КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели курса1. Цель курса – ознакомитьс основными подходами управления хозяйственной деятельностью и построения хозяйственных организаций; Сформировать теоретическую базу для углубленного изучения всего комплекса специалдизированных дисциплин; Дать фундаментальные знанияоб объективных законах и закономерностях формирования, функционирования и развития систем управления, рекомендации по управлению организационными изменениями и о технике организационной диагностики; Привить навыки к оценке и анализу функционального, структурного и ситуационного управления. Курс строится как межотраслевая дисциплина, отражающая в своем содержании общие закономерности управления хозяйственной деятельности 2. Задачи учебного курса: - изучить методологические основы менеджмента - ознакомить с базовыми принципами организации структур и процессов в системе управления; - освоить структуры, функции и методы отдельных видов деятельности -научить практическим приемам работы в системе менеджмента
Изучив курс, студенты должны: · знать: основные понятия менеджмента, концепции менеджмента, функции и методы менеджмента, основные принципы менеджмента; эволюцию развития отечественного и зарубежного менеджмента, формирование стратегических и тактических планы,; организационные отношения в системе менеджмента; формы и организации системы управления в социально-экономических системах мотивационный механизм менеджмента; методологические основы науки управления; инфраструктуру, социофакторы и этику менеджмента; механизм и способы моделирования ситуации и разработки управленческих решений природу и состав основных функций менеджмента; · уметь: определять систему целей организации (фирмы, отдела), формировать стратегию и тактику их реализации; с системных позиций проводить анализ и синтез системы управления, владеть методами системного проектирования; применять организационные, графические и математические модели и вычислительную технику для моделирования и оптимизации управления различными организационными объектами; владеть методами активного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, владеть элементами культуры управленческого труда, документалистики; разрабатывать и обосновывать различные управленческие решения, уметь осуществлять их многокритериальную оптимизацию, применять экономико-математические методы, экспертные оценки, современную управленческую оргтехнику. Распределение часов по темам курса и видам занятий
Учебно-тематический план курса Менеджмент для студентов заочной формы обучения (нормативные сроки) Распределение часов по темам курса и видам занятий
Учебно-тематический план курса Менеджмент для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки) Распределение часов по темам курса и видам занятий
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ ü Предмет, задачи, содержание, терминология, основные разделы изучаемого курса. Теоретические основы управления и менеджмента. Определение объекта, субъекта и предмета управления. Управление по целям, ограничениям, отклонениям. ü Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Диверсификация и типология менеджмента (административный, стратегический, проблемно-ориентированный, социально-регулируемый, ситуационный, финансовый и т.п.) Круг основных проблем современного менеджмента, методы и средства их решения. Область профессиональной деятельности менеджеров и требования к ним. Задачи курса Основы менеджмента, его структура и связь с другими дисциплинами ü Общетеоретические проблемы управления производством. Взаимосвязь управления и менеджмента. Управление и руководство организацией ü Законы, закономерности и правила управления. ü Методы организационного воздействия. Организационно-распорядительные (административные), экономические, социально-психологические методы управления. ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ü Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Основные этапы формирования теории и практики менеджмента Развитие научной и научно-практической управленческой мысли. ü Развитие систем хозяйственного управления Управленческое революции. ü Зарождение научной управленческой мысли. Предпосылки становления науки управления ü. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных зарубежных школ и систем менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент. Развитие теории и практики управления в России. Национальные особенности российского менеджмента. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования. ü Рациональный подход к управлению. Учение Ф.У. Тейлора. Школа научного управления. ü Администратьивныей подход к управлению. Учение А. Файоля. Школа административного управления ü Э. Мэйо и Хотторонские эксперименты. Школа человеческого подхода к управлению. ü Школа поведенческих наук. ü Школа науки управления (количественного подхода к управлению). Кибернетика ü Эмпирическая школа управления. Связь науки и практики ü Школа социальных систем ü Современные направления развития менеджмента. ТЕМА 3. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ü Организация как объект управления. Формы, элементы организации ü Субъект и объект управления в производственно-хозяйственной организации (ПХО), их связь и взаимозависимость, структуризация систем управления. Системный подход к управлению. Системные характеристики управления; реализация закономерностей системотехники в организационном управлении. Кибернетический подход к управлению. Управление ПХО как кибернетической системой. Использование закономерностей кибернетики в организационном управлении. Общие и специальные требования к системе управления. ü Природа, сущность и технология принятия управленческого решения. Методы обоснования управленческого решения. Основные ошибки при принятии управленческого мышления. ü Философское осмысление управления организацией. Позиционирование организации на рынке ü Анализ внешней и внутренней среды организации. Факторы внутренней и внешней среды и их учет в менеджменте. Классификация факторов внешней среды: макро- и микросфера организации, жесткие и мягкие факторы. Оценочные показатели факторов внешней среды: сложность, динамизм, неопределенность. Методы изучения и прогнозирования факторов внешней среды. Внутренняя среда организации: постоянные и переменные элементы менеджмента. ü Целевые системы управления организацией. Требования к целям, критерии количественной и качественной системы целей. Классификация целей управления организацией. Методы разработки целевой системы управления организацией. Миссия фирмы, ее формирование. ü Стратегия организации. виды и методы обоснования организацией. ü Проектирование и построение организации. Типы и факторы проектирования организации Функции и задачи организации ü Структура организации, технология и проектирование работы ü Человек, группы в организации: взаимодействие, вхождение, адаптация. ü Организация взаимодействия: методы, процессы, ü Коммуникации в управлении. Схемы коммуникаций ü Власть и влияние. Личность руководителя. Деловые качества. Стили управления. Источники, модели и формы власти, используемые руководителями. Стиль мышления руководителя. Эффективность деятельности руководителя. Психологические ошибки руководителя в оценке работы персонала. Психология отклоняющегося поведения персонала. Конфликты в деятельности менеджера и управление ими ТЕМА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ü Личностное влияние и групповая динамика. Лидерство. ü Мотивация деятельности Индивидуально-личностные качества работников и их учет в управлении. Понятие структуры личности, индивидуальные психологические переменные. Классификация типов личности. Методы познания личностных свойств, тесты и их использование в менеджменте. Основы управления поведением человека в организации. Мотивация, структура мотивационного цикла. Виды эмоций, их роль в мотивации. Стимулирование: сущность и отличие от мотивации, область применения. Социальная и профессиональная адаптация, ее сущность и пути ускорения. ü Организационная культура. Понятие трудового коллектива, его функции, структура, отношения с администрацией. Требования к структуре коллектива. Зарубежный опыт управления структурой коллектива. Социально-психологический климат в коллективе и методы его изучения. Формальные и неформальные группы в организации. Классификация неформальных групп, их ролевая структура. Методы изучения неформальных групп в организации. Управление неформальными группами и повышение эффективности групповой деятельности ТЕМА 5. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ü Предпосылки и объекты управленческого консультирования Процессы управления. Технология управления. Исходные данные для проектирования технологии управления. Назначение и использование нормативных, методических, технических и справочных материалов при проектировании и нормировании процессов управления и делопроизводства. ТЕМА 6. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ü Контроль как функция менеджмента, его задачи и содержание. Классификация видов, стадий и объектов управленческого контроля ü. Стратегическая направленность управленческого контроля. ü Процессы управленческого контроля: установление контрольных точек, стандартов, определение допустимых отклонений, периодичность и эффективность контроля. Методы осуществления управленческого контроля. ü Контроль управленческих решений и исполнительной дисциплины. Органы управленческого контроля, их структура и взаимодействие с подразделениями управления. Опыт зарубежных фирм по организации управленческого контроля.. ТЕМА 7. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ü Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Диверсификация и типология менеджмента (административный, стратегический, проблемно-ориентированный, социально-регулируемый, ситуационный, финансовый и т.п.) Круг основных проблем современного менеджмента, методы и средства их решения.. ТЕМА 8. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖЕРА ü Содержание и социально-экономическое значение нормирования труда. Функции норм труда. Виды норм труда и методы их обоснования. Нормативные материалы по труду. Методы разработки норм труда. Особенности нормирования и регламентации управленческого труда. Проектирование подсистем нормирования труда служащих. Установление численности работников организаций на нормативной основе. Разработка штатных расписаний с использованием нормативных материалов. Нормирование умственного труда. Микроэлементное нормирование. Зарубежный опыт нормирования. ТЕМА 9. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ü Формирование и развитие оргструктуры внутрифирменного управления. Кооперация и разделение труда в аппарате управления. Основные элементы организационной структуры управления: штат управления, диапазон контроля, централизация и др. ü Принципы департаментализации и образования самостоятельных структурных подразделений аппарата управления. Типовые схемы построения оргструктур. Программно-целевые и адаптивные структуры. Современные организационные формы внутрифирменного управления. Методы проектирования и рационализации оргструктур управления. ТЕМА 10. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ü Определение основных направлений и функций развития подсистемы самоуправления в организации. Разработка процедур планирования и мониторинга систем самоуправления. Определение требований к формированию и развитию лидерства. ü Основы теории рабочих команд. Процесс командообразования ü Структура самонаправляемых рабочих команд ТЕМА 11.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ü Эффективность управления. Понятие, критерии и показатели экономической эффективности управления и его элементов. Методы определения экономической эффективности совершенствования процессов и систем управления. ü Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию технологии и техники управления. Особенности определения экономической эффективности компьютеризации управления. Примеры расчетов экономической эффективности совершенствования документооборота, рационализации оргструктуры управления и т.д ТЕМА 12. СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМА БАНКРОТСТВА ü Сущность антикризисного управления. Факторы эффективности антикризисного управления ü Диагностика кризисов. Методы и процедуры диагностики ü Банкротство предприятий: понятие, виды, процедуры банкротства, их последствия ТЕМА 13. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИЙ (2 часа) ü Сущность управленческих технологий. Структура и методы формирования управленческих технологий ü Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности ТЕМА 14. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ü Реструктуризация бизнеса. Условия реструктуризации бизнеса ü Реинжиниринг. Сущность и методы ТЕМА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ü Сбалансированная система показателей. BSC- системы ü Управление потоком работ. workflow системы ü Автоматизация систем контроля, учета и анализа управленческих работ.ERP системы ü Проектные системы. Управление с помощью бизнес-единиц. BUM технологии ü Управленческий учет. Бюджетирование ü Управление на основе MBO- систем. ü Управление персоналом на современном этапе HR- менеджмент Outplacement ü Развитие организации. Коучинг. Грейдинг ü I2R. RACE - метод ü Франчейзинг ü Аутсорсинг. Аутстаффинг ü KPI-системы ü Факторинг ü Брендинг
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ КУРСА ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ. ü Басовский Л.Е. Менеджмент / Учебное пособие. – М.: Инфра-М. - 2005 ü Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М. Проспект, 2003 ü Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.:Высшая школа, 2002 ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ü Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993. - 416 с. ü Вудкок М.,Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991 ü Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. ü Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с. ü Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М., 1991. ü Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1990 ТЕМА 3. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ü Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1998. ü Басовский Л.Е. Менеджмент / Учебное пособие. – М.: Инфра-М. - 2005 ü Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М. Проспект, 2003 ü Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.:Высшая школа, 2002 ü Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ,1995 ü Глухов В.В. Менеджмент: Учебник.-СПб.: Спец. литература, 1999. - 700 с. ü Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с. ü Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. ТЕМА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ü Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК ГС, 1996. ü Винер Н. Человек управляющий. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. ü Вудкок М.,Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991 ü Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998. - 511 с. ü Журавлев П.В.,Карташов С.А.,Маусов Н.К.,Одегов Ю.Г.Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.-М.:Экзамен,2000. ТЕМА 6. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ü Басовский Л.Е. Менеджмент / Учебное пособие. – М.: Инфра-М. - 2005 ü Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М. Проспект, 2003 ü Винер Н. Человек управляющий. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. ü Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.:Высшая школа, 2002 ü Драккер П.Ф.Управление, нацеленное на результаты: Пер.с англ.М.:1994- ТЕМА 8. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖЕРА ü Андреев В. Саморазвитие менеджера. - М., 1995. ü Блейк Р., Мутон Д. Научные методы управления. - Киев, 1990. ü Деркач А.А., Анисимов С.А., Конюхов Н.И., Костенко Е.П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственной службы. - М.,1997. ü Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М., 1998. ü Ладанов И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки).- М., 1995. ü.Руденеский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. -Москва-Новосибирск, 1997. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. - М-, 1993. ü Современный менеджмент: принципы и правила /Под ред. В.И.Данилова-Данильяна. М., 1992. ТЕМА 9. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ü Басовский Л.Е. Менеджмент / Учебное пособие. – М.: Инфра-М. - 2005 ü Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М. Проспект, 2003 ü Драккер П.Ф.Управление, нацеленное на результаты: Пер.с англ.М.:1994- ü Журавлев П.В.,Карташов С.А.,Маусов Н.К.,Одегов Ю.Г.Технология управления персоналом.Настольная книга менеджера.-М.:Экзамен, 2000. ü Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. М.: прогресс, 1979. ü Маккей X. Как уцелеть среди акул. - М.. 1991. ТЕМА 11.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ü Ансофф Й. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.:Экономика, 1989.519 с. ü Гвишиани Д.М. Организация и управление. 2-е изд. М.: Наука, 1972 ü Драккер П.Ф.Управление, нацеленное на результаты: Пер.с англ.М.:1994- ü Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. ТЕМА 12. СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМА БАНКРОТСТВА. ü Антикризисное управление. Учебное пособие для технических вузов/под ред. Минаева Е.С. и Панагушина В.П. — М.: Приор, 1998. ü Зайцева О.П. Антикризисный менеджмент в российской фирме.//Аваль. (Сибирская финансовая школа). — 1998. — № 11-12. ü Теория и практика антикризисного управления./Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. ü Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2000. ТЕМА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ü Семь нот менеджмента. — М.: Эксперт, 1997. ü Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М. Проспект, 2003 ü Винер Н. Человек управляющий. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. ü Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.:Высшая школа, 2002 ü, Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000. ü Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.-М.:Экзамен, 2000. ü Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинженерингу бизнес-процессов. - М., 1997
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |