КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности 2 страница
Вместе с тем я очень отчетливо вижу, что всем нам надо стать более открытыми, признав, что [сегодня] мы зашорены. Нам необходимо значительно расширить кругозор и призвать к тому же наших студентов. Нам стоит гораздо более широко задействовать выпускников университетов и позволить им играть основную роль в определении области, в которой мы можем поспособствовать их росту. И еще, мы обязательно должны учить языки. Ученый, не умеющий читать на трех-пяти основных языках, используемых в науке, серьезно ограничен в своей деятельности. Несомненно, английский язык играет ключевую роль, но знание одного английского означает доступ в лучшем случае к 50 процентам написанного, а с каждым десятилетием эта доля будет уменьшаться, поскольку в тех странах, где наблюдается наибольший рост численности ученых, английский все меньше и меньше будет использоваться для написания научных трудов. Расширение знания языков идет рука об руку с дальнейшей интернационализацией ученого корпуса, хотя эти процессы и не идентичны. Я не знаю, какого типа реструктуризация должна произойти, но очень сомневаюсь, что хотя бы одна из существующих 329 международных обществоведческих ассоциаций отметит свою сотую годовщину, по крайней мере под прежним названием. Напоследок я приберег перспективу, которая кажется мне самой потрясающей и, может быть, самой важной из всех. С тех пор как в конце XVIII века произошел разрыв между наукой и философией, общественные науки были бедным родственником - так сказать, ни рыбой ни мясом -и презирались обеими сторонами в этой войне «двух культур». И обществоведы согласились на эту роль, чувствуя, что им ничего не остается, кроме как примкнуть либо к естествознанию, либо - *. к гуманитарным наукам. В наши дни ситуация радикально изменилась. В физике существует сильное и все растущее движение - исследования неравновесности, в рамках которых говорится о стреле времени, о вероятности и считается, что общественные системы человечества - самые сложные из всех систем. В гуманитарных же науках существует сильное и все растущее движение -культурологические исследования, в рамках которых считается, что не существует универсальных эстетических канонов, что культурные продукты имеют социальные корни, уходящие к общественному восприятию и общественным аберрациям. Мне кажется очевидным, что исследования неравновесности и культурологические исследования переместили, соответственно, естественные и гуманитарные науки в сферу общественных наук. Некогда центробежное поле сил в мире знания стало центростремительным, и теперь общественные науки занимают в нем центральное место. Мы находимся в процессе преодоления разделения на «две культуры», пытаясь воссоединить в единой области поиск истины, блага и прекрасного. Это повод для радости, но для этого предстоит немало потрудиться. Перед лицом неопределенностей знание предполагает выбор - выбор разного рода, в том числе, конечно, и выбор, производимый участниками общественного процесса, включая ученых. Выбор же предполагает [вынесение] решения о том, что является сущностно рациональным. Мы не можем долее притворяться, что ученые могут быть нейтральны, отделены от социальной реальности. Но это ни в коем случае 330 не означает, что они могут действовать как угодно. Это означает, что мы должны во всех областях тщательно взвесить все факторы, чтобы попытаться прийти к оптимальным решениям. В свою очередь, это значит, что необходимо [активно] общаться друг с другом, причем на равных. Да, некоторые из нас обладают большим специфическим знанием по специфическим вопросам, чем другие, но никто, ни одна группа не может обладать всем знанием, необходимым для принятия сущностно рациональных решений даже в относительно ограниченных областях, и не учитывать знания [специалистов] других областей. Да, несомненно, если бы мне понадобилась нейрохирургическая операция, я пожелал бы обратиться к самому компетентному нейрохирургу. Но компетентная нейрохирургия также предполагает заключения юридического, этического, философского, психологического и социологического характера. И такой институт, как больница, должен соединить все эти знания в одну сущностно рациональную позицию. Более того, имеет значение и мнение самого пациента. Нейрохирургу более чем кому-либо другому нужно знать это, но социологу или поэту - тоже. Навыки не растворяются в какой-то бесформенной пустоте, но всегда являются частичными и должны интегрироваться с другими частичными навыками. В современном мире этому уделяется слишком мало внимания. И наше образование не готовит нас к этому в достаточной степени. Как только мы поймем, что функциональной рациональности не существует, тогда и только тогда мы сможем начать путь к сущностной рациональности. Я считаю, что именно это имеют в виду Илья Пригожий и Изабелла Стенгерс, говоря о «вновь обретенном очаровании миром»71. Речь здесь идет не об отрицании очень важной задачи по «разочарованию», но о том, что нам необходимо воссоединить разрозненные фрагменты. Мы слишком скоро позабыли о конечных причинах. Аристотель был не так прост. Да, мы должны иметь в виду движущие причины, но не должны упускать из виду и конечные причины. Тактику, полезную при освобождении от богословского и философского контроля, ученые превратили в методологический императив, и это оказалось вредным. 331 Наконец, мир знания эгалитарен. В этом заключается одно из величайших достижений науки. Каждый вправе оспорить достоверность существующих истин - при наличии у него определенных эмпирических доказательств, которые он может представить для коллективной оценки. Но поскольку представители естественных наук отказывались быть обществоведами, они не желали рассмотреть или даже осознать тот факт, что благородные требования эгалитарности науки невыполнимы и даже бессмысленны в социальном мире, где господствует неравенство. Правда, ученые побаиваются политики и ищут спокойствия в изоляции. Ученые опасаются могущественного меньшинства, стоящего у власти. Они опасаются могущественного большинства, способного прийти к власти. Создать более эгалитарный социальный мир будет нелегко. Тем не менее достижение цели, которую естественная наука поставила перед миром, требует гораздо более эгалитарного общественного устройства, чем то, которое мы имеем. Борьба за эгалитаризм в науке не отделима от борьбы за эгалитаризм в обществе. Они суть единое целое, которое вновь указывает нам на невозможность разделения поиска истины, блага и прекрасного. *. Нет большего самоограничения для людей, чем человеческая гордыня. Мне кажется, в этом состоит смысл истории Адама и Евы в Эдемском саду. Мы проявляли гордыню, утверждая, что приняли и поняли откровение Господа, знаем о намерениях богов. Мы проявляли еще большую гордыню, утверждая, что способны достичь вечной истины посредством человеческого разума, такого ненадежного инструмента. И мы не перестаем проявлять гордыню, стремясь навязать друг другу с такой яростью и жестокостью наше субъективное видение совершенного общества. Во всех этих проявлениях гордыни мы предавали прежде всего самих себя, лишая себя возможности раскрыть свой потенциал, достоинства, которыми мы могли бы обладать, воображение, которое могли бы развивать, познание, которого могли бы достичь. Мы живем во вселенной неопределенности, единственным величайшим достоинством которой является постоянство этой неопределенности, так как имен-332 но благодаря неопределенности существует творчество -творчество во вселенском масштабе, включающее в себя, конечно, и человеческое творчество. Мы живем в несовершенном мире, он всегда будет несовершенен, и поэтому в нем всегда будет несправедливость. Но перед этой реальностью мы вовсе не беспомощны. Мы можем сделать мир менее несправедливым; мы можем сделать его более прекрасным; мы можем углубить наше познание его. Нам нужно всего лишь строить его, а для того чтобы его строить, нам нужно всего лишь разговаривать друг с другом и стремиться получить друг от друга то особое знание, которое каждый сумел приобрести. Мы можем трудиться в виноградниках и получать плоды, если только постараемся. Мой близкий соратник, Теренс Хопкинс, написал мне в 1980 г. записку, слова которой я бы хотел привести в качестве заключения: «Мы можем двигаться только в одном направлении - вверх, вверх и вверх; так же должны повышаться наши интеллектуальные стандарты. Изящество. Точность. Конкретность. Правота. Стойкость. Это все». Примечания Неопределенность и творчество: исходные положения и выводы 1. Эти тезисы в какой-то степени были рассмотрены в двух недавно вышедших книгах: Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995, и Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. 2. Prigogine, I. La fin des certitudes, Paris: Odile Jacob, 1996; в переводе на английский: The End of the Certainty, New York: Free Press, 1997. Глава первая. Социология и коммунистическая интерлюдия, или Интерпретации современной истории 1. В романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» встречают только члены его семьи, которые объясняют, что два Глава вторая. Африканский национальный конгресс и Южная Африка: прошлое и будущее освободительных движений в миро-системе 1. Более подробное изложение этих идей представлено в работе: Wallerstein, I. 'The French Revolution as a World-Historical Event' in Wallerstein, I. Unthinking Social Science, Cambridge: Polity Press, 1991, pp. 7-22. 2. Приводимые ниже аргументы почерпнуты из анализа, проведенного в книге: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition. Trajectory of the World-System 1945-2025, London: Zed Press, 1996. 334 3. См.: Braudel, E Capitalism and Civilization, 15th to 18th Century, 3 Vols., New York: Harper and Row, 1981-1984 (в данном случае в тексте примечания содержится очевидная ошибка: работа Ф.Броделя имеет название: Braudel, F. Civilization and Capitalism, 15th to 18th Century, 3 Vols., London: Fontana Press, 1984-1986. - Прим. ред.). Глава третья. Возвышение Восточной Азии, или Миро-система в XXI веке 1. Именно эти проблемы оказываются центральными в книге: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. 2. Примером первого и подробного анализа этих процессов является работа: Frobel, F. 'The Current Development of the World-Economy: Reproduction of Labor and Accumulation of Capital on a World Scale' in Review, No. 4, Spring 1982, pp. 507-555. 3. Я вкратце привожу здесь материал, подробно изложенный в: Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995. 4. Разумеется, и другие регионы мира в то время демонстрировали примеры подобной же реакции. Эфиопия в 1896 году нанесла поражение Италии. В Мексике в 1910 году произошла революция. В начале XX века целая серия важных революционных событий имела место в Оттоманской империи, Персии, Афганистане и странах *. арабского мира. Индийский национальный конгресс был основан в 1886 году, а Национальный конгресс коренных жителей Южной Африки (позднее преобразованный в Африканский национальный конгресс) - в 1912-м. События в Восточной Азии, однако, имели особенно широкий резонанс. 5. Ранее я более детально обосновывал эти тезисы в статье: [Wallerstein, I.] 'Japan and the Future Trajectory of the Wo rid-System: Lessons from History' in Wallerstein, I. Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-System, Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 6. См., в частности, главы 8 и 9 книги: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025. Кода. Так называемый азиатский кризис. Геополитика в исторической перспективе 1. Это обстоятельство на протяжении долгого времени обсуждалось специалистами в области экономической истории и недавно было детально изложено Джованни Арриги в книге: Arrighi, G. The Long Twentieth Century, London: Verso, 1994. 2. Я уже рассматривал этот процесс в целом - как в статье [Wallerstein, L] 'Crisis as Transition' in Amin, S., et Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-System, Cambridge: Cambridge University Press, 1991, особенно в ее первой части. 3. Kissinger, H. 'How U.S. Can End Up as the Good Guy' in Los Angeles Times, 1998, February 8. 4. См.: Ward, R.E. and Rustow, D.A. (eds.) Political Modernization in Turkey and Japan, Princeton (NJ): Princeton University Press, 1964. 5. Подробнее анализ этого вопроса приведен в: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. Глава четвертая. Государства? Суверенитет? Дилеммы капиталистов переходной эпохи 1. Tawney, R.H. Equality, 4th ed., London: George Allen and Unwin, 1952, p. 109. 2. См.: Lerda, J.C. 'Globalization and the Loss of Autonomy by the Fiscal, Banking and Monetary Authorities' in CEPAL Review, 1996, April, No. 58, pp. 76-77; далее автор продолжает: «Следует задать самим себе вопрос: является ли растущая агрессивность международных финансовых рынков - произвольное манипулирование валютными курсами или поддержание высоких бюджетных дефицитов - реальным ограничителем свободы действий национальных властей (источником дополнительных препятствий для проведения в жизнь правительственных решений) или же она выступает позитивным фактором, способным предотвратить развитие негативных тенденций (таких, как нарастающая переоцененность [региональных] валют, выливающаяся в финансовые кризисы, которые приносят в периоды неизбежной девальвации серьезные беды реальному сектору». 3. См.: Kaufman, H. 'After Drexel, Wall Street Is Headed for Darker Days' in International Herald Tribune, 1990, February 24-25 (перепечатано из New York Times). 4. Детальный анализ кризиса структурных элементов капиталистического миро-хозяйства представлен в книге: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. Глава шестая. Либерализм и демократия Братья-враги? 1. Формы постоянной зависимости предпринимателей от государства рассмотрены мною выше, в гл. 4 (см.: ее. 80-104 настоящего издания). См. также: Braudel, F. Civilisation materielle, economie et capitalisme, XVeme - XVIII ere siecle, Paris: Armand Colin, 1979 (английский перевод: Braudel, F. Capitalism and Civilization, 15th to 18th Century, 3 vols, New York: Harper and Row, 1981-1984). 2. В каких формах и почему это происходило на протяжении столетий, показано мною в: [Wallerstein, I.] 'The Bourgeois(ie) as Reality and Concept' in Balibar, E. and Wallerstein, I. Race, Nation, Class: Ambiguous Identities, London: Verso, 1991, pp. 135-152. 3. Эта проблема рассмотрена мною в: [Wallerstein, I.] 'The French Revolution as a World-Historical Event' in Wallerstein, I. Unthinking Social Science, Cambridge: Polity Press, 1991, pp. 7-22, а также в части 2 моей книги: Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995. 4. Относительно рассуждений об egaliberte см.: Balibar, E. 'Trois concepts de la politique: Emancipation, transformation, civilite' in La crainte des masses, Paris: Galilee, 1997, pp. 17-53. 5. Эту тему я детально проанализировал в книге: Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995 (наиболее подробно в части 4, но также и в других частях). См. также выше, гл. 1 (ее. 13-28 настоящего издания), и [Wallerstein, I.] 'Marx, Marxism-Leninism, and Socialist Experiences in the Modern World-System' in Wallerstein, I. Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-System, Cambridge: Cambridge University Press, 1991, pp. 84-97. 6. Более детальная аргументация представлена в написанных мною гл. 7 и 8 книги: Hopkins, Т.К., Wallerstein, 1. (coordinators) The Age of Transition. Trajectory of the World-System 1945-2025, London: Zed Press, 1996. Глава седьмая. Интеграция во что? Отмежевание от чего? 1. См.: Lane, F. Profits and Power, Albany (NY): State University of New York Press, 1979. 2. Исторически сложившиеся взаимоотношения между государствами и предпринимателями рассмотрены мною выше, в гл. 4 (см. ее. 80-104 настоящего издания). 3. История развития этой программы и ее общественные предпосылки подробно рассмотрены мною в: Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995 (особенно во 2-й части «Становление и триумф либеральной идеологии», pp. 71-122). 4. См.: Haupt, G. Le congres manque: L'internationale a la veille de la premiere guerre mondiale, Paris: Franois Maspero, 1965. 5. Kriegel, A. et Becker, J.-J. 1914: La guerre et le mouvement ouvrier frangais, Paris: Armand Colin, 1964, p. 123. *. *. 6. По этому вопросу см.: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. Глава восьмая. Социальные изменения? Изменения бесконечны. Ничего не меняется 1. Приводимые ниже аргументы представляют собой сокращенный вариант объяснений, более детально изложенных в: Wallerstein, I. 'The West, Capitalism, and the Modern Wo rid-System' in Review, 1992, Fall, Vol. 15, No. 4, pp. 561-619. 2. Это сделано мною в трехтомнике Wallerstein, I. The Modern World-System (Vols. 1, 2, New York: Academic Press, 1974, 1980; Vol. 3, San Diego: Academic Press, 1989), а также в целом ряде других работ. 3. Здесь я обобщаю аргументы, представленные в: Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025, London: Zed Press, 1996. Глава девятая. Общественные науки и современное общество Исчезающие основания рациональности 1. См. мою работу: [Wallerstein, I] 'The West, Capitalism, and the Modern World-System' in Review, 1992, Vol. 15, No. 4, pp. 561-619. 2. См.: Shapin, S. A Social History of Truth: Civility and Science in Seventeenth-Century England, Chicago: University of Chicago Press, 1994. 3. См.: Olson, R. The Emergence of the Social Sciences, 1642-1792, New York: Twayne Publishers, 1993. 4. Weber, M. Economy and Society [Vols. 1-2], New York: Bedminster Press, 1968; ссылки на эту работу приводятся в тексте с указанием тома и страницы. 5. См. мою работу: [Wallerstein, I] 'The French Revolution as a World-Historical Event' in Wallerstein, I. Unthinking Social Science, Cambridge: Polity Press, 1991, pp. 7-22. 6. См. две главы из моей работы: [Wallerstein, I] After Liberalism, New York: New Press, 1995: 'Liberalism and the Legitimation of Nation-States: A Historical Interpretation' (pp. 93-107) и 'The Concept of National Development: Elegy and Requiem' (pp. 108-122). 7. Freud, S. Civilization and Its Discontents, London: Hogarth Press, 1951; постраничные ссылки на эту работу приводятся в тексте. 8. См.: Arrighi, G, et al. '1989, Continuation of 1968' in Review, 1992, Vol. 15, No. 4, pp. 221-242. 9. См. МОЮ работу: [Wallerstein, I] 'Peace, Stability, and Legitimacy: 1990-2025/2050' in Wallerstein, I. After Liberalism, New York: New Press, 1995, pp. 2545. 338 Глава десятая. Дифференциация и целостность в общественных науках 1. Все эти утверждения заимствованы из работы Ильи Пригожина (Prigogine, I. 'La fin de la certitude' in Larreta, E.R. (ed.) Representation et complexite, Rio de Janeiro: Educam/UNESCO/ISSC, 1997, pp. 61-84). Доклад Пригожина был сделан на коллоквиуме, организованном Главной коллегией Международного совета по общественным наукам, в сотрудничестве с другими организациями, с целью обсуждения значения работ Пригожина для обществоведческой теории. Глава одиннадцатая. Многоликий евроцентризм Обществоведческие дилеммы 1. См.: Jones, E.J. The European Miracle: Environment, Economics, and Geopolitics in the History of Europe and Asia, Cambridge: Cambridge University Press, 1981. 2. Цит. по: Abdel-Malek, A. La dialectique sociale, Paris: Seuil, 1972, p. 89; см. также английское издание: Abdel-Malek, A. Social Dialectics, London: Macmillan, 1981. 3. См.: Rickert, H. The Limits of Concept Formation in the Physical Sciences, Cambridge: Cambridge University Press, 1986 [первое издание этой книги вышло в 1913 г.]. 4. См.: Abdel-Malek, A. La dialectique sociale, Said, E. Orientalism, New York: Pantheon Books, 1978. 5. См.: Smith, W.C. 'The Place of Oriental Studies in the University' in Diogenes, 1956, No. 16, pp. 106-111. 6. См.: Chen, X. 'Occidentalism as Counterdiscourse "He Shang" in Post-Мао China' in Critical Inquiry, 1992, Vol. 18, No. 4, p. 687. 7. См.: Bury, J.B. The Idea of Progress, London: Macmillan, 1920; и Nisbet, R.A. History of the Idea of Progress, New York: Basic Books, 1980. 8. См. мнение различных авторов в: Sanderson, S.K. (ed.) Civilizations and World Systems: Studying World-Historical Change, Walnut Creek (Ca.), Atlanta: Altamira, 1995. 9. См. МОЮ работу: [Wallerstein, I] 'The West, Capitalism, and the Modern World-System' in Review, 1992, Vol. 15, No. 4, pp. 561-619.
10. Smith, A. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, New York: Modern Library, 1937, p. 16 [первое издание этой книги вышло в 1776 г.]. 11. Противоположная точка зрения изложена в: Amin, S. 'The Ancient World-Systems versus the Modern Capitalist World-System' in Review, 1991, Vol. 14, No. 3, pp. 349-385. 339 12. См.: Wallerstein, I. After Liberalism, New York, New Press, 1995; Hopkins, Т.К., Wallerstein, I. (coordinators) The Age of Transition. Trajectory of the World-System 1945-2025, London: Zed Press, 1996. 13. См. МОЮ работу: [Wallerstein, I] 'Capitalist Civilization' in Chinese University Bulletin, 1992, No. 23, 14. См.: Needham, J. Science and Civilization in China, Cambridge: Cambridge University Press, 1954 (издание Глава двенадцатая. Структуры знания, или Сколько путей познания лежит перед нами 1. См.: Wallerstein, I., et al. Open the Social Sciences: Report of the Gulbenkian Commission on the Restructuring of the Social Sciences, Stanford (Ca.): Stanford University Press, 1996. 2. См.: Prigogine, I. La fin des sertitudes, Paris: Odile Jacob, 1996, p. 67. Глава тринадцатая. Взлет и грядущее падение миро-системного анализа 1. См. дискуссию, представленную в книге: Wallerstein, I., et al. Open the Social Sciences: Report of the Gulbenkian Commission on the Restructuring of the Social Sciences, Stanford (Ca.): Stanford University Press, 1996. 2. См. МОЮ статью: [Wallerstein, I.] 'The Unintended Consequences of Cold War Area Studies' in Chomsky, N., et al. The Cold War and the University: Toward the Intellectual History of the Postwar Years, New York: New Press, 1997, pp. 195-231. 3. Я обосновывал природу таких рисков в своей статье: [Wallerstein, I.] 'Hold the Tiller Firm: On Method and the Unit of Analysis' in Sanderson, S.K. (ed.) Civilization and World Systems: Studying World-Historical Change, Walnut Creek (Ca.): Altamira, 1995, pp. 239-247. Глава четырнадцатая. Социальная теория и стремление к справедливому обществу 1. Цит. по: Коугё, A. From the Closed World to the Infinite Iniverse, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1957, p. 276. 2. Цит. по: Hahn, R. Laplace as a Newtonian Scientist (доклад, представленный на семинаре, посвященном влиянию Ньютона, который состоялся в Мемориальной библиотеке Кларка 8 апреля 1967), University of California, Los Angeles: William Andrews Clark Memorial Library, 1967, p.15. 3. Wallerstein, I. History in Search of Science, Review 19, No. 1 (winter 1996), pp. 11-22. 4. См.: Wallerstein, I., et al., Open the Social Sciences: Report of the Gulbenkian Commission on the Restructuring of the Social Sciences, Stanford, (Ca): Stanford University Press, 1996. 5. «Незыблемое было поколеблено, - пишет Ивар Экланд. - Качественный подход нельзя рассматривать как простое замещение количественных методов. Этот метод может привести к большим прорывам в теоретической области, например, в динамике жидкостей. У него есть еще одно важное преимущество по сравнению с количественными методами, а именно, стабильность». Mathematics and the Unenexpected, Chicago: University of Chicago Press, 1988, p. 73. 6. Prigogine, I. La fin des certitudes, Paris: Odile Jacob, 1996, pp. 83, 177. 7. У меня нет возможности развивать эту мысль дальше в пределах данной работы, но я уже говорил об этом более подробно в: 'Peace, Stability, and Legitimacy, 1990-2025/2050' in After Liberalism, New York: New Press, 1995, pp. 25-45. Глава пятнадцатая. Наследие социологии и будущее обществоведения 1. См.: Parsons, Т. The Structure of Social Action, 2nd ed., Glencoe (IL): Free Press, 1949 [1937]. 2. См.: Wallerstein, L, et al. Open the Social Sciences: Report of the Gulbenkian Commissionon the Restructuring of the Social Sciences, Stanford (Ca.), Stanford University Press, 1996, chap. 1. 3. См.: Wallerstein, I., et al. Open the Social Sciences, chap. 2. 4. См.: Foucault, M. The Archaeology of Knowledge, New York: Pantheon, 1972; Bourdieu, P. Homo Academicus, Stanford (Ca.): Stanford University Press, 1988. 5. В одной из своих последних статей - «Наука как призвание» (представленной в 1918 году в виде доклада), Вебер характеризует себя (уже во втором предложении) как «политэконома». В действительности, в [оригинальном] тексте он использует немецкое слово Nationalokonom, близкое по смыслу к слову «политэконом», но все же не совсем тождественное. Однако далее он говорит о работе, которой «должны заняться обязательно социологи». Невозможно с уверенностью судить, в какой степени эти последние слова он относит к себе. (См.: Weber, M. 'Science as a Vocation' in Gerth, H.H. and Wright Mills, С (eds.) From Max Weber: Essays in Sociology, New York: Oxford University Press, 1946 [1919], pp. 129, 134). 6. Вот один из недавних примеров: книга канадского социолога Кена Моррисона (Morrison, К. Marx, Durkheim, Weber: Formations of Modern Social Thought, London: Sage, 1995). Аннотация, помещенная на обложке, гласит: «В рамках любого университетского курса теории Маркса, Дюркгейма и Вебера изучаются как основа классической социологической теории». 7. Об относительном уменьшении влияния работ Дюркгейма и особенно Annee Sociologique, см.: Clark, T.N. 'The Structure and Functions of a Research Institute: The Annee Sociologique' in European Journal of Sociology, 1968, No. 9, pp. 89-91. 8. См.: Catlin, G.E.G. 'Introduction' in Durkheim, E. The Rules of Sociological Method (translated by Solovay, S.A. and Mueller, J.H.), 8th ed., Glencoe (III.): Free Press, 1964 [1938], pp. xi-xii). 9. Connell, R.W. 'Why Is Classical Theory Classical?' in American Journal of Sociology, vol. 102, No. 6 (May 1967), p. 1514. 10. Durkheim, E. The Rules of Sociological Method, pp. 35-36. 11. На мнение, будто общество основано на субстрате индивидуальных сознаний, Дюркгейм отвечает: *. имеют место в обществе, которое их порождает, а не на уровне его частей, иначе говоря, не на уровне членов этого общества». (Durkheim, E. The Rules of Sociological Method, pp. 3840). 12. «Исключительной особенностью социального ограничения является то, что оно проистекает не из
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |