуации, требую­щие решения. Под ситуацией понимается совокупность обстоя­тельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функциони­рование системы, требуют перевода ее в новое состояние. Не­обходимость разработки решения может быть связана с:

1) зада­чами сохранения функционирования объекта, протекающего на оптимальном уровне;

2) появлением новой цели; возникновением случайных обстоятельств;

3) искусственно создаваемыми трудно­стями (например, конкурентами).

Несмотря на многообразие источников, вызывающих новые производственные ситуации, их можно условно разделить на три группы: внутренней среды, внешней среды и ситуации взаимодействия внутренней и внешней среды. Классификация си­туаций по ряду признаков показана на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Классификация ситуаций, возникающих

в деятельности предприятий

 

Управленческие ситуации могут быть: простыми и сложны­ми, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу. Они могут требовать кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных программ действий или разовых мер.

Следует иметь в виду, что отдельный участок управления на предприятии находится в общей управленческой си­туации, которая включает состояние организации и трудовых ресурсов, уровень основных задач и проблем развития. Общая управленческая ситуация определяет оценку конкретной ситуа­ции, выбор первоочередных задач, планирование времени ру­ководителя, труда сотрудников.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руководи­тель должен уметь быстро и четко выделить существенные, важные элементы ситуации, среди которых:

- состояние выполнения намеченного плана, программы в на­стоящее время (за прошлый период);

- потенциал кадров, производительность труда;

- состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

- цели и задачи управления на конкретном участке, их пер­спектива;

- соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;

- временные условия (сроки, ход производственного процес­са) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;

- условия окружающей среды и качество отношений с нею;

- внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

- материальные, моральные стимулы и их эффективность;

- работоспособность менеджеров;

- положение руководителя (престиж, авторитет), его объек­тивные позиции.

Решающее значение для успешного разрешения ситуации имеет правильная ее оценка, которая определяет выбор дейст­вий на основе наличия достаточной информации, а также адек­ватное отражение «картины ситуации» в сознании руководителя.

При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, при­чины и следствия.

Симптомы - это некоторые видимые прояв­ления проблемы, которые привлекают к ней внимание.

Причины - это исходные движущие силы, по­родившие проблему.

Следствия - это результаты, к которым приводят данные проблемы.

Если следствия обусловливают необходимость обязательного решения проблемы, то симптомы полезны тем, что показывают первые признаки ее наличия. Воз­действовать же надо на причины, породившие проблему. Когда в организации участились прогулы и конфликты (симптомы), причинами этого могут быть ухудшение мотивации, организа­ции труда работников, а следствием - снижение производи­тельности труда, качества продукции, эффективности работы предприятия в целом.

Проблемы, требующие решения, являются со­ставным элементом управленческой ситуации. Как и ситуации, они различаются по содержанию, уровню решения, временному фактору, используемым методам (рис. 2.1.2.).

Рис. 2.1.2. Классификация проблем.

 

Существуют и другие классификации проблем, представленный в рис. 2.1.3:

Рис. 2.1.3. Дополнительные признаки классификации проблем

 

Делятся также проблемы на планируемые и не планируемые, экстенсивно и интенсивно решаемые и т.д.

Необходимо отличать проблемы от «псевдопроблем». Пер­вые носят конструктивный жизненный характер, вторые обла­дают лишь кажущейся значимостью.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это интегральная часть управления предприятием любого типа и любой организационно-правовой формы.

Принять управленческое или организационное решение - выбрать из множества альтернативных вариантов действий, соответ­ствующих должностным обязанностям менеджера, единственный вариант, наи­более эффективно, с его точки зрения, решающий управленческую проблему. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

- что делать (какие новые запросы потребителей или сотрудников необходимо удовлетворить, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворить старые потребности);

- как делать (по какой технологии);

- каковы затраты;

- в каком количестве;

- в какие сроки;

- где (место, помещение, персонал);

- кому поставлять и по какой цене;

- что это даст инвестору и обществу в целом.

Комплексные проблемы следует формализовывать, т.е. количественно определять разницу между фактическими и желаемыми состояниями объекта решения по его параметрам, а также выполнять структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей и т.д. Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.