Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи изучения риторики




Лекция № 1

РИТОРИКА – ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ.

1. Предмет и задачи изучения риторики.

2. История зарождения риторики в Древней Греции.

3. Ораторское искусство в Древнем Риме.

4. Теория красноречия в России.

Термин «ораторское искусство» (лат.oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо, так как нужно в данном случае (на латинском «элоквенция»).

Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.

Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Риторику часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.

Р.З. Апресян, один из исследователей ораторского искусства, подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что ещё античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений.

Что же позволяет рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их.

Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

В-третьих, ораторское искусство имеет свой предмет и объект изучения, методы и приёмы.

Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат речи каждого начинающего оратора.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей:

истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

1. Инвенция – в русском переводе «изобретение мыслей», нахождение материала для последующего выступления;

2. Диспозиция, или композиция, – расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности в изложении тезисов;

3. Элокуция и орнамента – выражение и украшение (выбор средств языка, стиля, работа над культурой речи, поэтика);

4. Мемориа – запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности;

5. Акция, или исполнение, – безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр.

 

Кому же нужна риторика сегодня? Всем без исключений. В начале 90-х годов 20 века в «Известиях» была напечатана статья «Почему Клинтон говорит так складно?» Потому что его учили. В США мастерство публичной речи, полемики, умение свободно и доброжелательно общаться ценится очень высоко. Да и в России меткое слово всегда вызывало уважение, и даже зависть. «Словом можно убитьи оживить, ранитьи излечить, посеять смятение и безнадежностьи одухотворить»,писал В.А. Сухомлинский.

По речи, по ее культуре судят о человеке: «Заговори, чтобы я тебя увидел»,сказал Сократ своему новому ученику... Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

Если субъект сформировал в себе такие качества личности, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами – он достигнет успеха, уважения, а возможно – и известности.

Таким образом, значение изучения данного предмета – каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли; нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которой плохая, запутанная, бестолковая речь была бы благом. В риторике обобщены определенные приемы, которые позволят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может, и побудить их к каким-либо действиям.

Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. Из публичных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать.

То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному. Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публичные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разделить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору – все это должен решать слушатель.

 

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия.

Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.